Как посчитать расходы на месяц
Семейный бюджет на месяц: как правильно рассчитать доходы и расходы семьи в таблице
Вы никогда не задумывались, почему при одинаковых доходах в одних семьях хватает на все, а другие постоянно в долгах и не перестают жаловаться на безденежье? Никакого секрета нет.
Нужно уметь не только зарабатывать, но и правильно планировать семейный бюджет. Можно делать это вместе, а можно возложить ответственность на одного из супругов.
Мы расскажем о том, как вести семейный бюджет, контролировать доходы и расходы семьи в таблице Excel, поделимся еще некоторыми простыми способами.
Для чего и кому нужно планирование
Семейная жизнь – это не только новые обязанности, совместное воспитание детей, но и ведение семейного бюджета. Пускать на самотек этот момент нельзя.
Психологи считают, что финансовая часть семейной жизни часто приводит к серьезным разногласиям и даже разводу.
Дело отнюдь не в количестве денег, а в умении обсуждать финансовые вопросы, решать, что и куда потратить, на что отложить.
Ведение семейного бюджета может определить самые затратные статьи расходов, научит экономить.
Если хочется иметь семейный бизнес, который перейдет детям, внукам, семейный бюджет в таблице поможет скопить начальный капитал.
При планировании семейного бюджета не нужно будет брать кредит, занимать деньги до зарплаты. Дело не в том, сколько вы зарабатываете, а в том, насколько правильно тратите деньги.
Как привлечь деньги в дом — народные приметы и практические советы для увеличения достатка семьи узнаете у нас на сайте!
Мы знаем несколько способов, как можно поднять настроение, даже если оно на нуле! Читайте тут: https://beautyladi.ru/podnyat-nastroenie/.
Почему мужчина игнорирует женщину, которая ему нравится? О психологии поведения мужчины в отношениях расскажем в этом тексте.
Правила расчетов, рекомендации и советы
Для начала нужно составить список источников дохода. Чаще их два. Это зарплата мужа и жены.
Но те, кому недостаточно средств от зарплаты до зарплаты, ищут дополнительные источники дохода. Актуально это не только среди мужчин.
Женщины-домохозяйки или в декретном отпуске часто находят дополнительное занятие, которое приносит деньги. Кто-то шьет на заказ, кто-то вяжет, а кто-то оказывает услуги репетитора.
Мужчины применяют свои умения в ремонтных работах. Автолюбители подрабатывают на станциях техобслуживания, таксуют. В последнее время популярна подработка в интернете.
Список источников дохода составлен. Переходим к расходам. Их список значительно длинней. Но не спешите отчаиваться.
Главное, ничего не упустить. Это поможет увидеть реальную картину и понять, куда уходит большая часть заработанных денег, и как можно это исправить.
Список расходов семейного бюджета будет выглядеть так:
К обязательным расходам относится оплата коммунальных услуг. Это квартплата, интернет. Если вы брали кредит на квартиру или авто, ежемесячные выплаты в статье обязательных расходов.
Если у вас есть дети, тогда список пополнят расходы за детский сад, школу. Питание – еще одна статья затрат, без которой не обойтись.
Можете выделить средства на продукты и совершать закупки 1-2 раза в неделю. Удобно, когда составлено меню на месяц. Это потребует много времени, но вы увидите, сколько денег нужно на продукты на ближайшие недели.
Планируя эту статью расходов, не забудьте учесть возможные праздники, приемы гостей.
Автомобиль – это удобно, но при этом затратно. Если мама – главный экономист по продуктам, то автомобильные дела – папина стихия.
Мужчины знают, что мало заправить авто. Его нужно помыть, время от времени ремонтировать, менять шины по окончании сезона, платить страховку и налоги.
Одежду, посещение спортзала, салона красоты можно отнести в пункт, посвященный заботе о себе. Здесь будут медицинские расходы на регулярный медосмотр, посещение стоматолога.
Если болезнь может настигнуть неожиданно, то покупку одежды реально спланировать.
Советуем покупать качественные вещи, которые хорошо комбинируются между собой. Здесь работает правило лучше меньше, да лучше.
Можно сэкономить на спортзале, если рядом с домом есть стадион. Покупка тренажера – хорошая инвестиция в здоровье. Но на практике многие активней занимаются в компании единомышленников, чем дома в одиночестве.
Товары для дома – еще одна категория, в которой мы записываем расходы на бытовую химию, ремонт, мебель, текстиль.
Порошки, шампуни, гели для душа можно закупить на несколько месяцев вперед. С учетом предыдущих покупок можно позволить себе обновить мебель или поменять обои.
Саморазвитие – этот пункт важен не только для школьников и студентов. Мы молоды, пока есть желание учиться новому.
Чтобы достигнуть высот на работе, просто быть интересным собеседником, авторитетом для своих детей, важно развиваться, посещать курсы, тренинги. Сюда же входит покупка книг, интересных журналов.
Дети посещают кружки или секции, за которые тоже нужно платить каждый месяц, занимаются с репетитором, участвуют в соревнованиях.
Отдых и развлечения – самая приятная часть расходов. Полагаясь на опыт прошлых сезонов и благодаря работе турагентств можно заранее знать, сколько денег нужно для отдыха.
Развлечения помогают расслабиться, приятно провести время, вдохновиться, получить удовольствие. Сюда можно отнести посещение ресторана, кино, театра, концертов и даже кофейни.
Чтоб не быть застигнутым врасплох непредвиденными расходами, вносим в список категорию «Разное». Сюда вписываем расходы на подарки. Никто не застрахован от непредвиденных происшествий.
Сюда можно откладывать определенную сумму каждый месяц.
Что подарить на свадьбу молодоженам? Обзор необычных подарков на свадьбу найдете на нашем портале.
Мы подготовили любовный гороскоп! Мужчина Козерог — как покорить его сердце, характеристики в любви и отношениях ищите вот здесь.
А каким будет поведение влюбленного мужчины Овна? Несколько советов о том, как обратить на себя его внимание, найдете здесь: https://beautyladi.ru/vlyublennyj-oven/.
Составление в Excel с автоматическим подсчетом
Можно записывать доходы и расходы в блокнот, а можно воспользоваться таблицей Excel. Это очень удобно. На экране вы увидите составляющие семейного бюджета и обязательные затраты на год, сможете контролировать потраченные средства.
Чтоб не иметь дела с формулами, проще скачать готовую таблицу и добавить свои статьи расходов, углубить, детализировать при необходимости.
В Excel уже есть готовые шаблоны для ведения учета семейного бюджета:
Вот как правильно составить таблицу расходов и доходов семьи в Excel на месяц для ведения семейного бюджета:
Вот как выглядит готовая таблица для расчета семейного бюджета на месяц:
Все шаблоны работают по одному принципу, но различаются дизайном. Плановые затраты устанавливаются в начале месяца, фактические – в конце.
В отдельном столбце вы увидите разницу. Кроме суммы, есть и пиктограмма, которая покажет, уложились вы в запланированный бюджет или нет.
Еще несколько советов о том, как планировать семейный бюджет, рассчитать доходы и расходы и распределить их на месяц с помощью таблицы, а также подробную схему для его расчета найдете в этом видео-уроке:
Контролируя финансы, у вас не возникнет необходимости брать взаймы, ведь всегда найдутся средства для отдыха с семьей, а непредвиденные ситуации не застанут врасплох. Вести бюджет – это выгодно для всей семьи.
Как сделать таблицу для ведения семейного бюджета
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В 2018 году я начал вести бюджет.
Все траты в тот период были беспорядочными, и было трудно уследить за течением денег. Табличка помогла навести порядок в финансах.
С чего все начиналось
Мне 26 лет. Работаю контент-менеджером в интернет-магазине и получаю около 45 тысяч рублей, в зависимости от оборота.
Пока учился в университете, деньги присылали родители. Я старался их растягивать, чтобы лишний раз не просить прислать еще. После учебы мы с девушкой решили самостоятельно снимать квартиру, поэтому я устроился на первую попавшуюся работу — кладовщиком в магазине электроники. Получал 30 тысяч рублей, но этого хватало на еду и оплату комнаты в квартире, которую мы делили с друзьями.
В какой-то момент начались проблемы с квартирой: хозяин продал ее без нашего ведома. Мы узнали об этом, когда на почту пришли документы на имя нового владельца. Нам позволили пожить еще какое-то время, но попросили сильно не расслабляться. В тот момент я понял, что пора откладывать деньги на переезд.
Тогда мы особо не следили за тратами и никак их не фиксировали. Я держал все в уме и при необходимости сверялся с приложением банка. Решил сделать таблицу, чтобы все было наглядно и за деньгами мог следить не только я, но и моя девушка. Сейчас продолжаем вести бюджет, потому что это удобно, да и мы привыкли.
Зачем нужна таблица и как ею правильно пользоваться
У таблицы была одна функция — навести финансовый порядок и все структурировать. Хотелось понимать, на что уходят деньги, где получится сэкономить, а в каких случаях можно расслабиться и потратить больше привычного. После этого мы начали чаще ходить в кино и заказывать себе что-нибудь вкусное с доставкой. Это помогало держаться на плаву и радоваться происходящему.
Чтобы все работало, нужно регулярно заполнять приход и уход. Неважно, чем вы пользуетесь, главное — соблюдать режим. Таблицу мы ведем вместе с женой: я вношу траты по своим картам, она — по своим. Обычно заполняем ее, как только приходим домой. Чтобы оформить расходы, в среднем нужно потратить 5 минут: формулы так настроены, что не приходится много считать самому. Если что-то не сходится, то на поиски проблемы может уйти и час.
Из-за обстоятельств или лени не всегда удается вовремя внести расходы, даже если телефон с таблицей под рукой. В таких случаях приходится тратить время в выходные, чтобы свести итоги по таблице и карте. Если бы мне удавалось соблюдать принцип регулярности, то это помогло бы избежать путаницы и потери времени.
Если не получается найти ошибку в расчетах, можно воспользоваться «Великим уравнителем» — специальным инструментом, который есть в таблицах. Чтобы прибавить недостающую сумму, нужно записать число с минусом, чтобы убавить — с плюсом. Небольшой костыль помогает вести все аккуратно и без лишних знаков.
Какие изменения я внес в таблицу
Я выбрал старомодную таблицу, а не готовые приложения для компьютера или смартфона, потому что они не сильно отличаются от того, что я сделал. Вносить доходы и расходы все равно приходится руками, а минимальную автоматизацию я и так настроил через формулы. Тем более многие из функций можно вставить одной кнопкой, для этого не нужны дополнительные знания. Если вы готовы потратить время на доработку таблицы и анализ, то у вас может получиться гибкая система с индивидуальными настройками.
Изначально в таблице были три графы расходов — «План», «Факт» и «Остаток». В первой графе мы записывали, сколько денег можно потратить, во второй — сколько реально получилось, а в третьей я фиксировал разницу между первыми двумя пунктами, чтобы потом скорректировать суммы по категориям.
Адаптация категорий трат. Первое, что я сделал, когда приступил к формированию таблицы, — выделил группы трат, на которые уходило больше всего денег. Полезно некоторое время последить за потоком ваших финансов, не внося в таблицу никаких изменений. Если продержитесь пару месяцев без серьезных доработок, то получится собрать индивидуальную базу данных, вокруг которой можно выстраивать ваш бюджет.
После месяца использования таблицы у меня был соблазн начать переставлять категории, усложнять ее формулами и избавляться от бесполезных пунктов. Думаю, если бы начал это делать, жена забросила бы попытки понять происходящее и перестала использовать таблицу. Лучше начать с простого, привыкнуть и после нескольких месяцев придумать, как исправить изъяны и неудобства того или иного подхода.
Поначалу я пытался учитывать все расходы, которые приходили в голову. Постепенно я отсеял несколько пунктов, например «игры», потому что на это тратятся личные средства и записывать их в таблицу с семейным бюджетом нет смысла. Пункты «разовые траты», «бытовые траты» и «аптека» объединил в один, так как это очень редкие покупки. Мы выделяем на них деньги раз в два месяца или просто берем из копилки при необходимости, если покупка непредвиденная.
Новый подход к внесению расходов. Система «план/факт» не очень хорошо себя показала и не была достаточно наглядной, поэтому я решил изменить подход к внесению трат. Всю зарплату, кэшбэки, подработки и помощь от родителей я стал записывать в отдельной мини-таблице: чтобы использовать эти деньги, сначала их нужно расписать по ячейкам. Выделенная сумма автоматически вычитается из доступных средств и резервируется. Все равно видно, сколько всего денег на карте, меняется только количество средств, которые осталось распределить.
Теперь, получив условные 20 тысяч рублей, мы раскладываем их по категориям, как по шкатулкам: 10 тысяч на квартиру, 5 тысяч на еду, 2 тысячи на транспорт, оставшиеся 3 тысячи раскидываем на оплату телефона и прочие мелкие расходы.
Лимиты по категориям. Каждый выделяет из полученных денег определенную сумму. При этом есть лимит, выше которого заходить не следует, а также категории, показывающие, сколько потратили и сколько еще осталось. Эти деньги лежат на карте, но их нельзя трогать, иначе система не будет работать. Как вклад в банке: положили деньги — и достать можно лишь по истечении срока. Только в нашем случае срок — это покупка товаров из выбранной категории.
Раньше мы просто фиксировали определенную сумму на день, из которой беспорядочно брали деньги. Сейчас такого не происходит: если одна категория выходит за пределы лимита, берем средства взаймы из другой. То, что ушло в минус, приходится закрывать, вычитая эту сумму из зарплаты.
Я просчитал лимиты таким образом, чтобы у нас оставались свободные деньги, которые можно отложить в копилку или на оплату квартиры в следующем месяце, но чтобы при этом мы не были голодными и грустными.
Мы часто можем выйти за пределы лимита по фастфуду: любим себя побаловать вредной едой. Но когда видим, что превысили ограничение, останавливаемся, понимая, что мы больше не можем потратить условные 1,5 тысячи на еще один заказ. Иначе их не будет хватать в другой категории.
Это оказалось удобнее, чем каждый день держать конкретную сумму на руках: больше нет соблазна совершить необдуманную покупку. Когда видишь остаток в красном прямоугольнике рядом с тратами, то немного успокаиваешь внутреннего шопоголика.
Иногда печально наблюдать за тем, как свободные деньги исчезают и становятся недоступными, но если откинуть грусть, то этот способ помогает неплохо экономить. Например, за 5 месяцев нам удалось собрать 180 тысяч рублей, чтобы оплатить свадьбу. Раньше получалось накопить максимум 80 тысяч. Не уверен, что нам бы это удалось, если бы не было наглядной карты со всеми тратами и нормальным распределением по категориям. На что-то бы точно не хватило.
Детализация трат. В последнем обновлении я добавил детализацию трат. На деле дополнение оказалось не самым полезным, но оно помогло собрать еще немного информации для анализа: когда и сколько мы тратим, какой средний чек, в какие дни недели покупаем еду, оплачиваем подписки и как часто едим вне дома.
Получилось так, что я собираю информацию, а как ее использовать — пока не придумал. Может быть, благодаря этим данным в будущем получится сделать таблицу более гибкой и менее строгой.
Выводы
Чтобы таблица работала, нужно придерживаться простых правил:
Надеюсь, что мой подход окажется кому-нибудь полезен. Скачать копию таблицы можно по ссылке: вы получите пустую форму с уже прописанными формулами.
Эксельки. Здесь хвалятся своими наработками в «Гугл-таблицах»
В течение полутора лет вел таблицу учёта доходов/расходов. Записывал в нее абсолютно все траты, разбитые по категориям. Была вкладка с кучей аналитики за разные временные промежутки. Отдельная страница для бюджета (где я прописывал предполагаемый доход и заранее распределял его).
Сначала это была просто Гугл Таблица, потом я к ней прикрутил Гугл Форму для автоматизации. Однажды этого стало мало, и я написал для нее веб-интерфейс, чтобы максимально подстроить его под свои потребности.
В итоге бросил это все. Сейчас только бюджетирую инвестиционные и крупные траты. Бросил, потому что ни к чему это не привело. От того, что я видел, сколько денег уходит каждый месяц на фастфуд, я не перестал на работе кушать. Аналогично, например, с такси. Если утром хочется спать, то я не думаю, что у меня превышен лимит по такси. Я просто дальше сплю. Я пришел к тому, что надо не сокращать расходы (зачастую это сложно), а работать над увеличением доходов.
Егор, а можете поделиться? Сейчас ищу удобные таблицы, интересен опыт других людей, ваш подход понравился.
да сколько можно уже!
не успеешь в одной таблице разобраться, тут другую подвозят
С супругой ведём бюджет расходов/доходов 4 года, прошли много этапов.
Вот несколько замечаний/советов или то к чему в последствии можете прийти со временем (если посчитаете конечно это целесообразным)
1) Разделение страниц Отчёта и Учёта. Сейчас у вас Отчёт сразу по центру, а учёт не помещается на открытом листе и приходится листать вправо.
К чему приведёт: К упрощению внесения и анализа данных в разы.
4) Корректные категории расходов. Для начало по моему мнению необходимо определиться с группами расходов: Обязательные/не обязательные/Сезонные или же периодические
Опять количество символов ограничили, как будто я флудом тут занимаюсь) Прожолжаю.
III) Сезонные или же периодические, к ним относим те что по сути являются большей частью необходимостью, но при этом нет необходимости покупать их ежемесячно, по ним лучше вести отдельные вклады и обращаться к деньгам когда понадобится произвести покупку по одной из категорий, в остальных случаях они копятся)
— Одежда
— Техника
— Медицина
— Отпуск
— Финансовая подушка
— Крупная цель
— Подарки родственникам и друзьям
— Инвестиции и другое
Принцип 3-ей группы расходов следующий. Откладывается процент с ЗП (Желательно в автоматическом режиме на вклад при поступлении средств) расходуется при необходимости.
Пример 1: (Подходит Зима, а у меня нет обуви к этой зиме, а у моей супруги есть (Ничего страшного с прошлой сезонной покупки прошло 3 месяца и мы откладывали % от ЗП, можем не напрягаясь выбрать подходящую обувь к Зиме, то что останется послужит для обновления гардероба в будущем во время или перед отпуском.)
Пример 3: Медицина. в течении года никто не болел даже насморком, а теперь у супруги заболел зуб, ничего страшного отложенных денег хватит пойти и выполнить все необходимые манипуляции с зубом в плоть до хорошей коронки или замены на искуственный.
Пример 4: Отпуск. В этом году короновирус, из отпускных денег мы потратили меньше, т.к. решили не кататься отдыхать на море, зато в следующем году отложенных средств хватит слетать в боле удачное место.
Павел, спасибо за советы, но я так и не понял, почему моя таблица — ужас) Я согласен, что некоторые моменты можно сделать иначе, но в таком варианте все работает, потому что помогает следить за деньгами и экономить.
На самом деле, я бы с удовольствием почитал вашу статью на эту тему. Видно, что у вас есть отлаженная система и вы можете о ней рассказать.
Илья, да, но статья от Павла вряд ли поместится в интернет 😔
Как итог, могу только представить какие действительно манипуляции происходят при сверке бюджета в конце месяца, пока не вижу предпосылок называть их «удобными»
6) ««И не стоит тут писать, что супруг может вас кинуть» — не понимаю, почему вы решили, что так может кто-то написать). У нас крепкие отношения и я полностью доверяю девушке, с которой решил строить семью.»
1 000 дней ведения бюджета
Как я не начал тратить меньше, но стал жить лучше
Меня зовут Антон, и раньше я был транжирой (привет, Антон).
Три года назад я решил научиться копить — тут-то и пригодилось мое образование аналитика. Расскажу, как бюджет повлиял на мою жизнь.
Как я жил раньше
В марте 2016 года я работал аналитиком в международной консалтинговой компании. Мне было 25 лет, средний заработок в месяц составлял 80—85 тысяч рублей на руки. Мой доход складывался из 75 тысяч рублей оклада, доплаты за переработку и годовой премии — около 100 тысяч рублей.
Я жил в ближнем Подмосковье, к деньгам относился достаточно небрежно. Трат на аренду жилья и коммуналку не было, так как жил в родительском доме. Из основных расходов — еда, транспорт, тусовки с друзьями, бары, покупка одежды, путешествия. Я часто ездил на такси, встречался с друзьями и коллегами в барах и ресторанах, любил делать щедрые подарки.
Я никогда не считал, сколько и на что трачу, потому что денег всегда хватало и даже получалось что-то откладывать. В качестве «подушки» старался держать на счете около 200 тысяч рублей, но как только баланс превышал эту сумму, всегда находились «неотложные» покупки. Карту с кэшбэком не использовал, за акциями не следил — одним словом, смело переплачивал везде, где можно.
Накануне старта моего эксперимента мне исполнилось 26 и я задумался о покупке собственной квартиры. Проблема была в том, что я не понимал, куда уходит очередная зарплата, и никак не мог скопить более-менее серьезную сумму на первоначальный взнос. При этом у меня были примеры сверстников с доходом как у меня, которые смогли накопить на первоначальный взнос для покупки квартиры или купить собственный автомобиль. Кто-то уже содержал семью.
Как следить за бюджетом
Я решил, что нужно начинать взрослеть, научиться нести ответственность за свою жизнь, будущее и материальное благополучие.
Как я выбирал, где вести учет
Раньше я уже пытался учитывать свои расходы в приложении CoinKeeper. Но оно показалось мне негибким, да и вести учет можно было только с телефона. Аналитика расходов в мобильном банковском приложении тоже не соответствовала моим запросам: непонятно, на что уходят наличные, как разбить крупные покупки в гипермаркетах на отдельные категории, на какие цели я делал переводы с карты на карту и т. д.
Я хотел настроить учет под себя, выделить свои категории и подкатегории, проводить аналитику во всевозможных разрезах, строить графики и диаграммы на свой вкус и цвет — ну я же аналитик. Самым гибким и простым инструментом мне показался эксель. Я завел файл, закинул в облачное хранилище, чтобы иметь доступ к нему с любого устройства, и с 1 апреля 2016 года начал вести учет.
А вот и сама таблица
Было бы странно всю статью рассказывать вам о своей таблице, но так и не показать, как она работает. Я перенес ее из экселя в « Гугл-таблицы » и заполнил за полгода, чтобы у вас появилось представление, как в ней работают графики и на чем они основаны.
На одной вкладке я записывал каждую трату, указывая дату, категорию и подкатегорию расхода. На другой добавил сводные таблицы и графики для аналитики.
Изначально я дал себе установку продержаться три месяца, чтобы сформировать картину моих расходов и выделить места для экономии и оптимизации. Но в итоге эксперимент продолжается до сих пор, а файл с двумя вкладками разросся в целую систему учета со своими справочниками, дашбордами и аналитикой.
Как я приучил себя вести бюджет
Для меня начать вести бюджет — это как начать новую жизнь с понедельника. Предыдущий мой опыт был так себе: я пару недель стабильно вел учет, потом заносил расходы все реже, а потом становилось совсем лень и я все бросал. В этот раз я решил добавить немного интерактива.
На главную страницу файла я вывел показатель «Средний расход за день в этом месяце». В самом начале эксперимента я установил для себя месячный лимит расходов — 60 тысяч рублей, так что мой средний расход за день должен был быть на уровне 2000 Р в день.
Каждое заполнение таблицы очередной порцией расходов было лотереей: превысит ли мой средний расход в месяце этот показатель. Другими словами, закажу ли я на ужин доставку или пора идти в «Пятерочку».
Особенно полезно было смотреть на средний расход после выходных: как я пойму позже, на выходные у меня приходится 40% всех расходов. Если после ввода расходов за выходные показатель не превышал 2000 рублей, мне становилось легче: не такой уж я и транжира. Но если случалось обратное, во мне просыпалась совесть: «Другие на 35 тысяч в месяц нормально живут, а ты сливаешь деньги в пустоту», — это заставляло меня ужаться в течение следующей недели. И это работало.
Этот показатель расхода стал моим персональным финансовым консультантом — это мотивировало стабильно вносить расходы в файл, чтобы получить ответ, транжира я или нет.
В конце каждого месяца я анализирую расходы: смотрю, как месяц повлиял на общую динамику, превысил ли я бюджет, по каким категориям были наибольшие траты. Тогда же планирую бюджет на следующий месяц.
Сначала бюджет на следующий месяц я считал как средний расход за последние полгода. Но чем больше данных копилось в моей таблице, тем проще мне было установить закономерности. Например, в декабре у меня стабильно много расходов на подарки, а еще всевозможные траты к концу года. По моей статистике, бюджет на декабрь обычно на 28% больше среднего. То есть в конце ноября я посмотрю средний бюджет за последние полгода и умножу его на 1,28 — это будет бюджетом декабря.
Бывали ситуации, когда я срывался и не вносил расходы более недели. Внести за раз 50—60 покупок — рутинное и скучное занятие. Я старался мотивировать себя: если сейчас не внесу эти расходы, то можно ставить крест на эксперименте — и все труды за прошедший год коту под хвост.
Первое, что я стал делать, это сортировать покупки по категориям уже на кассовой ленте, чтобы в чеке они тоже шли от категории к категории, да и по пакетам было проще все разложить. Сначала выкладываю продукты, потом средства гигиены и бытовую химию, а затем стекло — алкоголь.
Благодаря такой сортировке уже на кассе я стал замечать лишние товары в каждой из категорий и выкладывать их с ленты. Например, я мог взять одну упаковку чая в отделе с чаем и кофе, а еще пачку — в отделе товаров по акции. Когда пробиваешь все покупки вперемешку, можно этого не заметить, но при сортировке товаров на ленте сразу бросается в глаза.
Спустя примерно полгода с начала эксперимента вносить расходы стало такой же привычкой, как чистить зубы по утрам. Я рассматривал каждую новую порцию трат как дополнительную информацию к моей аналитике, а я ведь люблю поиграться с данными, мне нужно больше данных!
Мой бюджет перед экспериментом
Средний доход: 80 000—85 000 Р
Повседневные расходы: как бог на душу положит
Накопления: 200 000 Р
Первый месяц эксперимента
Результаты за первый месяц показали следующую картину: почти половина месячных расходов — из категории «Алкоголь» и «Бары и рестораны». Вот и первые претенденты на оптимизацию моих трат. Также я решил меньше ездить на такси, потому что месячный расход составил 4500 рублей.
На работе мой доход немного уменьшился: закончился проект, за который я получал надбавки. Нужно было либо повышать заработок, либо учиться экономить и избавляться от ненужных трат. Мне нравилась моя работа, в конце года я ожидал премии и повышения оклада. До конца года я решил пробовать сокращать расходы.
Итоги первого месяца
Средний доход: 75 000 Р
Повседневные расходы: 60 000 Р
Накопления: 215 000 Р
Первые три месяца
Как оказалось, трех месяцев вполне достаточно, чтобы сформировалась картина потребительской корзины. Я выявил закономерность, которая сохраняется до сих пор: первые пять наиболее затратных категорий в повседневных расходах составляют 75% всех повседневных расходов.
При этом топ-5 категорий на протяжении всего эксперимента не менялся, случались только небольшие изменения позиций внутри него.
За три месяца мне удалось снизить расходы в категориях «Алкоголь» и «Бары и рестораны» и тратить не более 10 тысяч рублей на каждую из них. Расходы на транспорт тоже удалось снизить почти в два раза. В то же время расходы в других категориях выросли пропорционально сэкономленным средствам. Наверное, это связано с тем, что всегда хочется наградить себя за какие-то успехи. Примерно такой диалог не раз происходил у меня в голове с самим собой:
В итоге сэкономленные деньги уходили на одежду, книги, гаджеты. В дальнейшем я еще много раз столкнусь с этой закономерностью по перетеканию сэкономленных средств в другие категории.
Также я актуализировал список категорий и стал фиксировать крупные расходы на отдельной вкладке таблицы. Таким образом, на самом верхнем уровне мои расходы можно теперь разбить на повседневные и крупные. Крупные расходы — это либо расходы, которые случаются не чаще раза в год, либо путешествия, либо покупки дороже 15 тысяч рублей. Например, покупку рубашки за три тысячи я заношу в повседневные расходы в категорию «Одежда», но покупку дорогого пальто — в раздел «Крупные».
Итоги первого года
Мои расходы стали более прозрачными и прогнозируемыми. Мне стало легче откладывать деньги, принимать решение о покупке той или иной вещи, сравнивать товары и услуги, опираясь на историю моих трат.
К примеру, покупая джинсы за 4500 рублей, я понимаю, что примерно столько же трачу в месяц на такси. В случае такси за эти деньги я приобретаю комфорт в передвижении по городу, экономлю время, меньше устаю в течение месяца. Джинсы же — это вещь, которая прослужит год и немного разнообразит гардероб. Мысленно я провожу сравнение: готов ли я месяц не ездить на такси ради покупки джинсов? Сопоставима ли польза от этих покупок?
Или еще пример: при покупке абонемента в спортзал нужно было потратить сразу 10 тысяч рублей. Психологически всегда сложнее сделать крупную разовую покупку, чем совершать мелкие на ежедневной основе. Но я знал, что за год потратил на фастфуд все 12 тысяч рублей, поэтому сомнения сразу отпали. Крупные покупки — новый телефон, дорогую одежду — я стараюсь планировать на те месяцы, когда повседневные расходы минимальны. А еще даю себе обещание: «Да, ты можешь купить это, если потратишь на бары и рестораны меньше 4 тысяч за текущий месяц».
За год повседневные расходы удалось снизить только на 3 тысячи в месяц, а повышение заработной платы было не очень значительным и не соответствовало моим первоначальным договоренностям с начальством. Я подвел итоги года и осознал, что нужно следовать стратегии повышения заработка и контроля текущих расходов. Одним словом, зарабатывать больше и стараться тратить в меру, ориентируясь на средний расход в месяц.
мне удалось отложить за первый год эксперимента
С 2017 года я начал искать новую работу.
На конец марта 2017 года
Средний доход: 100 000 Р
Повседневные расходы: 57 000 Р (−3000 Р )
Накопления: 500 000 Р (+300 000 Р )
Изменение стратегии: поиск новой работы
Мои накопления перевалили за полмиллиона рублей, и я решил вложить их в жилье, заняв у родственников еще полмиллиона. Итого на руках у меня был миллион рублей на первоначальный взнос. Но сначала нужно было решить вопрос с увеличением заработка, стоявший очень остро: ведь потребуется влезать в ипотеку, нужны будут деньги на ремонт.
Я решил рассчитать уровень требуемой заработной платы исходя из моих ежемесячных расходов на год вперед. Мой будущий доход должен был покрывать следующие ежемесячные траты:
Мой опыт в консалтинге позволял мне претендовать на такое значительное повышение заработной платы. Если раньше я бы постеснялся называть работодателям столь крупную сумму, то сейчас у меня была конкретная цель, требующая этого уровня дохода. Я решил: почему бы не попробовать. Месяцы поиска, собеседования в десяти компаниях — и к концу весны я получил предложение от крупной инвестиционной компании с нужной мне зарплатой.
Параллельно со сменой работы я занимался поиском квартиры. Выбрал однушку в готовой новостройке. С мая 2017 года в моем учете появилась третья крупная категория — расходы на квартиру, которая включала в себя затраты на ремонт, платежи по ипотеке, ЖКХ и прочие расходы на обустройство.
На начало июня 2017 года
Средний доход: 190 000 Р (+90 000 Р )
Повседневные расходы: 54 000 Р (−3000 Р )
Накопления: 0 (−500 000 Р )
Итоги второго года
К концу второго года эксперимента я уже несколько месяцев жил в собственной квартире. В течение всего периода ремонта приходилось сводить концы с концами и накопления держались на нулевом уровне. Но я уверен, что без моего опыта ведения бюджета все было бы намного сложнее.
К весне 2018 года самый финансово сложный этап был пройден — у меня начали появляться свободные деньги.
На конец марта 2018 года
Средний доход: 190 000 Р
Повседневные расходы: 56 000 Р (+2000 Р )
Накопления: 100 000 Р (+100 000 Р )
Подсчет расходов на ремонт я вел в отдельном файле, но итоговые суммы за каждый месяц вносил на отдельную вкладку с расходами на квартиру, в категорию «Ремонт». Ремонт — это постоянный поток расходов, который тоже надо контролировать, чтобы не выйти за рамки бюджета.
Итоги тысячи дней
26 декабря 2018 года был тысячный день моего ведения расходов — прошло 33 месяца. За последний год мне удалось отложить 600 тысяч рублей. Изначально планировал накопить больше, но после непростого этапа с покупкой квартиры, поиском работы и ремонтом мне хотелось потратить деньги на себя, отдых и путешествия. Это хорошо заметно на графиках: в третий год эксперимента увеличились крупные расходы.
По ипотечному кредиту осталось выплатить около миллиона, а на накопленные деньги я собираюсь купить машину. Скорее всего, в структуре моих расходов появится новая категория — автомобиль: бензин, ТО, страховки и т. д.
Повседневные расходы после периода экономии снова вернулись на прежний уровень и превысили 60 тысяч рублей. Когда отсутствует сильная потребность в экономии, начинаешь расслабляться и позволять себе ненужные траты.
Также отмечу, что дополнительный доход мне принесло использование карты с кэшбэком и оформление налогового вычета. Карту с кэшбэком и процентом на остаток я завел только спустя полгода с начала эксперимента. Тем не менее за весь период она принесла мне около 50 тысяч. В 2018 году я оформил налоговый вычет на покупку квартиры, он составил 171 тысячу рублей из возможных 260 тысяч. В 2019 году планирую оформить вычет на оставшуюся сумму и на проценты по ипотеке.
Один из моих выводов по итогам эксперимента: надо ориентироваться на повышение заработка, а не на оптимизацию текущих расходов, как я планировал изначально. Начать стоит с обсуждения требований для повышения зарплаты и должности. Параллельно всегда полезно знать свою стоимость на рынке, обновлять резюме и не бояться менять работу. Но главное, не думать, что зарплата — единственный источник доходов. Фриланс, кэшбэк, налоговые вычеты, ИИС плюс налоговые вычеты, дивиденды, продажа ненужных вещей — все это примеры дополнительного дохода. Но это уже другая история.
На конец декабря 2018 года
Средний доход: 190 000 Р
Повседневные расходы: 65 000 Р (+9000 Р за 9 месяцев)
Накопления: 600 000 Р (+500 000 Р за 9 месяцев)
А теперь аналитика!
За время эксперимента я собрал огромный массив данных по моему потребительскому поведению, на основе которого провел всестороннюю аналитику. График ниже — это структура расходов за весь период с разбивкой повседневных расходов на категории.
Следующий график показывает динамику среднего значения расходов по каждой категории. Среднее значение считается по последним шести месяцам.
По некоторым категориям очень наглядно прослеживается периодичность. Например, категория «Подарки» достигает максимума в декабре и январе и минимума в сентябре.
Один из ключевых показателей на странице с аналитикой — «Динамика усредненного значения повседневных расходов». Главный ориентир на таком графике — линия тренда, розовая прямая. Если эта линия нисходящая, значит, общая тенденция моих расходов положительная — расход снижается. Если линия восходящая, значит закономерность обратная: в среднем я трачу больше.
У графика два варианта: усредненный расход рассчитывается за все время ведения бюджета и за последние шесть месяцев. Когда ведешь бюджет довольно долго, важно видеть не только общую картину, которую показывает первый график, но и картину на короткой дистанции — за последние полгода. Линия тренда на графике за все время нисходящая — то есть на длинной дистанции все хорошо, в среднем я уменьшаю расход. А вот за последние полгода линия тренда восходящая — значит, я начинаю тратить больше и нужно внимательней относиться к своим расходам.
Повседневные расходы зависят от месяца. Если усреднить значение по каждому месяцу, то хорошо просматривается, какие месяцы наиболее затратные, а какие нет. Больше всего я трачу в декабре и январе: там праздники и череда дней рождения. Меньше всего — в мае, там много выходных и поездки на дачу, где нет соблазна много тратить.
Таким образом, можно посчитать коэффициент трат для каждого месяца года. Он рассчитывается как средний расход конкретного месяца за годы эксперимента, деленный на средний расход в месяц на протяжении всего эксперимента. При планировании бюджета на следующий месяц я делаю поправку на этот коэффициент.
Перейдем к аналитике пяти категорий расходов, составляющих 75% от всех повседневных трат, в разрезе подкатегорий. Эта аналитика, например, открыла мне глаза на мои предпочтения в алкоголе.
«Бары и рестораны» — по этой категории можно посчитать средний чек на каждый тип заведения и частоту их посещения. Оказалось, что примерно две пятницы в месяц я провожу в барах.
«Транспорт» — тут видно, как я постепенно пересаживаюсь на такси, расходы на которое растут из месяца в месяц. На графике также четко прослеживается момент, когда я пересел с автобусов на электрички, чтобы добираться до работы без пробок.
«Обеды и ланчи» — тут аналитика помогает контролировать потребление сладостей и фастфуда. Если месячный лимит заканчивался, то я начинал сдерживать себя.
Интересно, как потребление сладкого совпадает с периодами стресса на работе или в личной жизни.
«Подарки» — последняя категория, по которой я выделил отдельные подкатегории.
Для меня было открытием, что мои расходы на подарки сопоставимы с расходами на обеды и ланчи или на все путешествия за период эксперимента. Но каковы бы ни были затраты, эта статья расходов приятная для меня, и я не хочу ее оптимизировать.
Планы на будущее
Из ближайших крупных финансовых целей у меня намечена покупка машины весной 2019 года, деньги на нее уже почти отложены. К концу года я планирую закрыть ипотеку, но для этого необходимо увеличить мои доходы примерно на 30 тысяч рублей. Еще я хочу удерживать повседневные расходы на уровне 55—60 тысяч рублей в месяц.
В последний год я работал над повышением заработной платы: заранее поговорил с начальством и выяснил, что нужно сделать для повышения. Параллельно я прорабатываю альтернативные варианты дохода — в моем случае это подработка за счет фриланса. Когда эти две цели будут закрыты, я планирую направлять часть своих доходов на создание финансовой подушки в размере 3—6 зарплат и на формирование инвестиционного портфеля. В целом я продолжаю придерживаться стратегии разумного контроля расходов и ориентации на повышение дохода.
Я очень доволен, что выработал привычку следить за расходами. Даже если в жизни все идет не по плану, то уж расходы я точно держу под контролем. Я перестал переживать из-за потраченных денег, так как всегда вижу, на что их потратил.
Я стал мыслить немного иначе: вижу, сколько денег мне нужно, и думаю, как мне удовлетворить свои потребности. Это мотивирует зарабатывать больше. Также ко мне стали обращаться друзья с вопросами на тему личных финансов. Я помогаю им адаптировать мою таблицу для учета собственных расходов, даю советы — и мне очень нравится делиться своим трехлетним опытом.
Ксюша, Пполностью согласна с Вами
Очень крутая статья! 👏👏👏
Антон, вы действительно крутой аналитик, кроме того, что все понятно, еще и красиво 😊
Anton, для учета первички используем в семье Zenmoney.
Полностью автоматизирует процесс. Часть аналитики там тоже есть.
Более сложную аналитику ведем в Excel.
Шаблон Personal Financial Statement from RichDad приспособили под себя.
Yes, какие можете посоветовать приложения для учета расходов? Я пробовал несколько вариантов но лично мне ничего не подошло)
Антон, уважаемый Антон! Чтобы найти себе работу просто прикладывайте этот график в резюме. Это ж аналитик уровня БОГ
Anton, прекрасная статья! Дала мне пищу для размышлений, что я могу улучшить в своем методе учета финансов.
Я считаю, можно пользоваться любым приложением, которое позволяет выгрузить данные в Excel. Я пользуюсь давно MoneyLover и недавно параллельно стал пробовать ДзенМани. Я вношу операции сразу, как только они произошли, в течение месяца смотрю на аналитику, которую дает приложение, а в конце месяца выгружаю в Excel.
Anton, все приложения направлены на учет расходов. Я не нашла ни одного, которое бы основывалось на планировании бюджета. Было только одно, американское, YNAB, которое не обновлялось сто лет и стоило бешеных денег. В итоге, таблица эксель — лучший друг и товарищ.
Алена, обновляется — будь здоров. Для меня его стоимость окупилась в первый же месяц использования. Обломно, конечно, платить почти 6000 за раз, но эта «боль» быстро проходит) Я попробовала всё, что только можно (Эксель-таблицы, к сожалению, вдохновляют меня только для небольших проектов), прижился только YNAB
Yes, как мне кажется, лучше начать с таблички и оформить все под себя. А уже через пол года, вы будете точно знать что вам надо и на основе этого выбрать приложение.
Anton, Попробуйте MoneyWiz 3.
Anton, приложение капитал, закладываешь бюджет на покупки заранее и стараешься не выйти за лимиты! Попробуйте
Olga, лучше потратьте время на выбор приложения!
Алена, Money Manager Ex
Anton, потратил кучу времени на выбор и остановился на Cash Organizer. Единственное, сейчас у них цены чуть прибавились. Но приложение даёт возможность ПОЛНОГО контроля за деньгами!
Кирилл, Это сократит не только статью «пьянки» сегодня, но и статью затрат «здоровье» завтра.
Александр, но добавит статью расходов на другие развлечения, или снятия стресса у профессионалов.
Кирилл, а если еще побольше и посерьезнее спортом заняться, то пить вообще будет некогда 🙂
Многи их этих расходов очень не регулярны (например, на твоих графиках видно, что в декабре ты больше тратишь на еду). Я нахожу слишком сложным планировать свои расзоды сейчас таким образом, чтобы к декабрю у меня оказалось нужное количество денег на еду. Я просто откладываю на еду одинаковое количество денег (на самом деле не одинаковое, а среднее) каждый месяц. Таким образом если сегодня я потратил чуть меньше, то эти деньги просто буду лежать и ждать декабря.
Там, где можно автоматизировать я автоматизирую. Например, просто перевожу фиксированную сумму на комуналку каждый месяц. Летом выходит больше чем требуется, а зимой наоборот меньше.
Могу ли потратить эти деньги сейчас? Конечно! Но тогда, через четрые года когда мой компьютер выйдет из строя мне придётся откуда-то взять крупную сумму денег.
Но, безусловнго, иногда случаются непредвиденные траты. В таком случае я просто беру часть денег запланированных на будущее. В той же категории где случилсь непредвиденная трата, просто увеличиться средняя сумма, коорую я откладываю каждый месяц.
Программа в которой я веду бюджет (YNAB [2]) умеет считать такую интерессную характеристику, как «возраст денег». Это количество времени, которое прошло между тем, как ты заработал деньги и потретил их. Если это число уменьшается, значит ты берёшь деньги из будущих трат и, возможно. тебе нужно либо зарабатывать больше, либо тратить меньше. У меня сейчас это число равно 86. В этом году я искал работу с января по март.
Машины у меня нет. Я тоже люблю прибухнуть и это хобби плохо сочитается с вожденим 🙂 Да и честно говоря, просто жалко тратишь регулярно деньги на машину, которая будет большую часть времени гнить во дворе. Когда работал в офисе ездил на работу на общественном трансорте (во время поездки можно читать книжки!) либо на велосипеде (полезно для здоровья).
У меня тоже есть ипотека. В прошлом году рефинансировал её (ставка стала на 3.5% меньше). но продолжаю платить туже сумму, что до рефинансирования. При каждом досрочном погашении уменьшаю сумму платежа и продолжаю платить как раньше. Таким образом мои обязательства становятся меньше (и мне становится спокойнее), но при это срок ипотеки тоже уменьшается.
Я стараюсь постоянно увеличивать свои накопления. Несколько лет назад я нашел интересный способ как это делать без боли. Идея называется Save More Tomorrow [4]. Идея в том, что у людей очень хорошо получается планировать, но плохо совершать поступки прямо сейчас. Поэтому для увеличения накоплений, нужно договориться с самим собой что при следующем увеличении доходов, ты вместо того чтобы увеличить потребление, будешь откладывать прибавку. На практике мне показалось более комфортным часть откладывать, а часть пускать на потребление. Таким образом мне удалось с 14 года увеличить процент ежемесячных накоплений на «старость» с 8 процентов от зарлаты до 18%.
Кстати, не могу не согласиться, чтобы увеличить своё благосостояние нужно не меньше есть, а больше зарабатывать.