Как посмотреть свой электронный больничный лист
В электронной медкарте москвичам теперь доступны больничные листы
Все больше возможностей появляется у пользователей одного из самых популярных сервисов единой цифровой платформы здравоохранения — электронной медицинской карты. Теперь на портале mos.ru, а также в мобильной версии медкарты в приложении «ЕМИАС.ИНФО» в разделе «Мои больничные» можно просмотреть данные листков нетрудоспособности, оформленных в поликлиниках. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Процесс цифровизации московского здравоохранения двигается семимильными шагами. В прошлом году мы уже начали выдавать листки нетрудоспособности в электронном виде. А теперь в веб- и мобильной версии электронной медкарты у москвичей появился доступ к информации о выданных больничных — и бумажных, и электронных. Сервисы работают в составе единой цифровой платформы столичного здравоохранения и делают процесс оформления листков нетрудоспособности еще удобнее и прозрачнее», — рассказала заммэра.
В разделе «Мои больничные» можно узнать номер выданного больничного листа и его тип (бумажный бланк или электронный), период его действия, причину нетрудоспособности с кодом болезни и расшифровкой, данные врача и медицинской организации, статус документа и по уходу за кем он выдан, а для электронных больничных также статус его обработки в Фонде социального страхования (ФСС). Хранение больничных в электронной медкарте удобно как для врача, так и для пациента: вся необходимая информация всегда есть в электронном виде. Сведения не потеряются и будут под рукой.
Вместо оформления бумажного бланка можно выбрать электронный листок нетрудоспособности, который является юридически равноправным документом. Переход на электронное оформление имеет множество преимуществ: он упрощает процедуру получения пособий в связи с временной нетрудоспособностью и материнством, разгружает врачей, уменьшая затраты времени на бумажную работу, а также освобождает пациентов от забот по сбору подписей, печатей и посещению дополнительных кабинетов. Кроме того, электронный больничный нельзя потерять, испортить или подделать, а количество ошибок в ходе заполнения бланка в электронном виде фактически сведено к нулю.
Для оформления электронного больничного достаточно посетить врача, дополнительно посещать кабинет выдачи листков нетрудоспособности не нужно. Также не требуется заверять больничный лист печатями, подписями или приносить его в распечатанном виде работодателю. Особенность электронного листа в том, что бумажный бланк не выдается, вся информация хранится и передается в ФСС и работодателю в цифровом виде. Пациенту достаточно предоставить работодателю номер электронного листка нетрудоспособности для начисления больничного пособия. Уникальный номер листка нетрудоспособности теперь доступен в электронной медицинской карте. При желании пациент может получать оповещения по электронной почте или в СМС-сообщении с номером больничного и периодом нетрудоспособности. Также можно распечатать информацию о выданном электронном больничном в инфомате поликлиники или просмотреть ее в электронной медицинской карте на портале mos.ru или в личном кабинете на сайте ФСС.
Для того чтобы оформить электронный больничный, пациент должен лично подписать в поликлинике, к которой он прикреплен, согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных.
Единая цифровая платформа здравоохранения разработана и развивается совместно городским Департаментом здравоохранения и Департаментом информационных технологий.
Как найти электронный больничный лист
Сегодня в ходу и бумажный больничный лист, и электронный (ЭЛН). При этом число листков нетрудоспособности в электроне растет. Медицинские учреждения оснащаются специальными компьютерными программами, начинают пользоваться электронной подписью, налаживают информационный обмен с Фондом социального страхования (ФСС), что требуется для оформления ЭЛН.
Работодатели, со своей стороны, осваивают процедуру заполнения этого электронного документа. В соответствии с ней представитель кадровой службы должен вносить в специальные поля ЭЛН определенную информацию на персональном компьютере после того, как выздоровевший сотрудник выйдет на работу и предоставит номер больничного листа. Однако для того чтобы работодателю можно было заполнять электронные листы нетрудоспособности в своей части, ему нужно подписать соглашение с региональным представительством ФСС, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться и получить доступ к личному кабинету страхователя. В каких информационных системах можно найти ЭЛН, сейчас расскажем.
Где и как найти работодателю больничный лист своего сотрудника
После этого информация сразу же уйдет в ФСС, а на электронном больничном появится пометка «Заполнен работодателем».
Как проверить подлинность электронного больничного
Проверить электронный больничный может и врач поликлиники.
Где и как посмотреть электронный больничный лист работнику
найти вкладку «Электронные листы нетрудоспособности»;
Вот так можно увидеть все документы в электронном виде и начисленную по ним компенсацию.
Обращаем внимание! Бухгалтерия сможет получить доступ к электронному листу нетрудоспособности и предоставить компенсацию благодаря его номеру. Поэтому на приеме у врача при оформлении бюллетеня работник должен запомнить или записать этот уникальный двенадцатизначный набор цифр, генерируемый специальной программой.
Как узнать номер своего электронного больничного листа в том случае, если он потерян
Работодателю на заметку! Обязанность обрабатывать электронные больничные листы еще не введена. И если бухгалтерия пока не работает с ЭЛН, об этом лучше предупредить трудовой коллектив. В том случае, если работник получит в медицинском учреждении ЭЛН, а работодатель не будет готов его обработать, первому придется возвращаться в медучреждение за бумажным больничным.
Электронный листок нетрудоспособности
С 1 июля 2017 года по желанию застрахованного лица и с его письменного согласия может быть сформирован электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) электронного листка нетрудоспособности, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Следовательно, ЭЛН признаются равнозначными листкам нетрудоспособности на бумажном носителе.
С 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться в электронном виде.
Таким образом, с 1 января 2022 года основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться ЭЛН.
Напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.
Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.
Для приема ЭЛН на оплату достаточно получения только его номера – по телефону, по электронной почте.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 № 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Для участия в информационном взаимодействии в целях формирования электронных листков нетрудоспособности страхователи могут использовать собственное доработанное программное обеспечение, программное обеспечение доступное для скачивания на сайте Фонда, а также Личный кабинет страхователя, размещенный в сети «Интернет» по адресу: https://lk.fss.ru.
При этом следует отметить, что Личный кабинет страхователя не является обязательным инструментом для обеспечения информационного взаимодействия страхователя и Фонда. Для получения сведений об электронных листках нетрудоспособности в личном кабинете осуществляется идентификация и аутентификация пользователей посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В рамках информационного взаимодействия по электронным листкам нетрудоспособности страхователь запрашивает информацию в информационной системе Фонда по номеру СНИЛС своего работника и представленного им номеру электронного листка нетрудоспособности.
После получения сведений о сформированном листке нетрудоспособности, страхователь вносит в него сведения, необходимые для исчисления пособия, с указанием сведений о страхователе и застрахованном лице и подтверждает их усиленными квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера, руководителя и страхователя (в том числе обезличенной).
Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета (1С, ПАРУС и др.), операторов ЭДО (СБИС, Контур, Такском и др.) либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу (по ссылке https://lk.fss.ru/eln.html). Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.
Также обращаем внимание работодателей на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС РФ для работодателей – «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде, как для получения информации об ЭЛН, так и по работе в рамках механизма «Прямые выплаты».
Больничный лист на Госуслугах
Возможность получить больничный лист на Госуслугах появилась относительно недавно — в разгар эпидемии коронавируса. В текущих обстоятельствах практически все действия по получению тех или иных государственных услуг ушли в онлайн. Правом на удаленную выдачу больничного наделялись граждане, которые сидели на карантине.
Получение больничного на Госуслугах — временная мера, вызванная пандемией коронавируса. Рассмотрим, можно ли сейчас получить документ дистанционно, что собой представляет электронный больничный лист. Просматривать информацию можно не только на Госуслугах, но и в личном кабинете ФСС. Подробности — на Бробанк.ру.
Постановление правительства РФ №294 от 18 марта 2020 года
Постановление №294 появилось в тот момент, когда ситуация с коронавирусом в России стала стремительно ухудшаться, именно тогда были предприняты первые ограничительные меры.
Гражданам рекомендовали не покидать свои дома, а все необходимые услуги государства люди смогли получать через интернет, воспользовавшись госпорталом. В итоге с 20 марта 2020 года россияне получили возможность оформлять больничный лист на Госуслугах.
Важные моменты постановления:
Важный момент — эти правила получения больничного через Госуслуги действовали до 1 июля 2020 года в разгар пандемии. На сегодня выдача листов нетрудоспособности проводится стандартно — через лечащего врача.
Так что, если вы хотите получить больничный лист через личный кабинет на Госуслугах, у вас ничего не получится. На данный момент этот сервис прекратил действие. Вам необходимо обращаться в поликлинику по месту жительства.
Об электронных больничных листах
На государственном портале есть другая опция, связанная с листами нетрудоспособности. Гражданин может заказать запрос сведения по электронному больничному.
С 2017 года медицинские организации получили право отказаться от бумажных больничных листов в пользу электронных. Это и более удобно, и исключает ситуации с подделками. Теперь врач, посадивший больного на больничный, оформляет лист в электронном виде.
При этом пациент правомочен выбрать вид документа. Если ему удобно, он может инициировать выдачу стандартного, привычного всем бланка.
При формировании электронного документа врач выдает пациенту талон с номером, по нему и можно проверить электронный больничный на Госуслугах. Этот же номер работник передает в бухгалтерию для получения положенных выплат по нетрудоспособности.
Работодатель в свою очередь найдет больничный лист в базе ФСС, предварительно заключив с Фондом соглашение о передаче информации. Для обмена информацией на компьютер бухгалтера устанавливается специальная программа ФСС, откуда и черпается информация об электронных больничных по их номеру.
Как посмотреть больничный лист через Госуслуги
Больничный лист запрашивается гражданином через личный кабинет на Госуслугах. То есть у вас уже должен быть подтвержденный аккаунт на госпортале. В итоге человек дистанционно может посмотреть информацию, убедиться в правильности заполнения документа.
Порядок действий:
Зайти на сайт Госуслуг под своими учетными данными. На главной странице портала внести в поиск “Запрос сведений по электронному листку нетрудоспособности”. Далее нужно кликнуть по названию соответствующего раздела.
Откроется раздел заказа сведений. Данные гражданина уже будут внесены, так как аккаунт персонализированный. Для запроса нужно ввести только номер электронного листа нетрудоспособности, который отражен в талоне, выданным врачом. Также можно заказать обзор листов за заданный период.
Система обрабатывает информацию и через несколько секунд выдает информацию.
Электронный больничный лист через Госуслуги предоставляется заказчику бесплатно. Он нужен больше для собственного спокойствия, для проверки данных. Сведения ФСС все равно передает только работодатель.
Личный кабинет гражданина на сайте ФСС
Федеральный Фонд Социального Страхования тоже имеет сайт и предлагает гражданам и работодателям пользоваться личными кабинетами. Вход выполняется на сайте lk.fss.ru. Зайдя на него, пользователь видит два главных раздела:
Для граждан предусмотрен первый вариант — Кабинет получателя услуг. Второй же — это рабочий инструмент работодателя, где он может получать информацию о листках нетрудоспособности работников.
Вход в личный кабинет ФСС выполняется путем авторизации через Госуслуги. То есть и здесь все взаимосвязано, требуется подтвержденный аккаунт на государственном портале.
Какую информацию по больничным можно получать в личном кабинете ФСС:
Если зайти во вкладку электронных больничных листов, откроется информация по всем открытым листам на имя авторизованного пользователя. Кликнув на номер документа, можно просмотреть по нему полную информацию:
Пример того, как выглядит эта страница:
В разделе пособий и выплат можно увидеть финансовую информацию, которая касается электронных листков нетрудоспособности:
Отследить оплату больничного через Госуслуги невозможно. Эта информация есть только в ФСС, и она отражается в личном кабинете застрахованного гражданина.
Как проходит оплата больничного листа
Оплата больничного листа через Госуслуги не проводится, этим вопросом занимается ФСС во взаимодействии с работодателем. Начальный больничный лист по периоду действия не может превышать 15 дней. Если человек не выздоровел за этот период, назначается комиссия, которая принимает решение о дальнейшем продлении документа.
Порядок оплаты:
В некоторых регионах пособие выплачивает работодатель, а позже получает компенсацию от ФСС. Но с 2022 года все выплаты будет делать только фонд.
Госуслуги и ФСС больничные листы не оформляют. Госпортал может только предоставить сведения о листе. ФСС же занимается сопровождением больничных и регулирует оплату по ним. Бланки же или электронные версии могут выдавать только врачи. Период выдачи через Госуслуги из-за карантина закончился летом 2020 года.
Как получить информацию о своем «больничном» листе?
Для перехода в Личный кабинет застрахованного лица необходимо авторизоваться в Личном кабинете сайта «Госуслуги» (рис.3).
В Личном кабинете застрахованного лица существует возможность ознакомиться с электронными листками нетрудоспособности, полученными застрахованным лицом, проверить расчет выплат по листку нетрудоспособности при помощи «Калькулятора выплат», а также написать запрос в Фонд (рис.4).
Нажав на номер электронного листка нетрудоспособности можно ознакомиться с информацией об листке нетрудоспособности (рис.5, рис.6).
424002, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Бульвар Победы, д. 16
Телефон «горячей линии» (8362) 69-20-49
Телефон приемной (8362) 69-20-04
Факс (8362) 42-62-51
Пн-Пт 8.00-17.00
Обеденный
перерыв 12.00-13.00
- как узнать пин код кредитной карты втб
- машина электрофорная что это