Как посчитать общие издержки формула
Онлайн-калькулятор издержек
Быстрая навигация по странице:
Общая характеристика издержек фирмы
Относительно объема выпуска продукции в краткосрочном периоде деятельности фирмы можно выделить постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
Размещено на www.rnz.ru
Важное значение имеют не только данные об общей величине того или иного вида издержек, но и их объем, приходящийся на единицу продукции, для чего вычисляют средние издержки: общие (валовые), постоянные и переменные. Объем выпуска, при котором величина средних валовых издержек наименьшая, является для фирмы оптимальным (наиболее выгодным) объемом производства по издержкам.
Формулы издержек
Приводим ряд формул, которые позволяют определить различные виды издержек фирмы:
Формула общих издержек
Формула предельных издержек
Формула средних издержек
Пример расчета издержек
В качестве примера решим задачу, в которой нужно рассчитать постоянные, переменные, предельные, средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки, заполнив соответствующую итоговую таблицу.
Таблица исходных данных:
Так как при нулевом объеме производства VC = 0, то переменные расходы будут равны постоянным, т.е. FC = TC, следовательно, по данным таблицы получаем FC = 60.
Предельные издержки можно вычислить на основе формулы MC = ΔTC / ΔQ, тогда для разных объемов производства получаем:
— для Q = 1: МС1 = (140-60) : (1-0) = 80 : 1 = 80;
— для Q = 2: МС2 = (180-140) : (2-1) = 40 : 1 = 40;
— для Q = 3: МС3 = (240-180) : (3-2) = 60 : 1 = 60;
— для Q = 4: МС4 = (420-240) : (4-3) = 180 : 1 = 180.
Средние общие издержки можно определить по формуле: ATC = TC / Q. Тогда для разных объемов производства получим:
Средние постоянные издержки можно рассчитать по формуле: AFC = FC/Q. Тогда для разных объемов производства получим:
Средние переменные издержки определим по формуле: AVC = VC/Q. Для разных объемов выпуска получаем:
Результаты расчетов сведем в итоговую таблицу:
Q | TC | FC | VC | MC | АТС | AFC | AVC |
0 | 60 | 60 | 0 | — | — | — | — |
1 | 140 | 60 | 80 | 80 | 140 | 60 | 80 |
2 | 180 | 60 | 120 | 40 | 90 | 30 | 60 |
3 | 240 | 60 | 180 | 60 | 80 | 20 | 60 |
4 | 420 | 60 | 360 | 180 | 105 | 15 | 90 |
Расчет издержек онлайн
Для вычисления различных издержек фирмы приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данных показателей и заполнить таблицу. Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает расчет издержек фирмы онлайн. Для вычисления указанных показателей по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн калькулятора и нажмите кнопку «Выполнить расчет».
Как рассчитать переменные издержки (примеры, формула)
Какими бывают издержки предприятия
Издержки (затраты), возникающие у юрлица, для целей управленческого учета делятся на 2 большие группы:
Отнесение затрат к постоянным или переменным издержкам предприятия достаточно условно. Они определяются многими факторами и в реальности обнаруживают более сложные зависимости, в т. ч. и от объемов производства.
От правильности разделения затрат на эти 2 группы зависит определение их размеров, а следовательно, надежность экономических расчетов и достоверность выводов, которые делаются на их основании.
Переменные издержки фирмы — это…
К переменным издержкам относятся расходы на сам процесс производства, меняющиеся во взаимосвязи с его масштабом. Их общая сумма растет (или снижается) вместе с объемом производства, зависящим от количества выпущенной продукции, за счет как общего количества прямых расходов, так и стоимости отдельных видов расходов. Вот почему в реальности взаимосвязь переменных издержек с объемом производства редко бывает прямо пропорциональной. Возможен их как более быстрый (прогрессивные издержки), так и более медленный (регрессивные издержки) рост.
Сравнительным постоянством отличаются переменные издержки, приходящиеся на единицу продукции, за счет того, что их количественный объем определяется калькуляцией. Но они также зависимы от стоимости отдельных видов расходов, входящих в калькуляцию, и общих объемов производства, с ростом которых могут снижаться.
Какие затраты относятся к переменным издержкам предприятия
Отнесение затрат к переменным в значительной степени определяется особенностями основной деятельности предприятия. В качестве примеров переменных издержек можно привести:
Источником данных об издержках являются в первую очередь данные бухгалтерского учета. При условии, что они полны и достоверны и разнесение по счетам бухучета осуществлено правильно.
В небольших организациях вопрос о разделении на постоянные и переменные издержки решается достаточно просто:
Сложнее обстоит дело в больших организациях, использующих для сбора затрат все предназначенные для этого счета (20, 23, 25, 26, 44). Перед ними возникает вопрос об отнесении к постоянным или переменным издержкам затрат, собранных на счетах 23 и 25. Решение в отношении них принимает само предприятие в зависимости от конкретных условий производства, существующих на этом предприятии.
Например, оценка затрат, собранных на счете 23 (вспомогательное производство), зависит от их предназначения. При этом возможны следующие примеры возникновения переменных издержек:
Затраты, собираемые на счете 25, можно отнести как к постоянным, так и к переменным издержкам. С одной стороны, эти затраты не имеют непосредственного отношения к создаваемой продукции. Будучи цеховыми, они распределяемы и могут расцениваться как постоянные. С другой стороны, без них создание продукции невозможно, и цех функционирует именно потому, что в нем создается эта продукция.
Кроме того, разные виды продукции могут производиться на одном и том же оборудовании, амортизация которого будет отнесена в этом случае на счет 25. Аналогичная ситуация возникает в отношении учета электроэнергии и воды, используемых для производственных нужд, а также ряда других расходов. Т. е. чаще всего оправданным является включение затрат, собранных на счете 25, в состав переменных издержек. Для работы с ними такой вариант более удобен еще и потому, что произведенная готовая продукция, учитываемая до продажи на счете 43, попадает туда по производственной себестоимости (т. е. с включением в нее части распределяемых цеховых расходов).
Расчет переменных издержек производства
Как рассчитать переменные издержки? Очень просто. Чтобы найти их общую сумму за период, нужно сложить все издержки, которые определены как переменные.
Удобно использовать для этого бухгалтерские учетные данные по рассмотренным выше счетам бухучета. При этом надо принимать во внимание, что в бухучете нет деления на постоянные и переменные издержки, но разделить их таким образом позволяет существующий метод директ-костинга, согласно которому постоянные затраты можно списать в уменьшение финрезультата единовременно. Это затраты, учитываемые на счетах 26 и 44. Если все прочие затраты считать переменными (а это для счета 25 в достаточной степени обоснованно), то расчет переменных издержек существенно упрощается.
В рассмотренных нами выше ситуациях разделения затрат в маленьких и больших организациях это будет выглядеть так:
О порядке внесения данных в строки отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)»
Таким образом, применение метода директ-костинга существенно упрощает расчет суммы переменных издержек. Если же этот метод не применяется, то формула переменных издержек будет выглядеть следующим образом:
где: ПИ — переменные издержки;
З — затраты, осуществленные в связи с непосредственным созданием реализованных товаров (работ, услуг) и учтенные в их себестоимости. Их надо суммировать, но при этом из них должны быть исключены расходы, попавшие в себестоимость при распределении счета 26.
Общие, средние (удельные) издержки
Суммарные издержки за период, складывающиеся из постоянных и переменных, называются общими издержками. Соответственно, общие суммы издержек каждой из образующих эту сумму групп называются общими постоянными и общими переменными издержками.
По каждой из указанных сумм можно определить средние (или удельные) издержки, которые рассчитываются как частное от деления общей суммы соответствующих издержек на количество произведенной за рассматриваемый период продукции. Средние (или удельные) издержки представляют собой издержки, приходящиеся на единицу произведенной продукции.
Можно рассчитать аналогичные показатели с разбивкой по видам продукции. Это даст возможность установить соответствующую цену на нее, а если она окажется существенно выше рыночной, то принять решение о прекращении выпуска или способах снижения затрат (на производство или управленческих).
Использование переменных издержек предприятия в финрасчетах
Переменные издержки задействованы в расчете таких важных экономических показателей, как:
Посмотреть пример расчета точки безубыточности можно в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Расчет издержек, приходящихся на единицу продукции, позволяет вывести формулы расчета, на основании которых становится возможным прогноз затрат на любой объем производства.
О других коэффициентах, рассчитываемых в целях проведения экономического анализа, читайте в статье «Основные финансовые коэффициенты и формулы их расчета»
Итоги
Переменные издержки — показатель, представляющий особое значение для его применения в экономических расчетах. Вот почему особенно важным является правильность определения их объема.
Что такое издержки производства
Аудиоверсия статьи, прослушать
Каждое предприятие использует набор материалов, цена которого выражается в виде издержек производства. В зависимости от объема включаемых в расчеты расходов они делятся на постоянные, переменные, общие, средние и предельные. Управление ими помогает добиться лучшего распределения активов и повысить прибыль предприятия.
Для определения отпускных цен на создаваемые продукты нужно знать точную сумму затрат, которую несет предприятие. Отсутствие расчетов этой области чревато получением недостаточного объема прибыли, когда издержки производства превышают размер итоговых доходов. Вторая крайность – установление слишком высокой наценки приводит к тому, что товар становится неинтересен покупателям, и они начинают искать замену у конкурентов.
Научная трактовка
В зависимости от предметной области под издержками понимается набор финансовых отчислений организации. В общем смысле под ними подразумеваются «затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции». Такая трактовка понятия дана в словаре Райзберга, Лозовского и Стародубцевой.
Не вдаваясь в научные тонкости, суть термина сводится к подсчету затрат, которые несет организация для создания продукции и ведения текущей деятельности. Кроме явных расходов на закупку сырья и материалов, выплату зарплаты персоналу, к ним относится амортизация, средства по обслуживанию кредита и операционные виды убытия финансовых активов предприятия.
Простейший способ вычислить примерную величину общих трат – обратиться к отчету о прибылях и убытках фирмы.
Статьи документа, выделенные синей рамкой, можно причислять к общим издержкам, которые были у компании в 2018 году. Их сумма составит 16 256 900 + 2 830 400 + 723 900 + 458 820 = 20 270 020 рублей.
В реальности экономические издержки – более широкое понятие, помимо явных бухгалтерских (внешних) расходов включающее неочевидные (вмененные) оттоки финансовых активов. В научных кругах их называют «упущенными возможностями». Они основаны на том, что предприниматель может направить собственные активы на другие цели и получать при этом альтернативный доход.
Простейший пример: средства, потраченные на покупку материалов, можно использовать по-другому – положить на счет в банке, получая прибыль в виде процента по вкладу. Они не отражаются в бухгалтерской отчетности.
Группировка по классам
В зависимости от вида подсчитываемых расходов издержки объединяются в группы.
Рисунок. Классификация издержек производства
В финансовом менеджменте их принято делить по направлениям:
Деление расходов на постоянные и переменные в экономике происходит условно. В реальности, в зависимости от финансовых итогов работы компании, они могут изменяться в большую или меньшую сторону. Пример: лишение административного аппарата премии из-за получения низкого уровня чистой прибыли по итогам года.
В зависимости от временного фактора издержки бывают кратко- или долгосрочными. На величину первых руководство компании повлиять не может ввиду недостаточности времени для реагирования.
По умолчанию коротким считается интервал в 1 месяц, хотя в реальности все зависит от сферы работы предприятия. Для компаний пищепрома, выпускающих скоропортящиеся продукты, этот отрезок составляет несколько дней.
Техника расчета
Чтобы установить правильную взаимосвязь между закупками и посильными для фирмы объемами выпуска, нужно знать величину издержек производства. Большинство легко просчитывается, если вести детальный учет расходов.
Точка безубыточности: как рассчитать и пользоваться для оценки состояния бизнеса
Закапываемся в расчеты: какой должна быть структура затрат и насколько устойчива компания на случай форс-мажоров и кризиса?
Елена Мюллер
Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»
Бывает, в компанию вложено много денег, а она все равно работает в убыток. В финансовом анализе есть инструмент, который поможет увидеть проблему. Это точка безубыточности.
Что такое точка безубыточности
Точка безубыточности — объем выручки, при котором компания покроет все свои затраты — постоянные и переменные. Грубо говоря, когда компания сработает в ноль: ничего не заработает, но и ничего не потеряет. После этой точки каждая следующая продажа приносит прибыль.
Точку безубыточности называют : точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли, BEP — от английского break even point. По сути, это все одно и то же.
Чаще всего ее называют CVP Analysis по первой аббревиатуре английских слов:
Точку безубыточности можно считать в количестве товаров. Например, в штуках, килограммах, количестве сделок и т. д. Есть также формула для расчета в деньгах. Например, в рублях, долларах, евро и т. д.
Какие показатели нужны для расчета точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности надо знать:
Цена за единицу товара — сколько денег компания получает за один товар или услугу при продаже.
Объем реализации товаров — общее количество товаров, которое отгрузили клиенту, или количество услуг, которое оказали клиенту за период — месяц, квартал, год.
Затраты. Структура всех затрат компании зависит от особенностей бизнеса. Они бывают постоянные и переменные.
Постоянные затраты не зависят от выручки и не меняются, когда компания начинает продавать больше или меньше товаров. Предприниматель обязан их оплачивать, даже если компания совсем ничего не продает.
В каждой компании может быть разный набор постоянных затрат. Например:
Если объем реализации растет, постоянные затраты не меняются.
Компания продает 1000 кг синтетического утеплителя в месяц. Но она нашла новые рынки сбыта и теперь продает 2000 кг в месяц. Помещение не увеличилось, зарплаты на персонал и рекламу — тоже.
Если объем реализации падает, постоянные затраты не меняются.
кризиса объем продаж компании упал. Теперь она продает не 1000 кг утеплителя, а 500 кг. Затраты на аренду помещения, ФОТ административного персонала и рекламу все равно остались такими же: 25 000 ₽.
Если мы берем не большую компанию, а самозанятых копирайтеров, программистов, дизайнеров, постоянные затраты могут быть такими:
Сколько бы текстов ни писал копирайтер, оплата интернета в месяц останется прежней.
Переменные затраты зависят от объема продаж. Если производство стоит, компания ничего не платит.
Переменные затраты зависят от типа бизнеса. В общем случае к ним относят:
У компании, которая производит синтетический утеплитель, такие переменные затраты в месяц.
Компания поставляет утеплитель. Каждый месяц реализует 1000 кг
Переменные затраты на тысячу килограммов — 113 500 ₽. Туда входит себестоимость, бонус менеджера за продажу, доставка.
За 1 килограмм: 113 400 / 1000 = 113,5 ₽
Если объем реализации растет, переменные затраты увеличиваются.
Компания выиграла тендер на госзакупку и теперь поставляет утеплитель по госзаказу для армии.
Объем реализации увеличился с 1000 до 3000 кг. Теперь надо покупать больше сырья и материалов. Расходы на доставку до клиента также выросли.
Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 3000 кг × 113,5 = 340 500 ₽
Если объем реализации уменьшается, переменные затраты уменьшаются.
Конкуренты стали продавать утеплитель дешевле. Компания продавала 1000 кг в месяц, но потеряла несколько клиентов и теперь может продать не больше 300 кг. Сырья и материалов теперь надо покупать меньше, бонус менеджера и затраты на доставку снизятся.
Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 300 кг × 113,5 = 34 050 ₽
Переменные затраты на 1 кг так и остались — 113,5 ₽
Переменные затраты для разных компаний отличаются. Например, для фрилансеров, это могут быть консультации или юридическая помощь при оформлении договора с клиентом. Чем больше клиентов, тем больше помощи юриста потребуется.
Выручка — на какую сумму компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг за расчетный период — месяц, квартал, год.
Выручка = Объем реализации (шт.) × Цена реализации (₽)
Компания продает 1000 кг утеплителя за 150 ₽ за кг
Выручка = 150 ₽ × 1 000 кг = 150 000 ₽
Маржинальный доход, или просто маржа, — выручка без переменных расходов. То есть компания покрыла все переменные затраты и еще осталось на покрытие постоянных расходов. После этого она может, например, снять более дорогой офис или нанять еще одного бухгалтера.
В процентах от выручки:
Или для единицы товара:
Маржу надо отличать от наценки. Подробнее о том, что такое маржа и как ее отличить от других показателей, написали в статье.
Как рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении
Если компания продает один товар или услугу, удобнее считать точку безубыточности в натуральном выражении. А если проще — сколько штук товара или количества услуг надо продать, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты. Например, компания делает одинаковые стулья, онлайн-школа продает один и тот же обучающий курс.
Алгоритм расчета такой:
Формула точки безубыточности:
Расчет точки безубыточности для компании, которая производит утеплитель:
Показатель | Расчет | Расчет в цифрах | Результат |
---|---|---|---|
Выручка | Цена × Объем продаж | 150 ₽ ×1000 кг | 150 000 ₽ |
Постоянные затраты | Аренда + ФОТ рабочих + реклама | 8000 ₽ + 12 000 ₽ + 5000 ₽ | 25 000 ₽ |
Переменные затраты на ед. товара | Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка | 100 ₽ + 7,5 ₽ + 6 ₽ | 113,5 ₽ |
Маржа на ед. товара | Цена за ед. товара − Переменные затраты на ед. тов. | 150 ₽ − 113,5 ₽ | 36,5 ₽ |
Точка безубыточности в натуральном выражении | Постоянные затраты / Маржа на ед. тов. | 25 000 ₽ / 36,5 ₽ | 685 кг |
Это значит, что при продаже 685 килограммов утеплителя в месяц компания покроет постоянные и переменные расходы. Выручка и прибыль в точке безубыточности будут равны нулю. Если компания будет продавать больше, она начнет получать прибыль.
Как рассчитать точку безубыточности в деньгах
Для компаний, которые продают много разных товаров. Если товаров больше, чем один, рассчитать точку безубыточности для каждого товара практически невозможно. В таких случаях точку безубыточности рассчитывают в денежном выражении.
Простым языком — на какую сумму надо продать товаров или услуг, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты.
Алгоритм расчета такой:
Формулы расчета точки безубыточности в деньгах:
Можно рассчитать и так:
Можно сразу посчитать маржинальность:
Тогда точка будет выглядеть так:
Опять пример точки безубыточности. После расчетов становится ясно, что при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы.
Показатель | Расчет | Расчет в цифрах | Результат |
---|---|---|---|
Выручка | Цена × Объем продаж | 150 ₽ ×1 000 кг | 150 000 ₽ |
Постоянные затраты | Аренда + ФОТ рабочих + реклама | 8000 ₽ +12 000 ₽ + 5000 ₽ | 25 000 ₽ |
Переменные затраты | Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка | 100 000 ₽ + 7500 ₽ + 6000 ₽ | 113 500 ₽ |
Маржа | Выручка − Переменные затраты | 150 000 ₽ − 133 500 ₽ | 36 500 ₽ |
Маржинальность в % | Маржа / Выручка | 36 500 ₽ / 150 000 ₽ | 24% |
Точка безубыточности в деньгах | Постоянные расходы / Маржинальность в % | 25 000 ₽ / 24% | 102 740 ₽ |
Для компаний, которые занимаются проектной деятельностью, надо посчитать в количестве сделок. Сюда относим компании, которые получают деньги за определенный комплекс работ. Например, возводят металлические конструкции, строят дома по проекту и т. д. Особенность в том, что эти компании могут и за одну сделку покрыть все свои расходы и выйти в прибыль.
Если проект стоит 1,8 млн рублей, а точка безубыточности — 1,2 млн рублей, получается, что компания может покрыть все свои расходы за одну сделку.
В этом случае сначала надо рассчитать точку безубыточности в деньгах, а потом посмотреть, сколько сделок окупят эту сумму.
Как рассчитать точку безубыточности в Excel
Для быстрого расчета точки безубыточности удобно использовать Excel или, например, гугл-таблицы:
Анализ точки безубыточности
Рассчитали точку безубыточности. Что делать дальше.
Шаг 1. Посмотреть, на какой день месяца получается заработать прибыль. Если бизнесу удается достичь точки безубыточности в середине месяца, это хороший показатель, меньше — у компании больше риска начать работать в убыток.
Компания по производству утеплителя достигает точки безубыточности на 24-й день месяца. То есть 24 дня из 30 она работает на покрытие затрат и только 6 дней получает прибыль.
Если случится форс-мажор, например простой, снежные заносы, отсутствие сырья, уже на седьмой день компания уйдет в убыток.
Такое происходит со многими компаниями, например, в период новогодних каникул, когда спрос на непродовольственные товары падает.
Шаг 2. Проанализировать постоянные и переменные затраты. В условиях кризиса лучше, чтобы переменных затрат было больше, чем постоянных. Постоянные затраты в этом случае делают бизнес финансово неустойчивым. Небольшое снижение спроса — и бизнес уже еле держится на плаву.
В периоды неопределенности лучше сокращать постоянные затраты или переводить их в переменные.
Во время пандемии компания отказалась от аренды офиса класса А, перевела офис на коворкинг, перевела собственную бухгалтерскую службу на аутсорсинг с оплатой в зависимости от количества документов, заменила собственную логистическую службу на стороннюю, которую привлекала только под конкретный заказ. Компания снизила постоянные издержки и увеличила прибыль.
Если спрос на товар или услугу растет, компания может заработать больше прибыли, отказываться от постоянных затрат не стоит.
Во время кризиса компания вместо одежды стала шить маски и постоянно наращивала объем продаж. Постоянные затраты компании не изменились. Те же работники работали на том же оборудовании. Все затраты покрывались доходом от продаж.
Если в структуре бизнеса без больших постоянных затрат не обойтись, надо наращивать продажи и автоматизировать процессы.
Например, магазин может развивать онлайн-продажи — подключить оплату товаров на сайте: картами, с помощью сервисов Apple Pay, Google Pay, оплату по ссылке в соцсетях и т. д.
Ozon и Amazon привлекают покупателей низкими ценами. У компаний большие постоянные издержки: склады, сервисная служба, своя служба доставки и т. д. Они пытаются покрывать свои расходы за счет больших объемов продаж.
В случае с премиальным сегментом, где тоже большие постоянные затраты, можно работать над узнаваемостью бренда, повышать уникальность товаров или услуг.
Бутик расположен в престижном районе с дорогой арендой, работают опытные продавцы-стилисты. За счет этого постоянные расходы больше переменных.
Чтобы продавать по премиум-ценам, бутик предлагает одежду модного дизайнера. Все товары в одном экземпляре. В услуги входит подбор стилистами капсульного гардероба, создание вечернего образа, подбор обуви, сумочек и аксессуаров. Большие постоянные издержки покрываются высокой ценой товара.
Если компания новая и стабильный спрос на продукт предсказать сложно, лучше не наращивать долю постоянных затрат.
Ресторатор открыл кафе в центре города с дорогой арендой, сделал дизайнерский ремонт, нанял опытных поваров. Через некоторое время рядом открылось еще несколько похожих заведений. Клиентов в кафе стало гораздо меньше.
Кафе еще время работало с таким количеством посетителей, но аренда и зарплата поварам съедала всю прибыль и даже больше. В конце концов, деньги кончились и кафе закрылось. Все большой доли постоянных затрат.
Если компания давно и стабильно работает на рынке, умеет прогнозировать спрос, научилась окупать постоянные расходы, рост постоянных затрат может стать катализатором развития. Как, например, у небольшого фермерского хозяйства.
У хозяйства стабильный спрос на молочную продукцию. Есть постоянные клиенты и появляются новые. Есть свой сайт, где можно выбрать товар и оплатить онлайн. Организована доставка.
Владелец бизнеса решил купить еще цех, где будет производить сыры. Клиенты с удовольствием стали покупать сыр. Средний чек увеличился за счет новой продукции. Постоянные затраты окупились.
Шаг 3. Проанализировать цены. Возможно, проблема в цене продажи — слишком высокая или, наоборот, низкая. Тогда логично провести дополнительные маркетинговые исследования, изучить цены конкурентов.
Как контролировать затраты
Как контролировать переменные затраты:
Как контролировать постоянные затраты:
В каких случаях нужна точка безубыточности
Точка безубыточности поможет:
При планировании нового бизнеса и разработке франшизы можно изучить рынок, структуру доходов и расходов конкурентов или компании-франчайзера и построить похожую финансовую модель.
Франчайзи решил открыть прачечную. У компании-франчайзера он узнал переменные и постоянные затраты для этого вида бизнеса. Цену услуг взял как среднее от цен конкурентов в этом районе. На основании этого построил финансовую модель для себя.
При расчете точки безубыточности оказалось: постоянные и переменные затраты будут на среднем уровне, а вот цена продажи в этом районе ниже. Франчайзи покроет свои расходы только на 30-й день месяца → он может отказаться от этого варианта и попробовать, например, открыть кофейню.
Расчет точки безубыточности даст ориентир, сколько надо продавать товаров или услуг, чтобы покрыть расходы, и есть ли перспективы получить прибыль при существующих условиях.
Для инвестиционного этапа расчет точки безубыточности использовать сложнее
На инвестиционном этапе — когда покупают основные средства, оборудование, делают ремонт — обычный алгоритм расчета не подходит. В этом случае лучше использовать другие финансовые инструменты и учитывать чистую приведенную стоимость проекта (NPV).
Точка безубыточности больше всего подходит для этапа, когда расходы компании уже легко спрогнозировать.
При корректировке существующего проекта и выводе бизнеса из кризиса расчет точки безубыточности нужен, чтобы проанализировать структуру и состав затрат. Можно наблюдать, как меняются показатели в динамике, и вовремя переводить постоянные затраты в переменные, оптимизировать существующие затраты, следить за ценой закупки сырья или товара.
При продаже бизнеса расчет нужен, чтобы понять эффективность бизнеса, перспективы получения прибыли и с учетом этих данных определить цену продажи.
Например, продаются два кафе на соседних улицах. Выручка у кафе одинаковая, но в первом стоимость аренды больше.
Если рассчитать точку безубыточности, будет видно, что при таких постоянных расходах первому кафе надо зарабатывать больше, чтобы покрывать затраты. Продать по такой же цене первое кафе будет сложно. Покупатель, скорее всего, предпочтет второе как более перспективное.
В этом случае точкой безубыточности можно пользоваться как экспресс-методом. На этом этапе покупатель может решить, надо ли проводить всестороннюю оценку бизнеса.
Достоинства и недостатки точки безубыточности
Плюсы точки безубыточности:
Минус — ограниченность: модель больше рассчитана на условия стабильного рынка. Например, при расчете сложно учесть резкие колебания спроса, сезонность, изменения конкурентной среды, появление новых технологий и т. д. Все это ведет к погрешностям.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания