Как поссорился человек с медведем

Мужик и медведь

Как поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведем

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Как поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведем

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Источник

Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002

Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002.

Хрестоматия является составной частью комплекса учебных пособий для общеобразовательных школ Ямала и других регионов Крайнего Севера.
Хрестоматия способствует расширению круга знаний учащихся по национально-региональному компоненту. Тексты, собранные в ней, дают представление о мифологии, фольклоре и литературе народов Ямала. Некоторые тексты никогда ранее не публиковались.
Хрестоматия тесно увязана с учебником «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5–7 классов общеобразовательных школ.
Рекомендуется использовать хрестоматию в сочетании с учебником, однако она представляет интерес и как самостоятельное собрание образцов фольклорно-литературного творчества народов Ямала.
Адресована учащимся школ, учителям и всем интересующимся культурой народов, населяющих Ямал и другие регионы Крайнего Севера.

Как поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведем

ПОЯС НУМИ-ТОРУМА.
(мансийская сказка)
Верхний дух, Нуми-Торум создавал Землю. Послал он на Землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
— Посмотри, хорошо ли будет на Земле Человеку, и Зверю, и Птице всякой.
Иоли-Торум-Шань спустилась на Землю и увидела, что ненадежно стоит Земля,

шатается. Как же Человек устоит на ней? Как Птица гнездо совьет? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
— О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика стала Земля, а все еще движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, Землю нашу укрепи.

Верхний Дух думать стал. Пока сидел думал, не один котел рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжелыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролег по Земле, вырос Уральский хребет. Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озера.
Живи да радуйся, Человек, и Зверь, и Птица всякая!

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю
Традиционный фольклор
В народе говорят. (Пословицы, поговорки, приметы)
Загадки северных народов
Песнь старца из Теги. Хантыйское сказание (отрывки)
Сказки
Пояс Нуми-Торума (мансийская сказка)
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне (ненецкая сказка)
Три сына (ненецкая сказка)
Сильнейший из сильнейших (ненецкая сказка)
Почему собаки только лают (селькупская сказка)
Берестяная малица Ичи (селькупская сказка)
Хозяйка огня (селькупская сказка)
Идэ (сказка народа ханты)
Деревянный идол (сказка народа ханты)
Племянник по имени Место, Где Были Рожки (сказка народа ханты)
Луна и Солнце (татарская сказка)
Три дочери (татарская сказка)
Горе (татарская сказка)
Мифы и легенды
Ненецкие мифы о сотворении мира
Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и сотворении собаки (ненецкий)
Миф о создании богом людей (мансийский)
Миф о всемирном потопе (ненецкий)
Ядне Н. Легенда о фамилиях
Легенда о роде Няруй
Священный сказ о сотворении земли (мансийский миф)
Остяцкая легенда о сотворении мира
Мифы, притчи, сказки, обработанные современными писателями Ямала
Айпин Е. Вверх Ушедший Человек (из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)
Айпин Е. Луна-Человек (отрывок из повести «Я слушаю землю»)
Айпин Е. Собака Старика Месяца (из книги «Я слушаю землю»)
Неркаги А. О чем плачет гагара (из повести «Белый ягель»). Легенда
Дудников Н. Сопка пяти пальцев. Легенда
Габдель Махмут. Начало пути (татарская притча)
Афанасьев Ю. Летучий Зверь-Налим
Лазарев Г. Сказка про Глухаря
Дудников Н. Спорила ворона с солнцем (сказка)
Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем (отрывок из романа-сказания)
Мария Вагатова. Пять слов, пять рассказов
Ругин Р. Залив Священной Собаки
Слинкина Г. Старик-Луна
Стихи о Ямале
Лапцуй Л. Полярная ночь (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Рождение Ямала. Глава из поэмы (перевод Н. Грудининой)
Лапцуй Л. Алеет заря (перевод Г. Гампер)
Ругин Р. Живун (перевод И. Фонякова)
Стихотворения о лучшем друге человека
Ругин Р. Щенок (перевод И. Голотиной)
Ругин Р. Собачий лай (перевод И. Фонякова)
Ругин Р. Бродячие собаки (перевод И. Голотиной)
Лапцуй Л. Лайка (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Мальчик из стойбища. Поэма (перевод И. Грудининой)
Художественная проза
Таинственная игра неведомых огней
Афанасьев Ю. Рассказ девочки про собаку
Ругин Р. Ланги (повесть)
Габдель Махмут. Татарчонок
Истомин И. Встань-трава (глава из романа «Живун»)
Краткие сведения об авторах.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы

В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19», г. Нижневартовск

русского языка и литературы

(из опыта работы по использованию краеведческих материалов)

Шипицина Вероника Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19»,г. Нижневартовска

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Программное обеспечение реализации регионального компонента

для учащихся 5-6 классов.

Примерная программа литературно-краеведческого клуба «ЮГРА»

Программа элективного курса по русскому языку с использованием регионального компонента «Письменные работы разных жанров на филологические темы» для учащихся 10-11 классов.

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев

Программа курса литературного краеведения

для учащихся 5-8 классов

Незыблемой основой воспитания учащихся является формирование бережного отношения к культуре, литературе, традициям, любви к родному краю. В осуществлении этих задач важную роль играет такой предмет, как краеведение. Его преподавание способствует обогащению личного опыта учащихся, накоплению необходимых знаний о родном крае, воспитание патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени, писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Не секрет, что преподавание школьных предметов чаще всего изолировано от литературы и культуры родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал. Необходимо максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий.

Для этого нужно системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы классической. В связи с этим сформировались основные направления работы: создание рекомендаций для уроков внеклассного чтения по литературе родного края, разработка программ факультативов, спецкурсов, работа по методическому обеспечению этих программ и в целом регионального компонента базисного плана.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

Законе Российской Федерации «Об образовании» (один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций);

в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа литературного краеведения «Истоки» разработана в соответствии с документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Приобщение к лучшим страницам литературы Сибири не только расширит кругозор, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее, а может быть и прогнозировать будущее, а изучать ее следует в контексте общерусской литературы.

пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тюменского края;

приобщение учащихся к литературному, историческому, культурному и природному наследию края;

воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных народов Севера;

воспитание любви к природе родного края;

формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

изучить литературу, историю, культуру, обычаи, верования народов Севера;

расширить общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края (краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя, при этом основной и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга);

развить творчество, поисковые навыки, умения систематизировать и правильно оформлять материалы; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей;

создать творческое содружество семьи и школы;

формировать активные жизненные позиции.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы

Как поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведемКак поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведемКак поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведемКак поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведемКак поссорился человек с медведем. Смотреть фото Как поссорился человек с медведем. Смотреть картинку Как поссорился человек с медведем. Картинка про Как поссорился человек с медведем. Фото Как поссорился человек с медведем

Региональный компонент в преподавании
русского языка и литературы

(из опыта работы по использованию краеведческих материалов)

Шипицина Вероника Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 19»,г. Нижневартовска

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Программное обеспечение реализации регионального компонента

для учащихся 5-6 классов.

3. Примерная программа литературно-краеведческого клуба «ЮГРА»

4. Программа элективного курса по русскому языку с использованием регионального компонента «Письменные работы разных жанров на филологические темы» для учащихся 10-11 классов.

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев

Программа курса литературного краеведения

«ИСТОКИ»

для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Незыблемой основой воспитания учащихся является формирование бережного отношения к культуре, литературе, традициям, любви к родному краю. В осуществлении этих задач важную роль играет такой предмет, как краеведение. Его преподавание способствует обогащению личного опыта учащихся, накоплению необходимых знаний о родном крае, воспитание патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени, писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Не секрет, что преподавание школьных предметов чаще всего изолировано от литературы и культуры родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал. Необходимо максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий.

Для этого нужно системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы классической. В связи с этим сформировались основные направления работы: создание рекомендаций для уроков внеклассного чтения по литературе родного края, разработка программ факультативов, спецкурсов, работа по методическому обеспечению этих программ и в целом регионального компонента базисного плана.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

· Законе Российской Федерации «Об образовании» (один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций);

· в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа литературного краеведения «Истоки» разработана в соответствии с документами:

· Законом Российской Федерации «Об образовании»,

· Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Программа «Истоки» призвана обогатить школьников знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать на примерах мужества, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, а такжеспособствует развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач; оказывает воздействие на систему ценностей, вызывает интерес к «малой» Родине, пробуждает чувство любви к родному городу, краю, формирует в ходе краеведческих уроков исследовательский интерес к предметному миру, учит ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи. В художественных произведениях заложены огромные возможности в плане идейно-нравственного, патриотического и эмоционального воспитания, литературного развития учащихся, профессиональной ориентации будущих специалистов гуманитарного профиля.

Приобщение к лучшим страницам литературы Сибири не только расширит кругозор, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее, а может быть и прогнозировать будущее, а изучать ее следует в контексте общерусской литературы.

Цель программы:

· пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тюменского края;

· приобщение учащихся к литературному, историческому, культурному и природному наследию края;

· воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных народов Севера;

· воспитание любви к природе родного края;

· формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

· стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи программы:

1) изучить литературу, историю, культуру, обычаи, верования народов Севера;

2) расширить общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края (краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя, при этом основной и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга);

3) развить творчество, поисковые навыки, умения систематизировать и правильно оформлять материалы; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей;

4) создать творческое содружество семьи и школы;

5) формировать активные жизненные позиции.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (краеведческие музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города).

Образовательным результатом программы будет:

· устойчивый интерес к истории своей Родины;

· знания по литературе, истории и культуре родного края;

· умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

· способность творчески мыслить и рассуждать;

· умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

· способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

· способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы

· культуры,обычаев, верований народов Севера,

Организация проведения занятий

Данная программа организует индивидуальную и коллективно-творческую деятельность учащихся по приобретению новых знаний о литературе, истории и культуре родного края из разных источников информации; творческую переработку информации и создание самостоятельных исследований, проектов.Наиболее эффективными формами являются как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в выставочном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.)

Формы работы:

· уроки литературы и русского языка, литературного чтения;

· система внеклассной работы:

ü тематические праздники, коллективно-творческие дела;

üхудожественное творчество учащихся;

ü очные и заочные экскурсии и походы по родному краю;

üустные журналы, беседы;

üвстречи с писателями и поэтами, творческими коллективами родного города;

üсбор и оформление материалов для школьного музея литературного краеведения;

üвыступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,

üпроектная и исследовательская деятельность учащихся.

Мониторинг уровня овладения программой:

· участие в краеведческих чтениях, конкурсах, играх и мероприятиях школы, города;

· презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

· анкетирование родителей и учащихся.

Программа содержит методическое обоснование, дидактические материалы, разработки учебных и внеклассных мероприятий, образцы творческих работ учащихся.Программа может быть рекомендована к использованию учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования.

Программа была апробирована на базе школы, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.

Реализация регионального компонента по литературе

в 5 классе

Литература и фольклор

Название раздела

Тема урока

Содержание РК

Литература

Вводное занятие

О книге и чтении

Д.Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном

Г. Данилина, Н. Рогачева), стр.3-5

Устное народное творчество

Литература и фольклор

Юрий Афанасьев

« Сказки дедушки Ай-по» (по мотивам хантыйского фольклора)

Закрепление представлений уч-ся о сказках как сокровищнице народной мудрости. Поучительность как жанровый признак сказки.

Литературная сказка

Юрий Ананьев

«Сказка о добром сердце»

Знакомство с жанровыми признаками комикса, создание комикса по сказке. Закрепление представления о композиции сказки.

Иван Ермаков

«О чем шептал олененок»

Олицетворение. Способы выражения авторского отношения. Символика в литературной сказке.

Красота истинная и мнимая.

Маргарита Анисимкова

«Еганское огнище»

Приём контраста. Представление о сценарии диафильма как тексте. Составление диафильма по сказке.

Сказочные традиции в литературе Сибири.

Анна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

Анализ авторской сказки.

Рассказ о животных

Геннадий Колотовкин «Медвежатники».

Формирование умения сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

Лирические

жанры

Стихотворения в прозе

Валерий Мартынов

«Лягушки»,

Петр Суханов «Шмели»,

Юрий Вэлла «Перед закатом солнца»

Представление о творческой лаборатории писателя.

Лирические

жанры

Конкурс выразительного чтения «Мои любимые стихи сибирских поэтов»

Роман Ругин «Живун», «Мольба природы»

Андрей Тарханов «Медвежатник» и др.

Выразительное чтение наизусть.

Итоговое занятие

Представление о сборнике произведений как тексте. Литературное произведение как источник раздумий о нравственных проблемах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *