Исчисление наценок (надбавок), скидок
В процессе продвижения от производителя к потребителю продукция проходит несколько торгово-посреднических стадий, на каждой из которых к цене закупки прибавляется сумма, равная стоимости услуг торговых коммерсантов (торгово-сбытовых наценок). На практике значительная часть недоразумений, связанных с расчётом базовых цен, в отношениях между оптовыми и розничными коммерсантами, может быть отнесена на счёт путаницы 2-х способов исчисления наценок (надбавок).
Первый способисчисления процента наценки на себестоимость.
Сумма наценки, руб. / Себестоимость * 100%.
Например, себестоимость единицы товара равна 1620 рублей. Сумма наценки – 850 руб. Рассчитать процент наценки на себестоимость.
850 руб. / 1620 руб. * 100%= 52,5%.
Второй способисчисления процента наценки на основе ценыреализации.
Сумма наценки, руб. / Цена реализации, руб. * 100%.
850руб. / (1620 руб. + 850 руб.) * 100% = 34,4%.
В розничной торговле чаще всего применяют 2-ой способ.
При известной себестоимости (закупочной цене) можно вычислить цену реализации, установив процент наценки на основе цены реализации:
Например, товар закуплен по цене 1000 руб. за штуку. При последующей перепродаже делается 23%-ая наценка на основе цены реализации.
Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе себестоимости.
Процент наценки на основе цены реализации = процент наценки на себестоимость, % / 100% + процент наценки на себестоимость, % * 100%.
Например, каким процентным наценкам на цену реализации соответствует 30%-ая наценка на себестоимость?
30% / (100% + 30%) * 100% = 23%;
Возможна и обратная операция.
Например, каким процентным наценкам на себестоимость соответствует 23%-ая наценка на цену реализации?
Расчёт среднего процента скидок в цене реализации.
Сумма скидок, руб. / общая выручка от реализации, руб. * 100%.
Например, первоначальные цены изделий: А – 500 руб., Б – 600 руб. С – 700 руб.; По этим ценам продано: изделий А – 60 шт., В – 20 шт., С-10шт.; Суммы уценок (скидок с цены): изделие А – 50 руб., В – 100руб., С – 200 руб.; Со скидками продано: изделий А – 120 шт., В – 150 шт., С – 180 шт.
Рассчитать средний процент скидок в цене реализации.
(50р. * 120) + (100р * 150) + (200р. * 180) / (500р. * 60) + (600р. * 20) + (700р. * 10) + (450р.*120) + (500р. * 150) + (500р. * 180) * 100% = 21,3%.
Проверка: Средний процент скидок в цене реализации, % = сумме скидок, руб. / полную потенциальную выручку от реализации без скидок минус сумма скидок, умноженной на 100%.
Применяя надбавку, исчисленную любым методом, мы не должны забывать о главном: надбавка должна быть достаточной для всего, что ей полагается покрыть. Она должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворительную отдачу на используемые активы в длительной перспективе. Именно поэтому опытные менеджеры, выбирая надбавку для назначаемой цены, предпочитают ориентировать её на рентабельность всех активов (ЭР– экономическая рентабельность).
ЭР = чистая прибыль / оборот * 100% * оборот / актив = КМ*100*КТ.
Коммерческая маржа (КМ) показывает, какой результат эксплуатации дают 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции.
Коэффициент трансформации (КТ) показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива или можно воспринимать как оборачиваемость активов (формула Дюпона).
5. Дифференциация цен в условиях общей
ценовой политики предприятия
Предприятие не просто назначает ту или иную цену. Оно создаёт целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия. Оно также в первую очередь учитывает различия в издержках по организации сбыта по разным регионам, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, фирма действует в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения и иногда выступает сама инициатором изменения цен.
Предприятие устанавливает исходную цену на базе своей себестоимости и затем корректирует её с учётом различных факторов. Имеется ряд подходов к проблеме ценообразования:
а). Установление цен на новый товар;
б). Ценообразование в рамках товарной номенклатуры;
в). Установление цен по географическому принципу;
г). Установление цен со скидками и зачётами;
д). Установление цен для стимулирования сбыта;
е). Установление дискриминационных цен.
Как рассчитывать скидку, чтобы продажа не съела прибыль
Сколько можно уступить клиенту: полный гайд с формулами.
Если вам интересна эта статья, то вам точно понравится наш pdf файл: «Методология А-B тест»
Скидки — популярный инструмент, который увеличивает продажи и привлекает новых клиентов. Считается, что слегка уступив в цене, бизнес больше зарабатывает за счет роста продаж. И зачастую скидка оказывается ключевым фактором, который определяет выбор покупателя. Но если она слишком большая, есть риск остаться без заработка или даже в убытке.
Рассказываем, как определять допустимый размер скидки.
Почему скидки способны съесть прибыль
Цену любого товара/услуги можно разделить на две составляющих:
#1. Расходы бизнеса на приобретение/производство товара или оказание услуги.
#2. Заработок, который принято называть маржинальностью.
Собственник бизнеса, в котором правильно организован управленческий учет, знает соотношение этих двух составляющих. В противном случае он действует по наитию и рискует промахнуться.
Представим ситуацию. Владелец интернет-магазина материалов для рукоделия с помощью распродаж привлекал в бизнес деньги. Увидел, что в кассе осталось мало — объявил распродажу: «Скидка до 70% на весь ассортимент до конца недели». Сделал рассылку постоянным покупателям, провел рекламную кампанию для новых. Клиенты набежали, заказали товар — деньги появились. А вскоре снова кассовый разрыв — бизнесу не хватает денег на текущие расходы. Опять пора объявлять распродажу. И так постоянно.
Когда владелец начал разбираться в финансах, то понял, что из-за постоянных распродаж балансировал на грани точки безубыточности. Так называется выручка, которую бизнесу нужно получить за месяц или иной период, чтобы выйти «в ноль» — полностью отбить расходы.
Андрей Дробот,
Эксперт в финансах и операционном управлении
Удерживали магазин на плаву продажи по обычному прайсу, которые приносили прибыль. Но во время очередной распродажи товар уходил ниже себестоимости. И полученные при этом убытки сводили финансовый результат месяца на нет.
Образовался замкнутый круг. Думая, что по итогам месяца заработал, собственник выводил часть денег из бизнеса. Результат — кассовый разрыв в новом месяце, который снова закрывался за счет распродажи.
Изменить ситуацию собственник смог, когда освоил учет. Теперь он предлагает скидки не больше 10% и только постоянным покупателям.
Чтобы рассчитать правильную скидку, первое, что мы должны знать — себестоимость продукта/услуги, которую продаем.
Считаем себестоимость
Себестоимость — это сумма, которую бизнес потратил на оказание услуги/производство товара/его покупку и передачу клиенту. Все, что выше — наш заработок, в пределах которого можно оперировать скидками.
Российский предприниматель и основатель «Тинькофф Банка» Олег Тиньков в книге «Я такой, как все» вспоминает самую первую коммерческую операцию, которую совершил еще в советские времена.
В юности Тиньков занимался велоспортом и во время поездки на сборы в Таджикистан купил три пары джинсов. Таджики в сельской местности носили национальную одежду, и джинсы лежали на полках магазинов мертвым грузом. Они обошлись Тинькову в 50 советских рублей за пару — итого 150 рублей.
Себестоимость трех пар джинсов также составила 150 рублей, ведь других расходов у Тинькова не было. Дорогу на сборы и остальные затраты оплатило государство.
Впоследствии Тиньков, как и все торговцы, расходы по бизнес-поездкам нес сам и этим увеличивал себестоимость товара. Начинал он как «челнок», а сеть магазинов электроники, производство пельменей, пивоварня, рестораны и банк появились у него позже.
Бизнес оплачивает не только стоимость товара поставщикам, но и его доставку, таможенные пошлины, аренду склада, офиса, магазина, коммунальные услуги, платит зарплаты работникам и налоги государству. Все это формирует себестоимость.
Если мы перепродаем товар, в себестоимость включаем все расходы, которые понесли, чтобы передать его покупателю, и налоги, которые нужно заплатить после продажи. Эти расходы называются коммерческими. А чтобы вычислить себестоимость товара, делим эту сумму на число проданных единиц.
Чтобы рассчитать себестоимость услуги, сумму расходов на ее оказание делим на количество оказанных услуг.
В производстве добавляются еще производственные расходы — комплекс затрат на изготовление продукта.
А когда мы знаем себестоимость, можем переходить к расчету скидки.
Считаем наценку и маржинальность
Вернемся к примеру Олега Тинькова. Джинсы, которые он купил в Таджикистане по 50 рублей, продал в родном Кузбассе по 200 рублей за пару. Себестоимость пары джинсов — 50 советских рублей. Цена — 200 рублей.
Наценка = (200 — 50)/50)*100% = 3*100% = 300%
Наценку зачастую путают с маржинальностью, которая тоже пригодится для расчета правильной скидки. Маржинальность демонстрирует, как разница между ценой и себестоимостью соотносится с ценой продажи.
Рассчитаем на том же примере.
Маржинальность = (200 — 50)/200)*100% = 0,75*100% = 75%
Если скидка равна маржинальности, мы на проданной единице ничего не заработаем. А если скидка больше — уйдем в минус.
Чем выше наценка, тем выше маржинальность и тем больше скидка, которую мы можем предложить, не нанося ущерб бизнесу.
Предельный размер скидки в пределах маржинальности собственник определяет сам.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Считаем скидку
Скидку мы можем предложить в виде процента от цены или фиксированной суммы. Скидка в процентах — 5% на первую или следующую покупку, на заказ от 100 долларов, покупки в рамках программы лояльности и так далее. Фиксированная сумма — скидка 5 долларов.
Сумма скидки, когда задан процент, рассчитывается по формуле.
А чтобы узнать новую цену с учетом скидки, вычитаем из цены сумму скидки.
Если мы хотим предложить фиксированную сумму скидки, для себя все же рассчитаем процент, чтобы сравнить с маржинальностью.
Если результат меньше маржинальности и вписывается в предельный размер скидки, который мы для себя установили, можем смело предлагать ее клиентам.
Как считать скидки в процентах самостоятельно и при помощи Excel
Еще со школьной скамьи нам знакомо такое понятие, как процент. Сегодня мы можем встретить проценты в виде скидки в торговых магазинах, надбавки к заработной плате, кредитных платежей, комиссии за перевод денежных средств, доли акций в компании.
Наверняка многие из вас интересуются тем, как посчитать процент скидки от цены. Это несложный расчет, для которого требуются знания математики средней школы.
Как считать скидки в процентах?
Для этого необходимо вспомнить школьную пропорцию «крест-накрест». Так, 100 % составляют полную стоимость товара, каждый процент является долей от стоимости.
Чтобы рассчитать скидку в процентах, необходимо умножить сумму товара на процент скидки и поделить на 100: C = A*B/100.
Примеры из реальной жизни
Как считать скидки в процентах?
Представим, что в магазине хозяйственных товаров каждую субботу проводится акция в виде скидки на все товары в размере 30 %. Так, например, вы сможете приобрести швабру с интересным дизайном за 2380, а не за 3400 рублей, получив экономию в размере 1020 рублей:
С = 3400*30/100 = 1020 рублей.
Приходя в ресторан, принято оставлять чаевые в размере 5-10 % от суммы заказа. Как посчитать сумму чаевых, если вы сделали заказ на 1000 рублей?
X = 1000*10/100 = 100 рублей
Лучше оставлять на чай круглую сумму. Если у вас получилось 107 или 127 рублей, то оставьте 110 или 130 рублей.
Представьте, что ежегодно сумма интересующего вас товара увеличивается на 5 %. Например, клюквенный лимонад с листочками мяты в этом году стоит 60 рублей. Сколько вы за него заплатите в следующем году?
C = A*B/100 = 60*5/100 = 3 рубля.
Сумма лимонада составит: 60 + 3 = 63 рубля.
Можно и другим способом произвести расчет: 60*(1+60*0,05) = 63 рубля.
Чтобы понять, что означает 0,05 в этой формуле, необходимо знать, что 1 % от 100 % составляет 0,01 или, иначе, это равняется 1/100 = 0,01. Так можно поделить любое интересующее вас число на 100 и получить результат.
Это аналогичный вариант расчета, позволяющий сэкономить ваше время и листы бумаги.
Скидки в процентах в Excel
Как считать скидки в процентах?
Для упрощения расчетов в больших объемах данных можно воспользоваться инструментами Excel. Для этого необходимо произвести аналогичные записи в каждый столбец и запустить копирование формулы с сохранением определенных столбцов и строчек. Для фиксации используется знак доллара. Для этого необходимо переключить клавиатуру на английский язык. Расчет в Excel позволяет автоматизировать работу, сделать все грамотно, последовательно, без ошибок.
Теперь вы с легкостью можете понять, как считать скидки в процентах не только самостоятельно с использованием листа бумаги, ручки и калькулятора, но и при помощи умного помощника Excel. Если перед вами стоит расчет одного показателя, то, конечно, проще воспользоваться ручкой и бумагой или посчитать в голове. Если же вы оперируете большой базой данных и не хотите вручную считать каждое число, то Excel придет вам на помощь.
У вас остались какие-то вопросы? Можете поделиться своими способами расчета процента скидки от товара в комментариях или предложить интересные задачи для размышления.













