Как посчитать десятину для церкви
Прибыль с десятины
О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.
«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.
Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать – “что ты делаешь? кому все это надо?” – и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!»
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня – дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».
Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.
Новый Завет – призыв к совершенству
«Новый Завет не имеет предела, – объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной – это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».
Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).
А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»
«Не искушай Господа Бога твоего»
Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, – рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».
Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я – старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.
О десятине
Как бы мы ни жаловались и не ворчали по этому поводу, мы знаем, что уплата налогов – часть наших обязанностей как граждан страны. Точно так же – и нам следовало бы это знать – мы как прихожане обязаны вносить вклад в финансовую поддержку нашего прихода. Однако по ограниченным и скудным бюджетам, которыми приходится довольствоваться столь многим нашим приходам, очевидно, что эта область нашей христианской жизни, к сожалению, остается без внимания. Почему так происходит? И что можно сделать, чтобы это исправить?
Священникам неловко говорить на эту тему: они не хотят показаться жадными до грязной наживы; деньги, как правило, являются деликатным вопросом; людям надоедают и даже досаждают частые просьбы, а священники не хотят кого-то обидеть, предполагая, что кто-то жертвует недостаточно, или создать впечатление, что Таинства имеют ценник. Прихожане же часто не знают, что от них ожидается в этом отношении: есть символические членские взносы, но нет никаких «правил» относительно пожертвований, как, например, в случае с постами. Поскольку такие пожертвования – дело абсолютно добровольное, мы, как правило, жертвуем от «избытка», покрыв прежде наши «реальные» расходы: питание, коммунальные платежи, медицинское страхование и т.д. Очень легко полагать, что другие прихожане в состоянии пожертвовать больше, чем мы, и что, как только мы достигнем финансовой безопасности, мы тоже будем отдавать приходу больше. Те из нас, кто вырос в Церкви, могут думать: приход «всегда» был; его счета «всегда» как-то оплачивались; то, что соберут на блюдо для пожертвований, дополнится выручкой с ежегодной благотворительной ярмарки, а если нужно что-то особенное – скажем, новые облачения, – об этом будет объявлено в приходе. У других может быть возвышенное представление о приходе как о месте, где «отложение всякого житейского попечения» касается также и финансовых забот. Многие из нас жертвуют в порыве вдохновения, и мы можем жертвовать очень щедро на то дело, которое, по нашему мнению, особенно этого заслуживает, но этим не выполняется наш долг перед нашим приходом, который редко становится получателем таких вдохновенных пожертвований.
Эти различные взгляды и отсутствие единой практики в значительной степени объясняют плачевное финансовое положение, в котором сегодня находятся столь многие наши приходы. Только самые крупные приходы Русской Православной Церкви Заграницей – и то не все – поддерживают свое духовенство. Люди ожидают, что их священник будет в церкви воскресенье за воскресеньем (не говоря уже о субботних вечерах и праздниках), приходя раньше всех и уходя позже всех, будет доступен по телефону для совета и в экстренных случаях, будет всегда готов при необходимости отслужить молебен или панихиду – и все это в дополнение к светской работе на полную ставку и заботе о своей семье. Как в таких условиях вообще можно ожидать, что у священнослужителей будет достаточно сил на надлежащую организацию приходской жизни или благовестническую деятельность? Многие из них уже на грани выгорания. Очевидно, что, если бы наши приходы имели надежный и достаточный доход, который мог бы обеспечить поддержку священника, они могли бы гораздо эффективнее вести как внутренние, так и внешние дела.
Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост
Однако эти практические соображения не являются сутью вопроса, которая кроется прежде всего в духовной сфере. Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост. Мы жертвуем не ради своего прихода – это просто следствие; мы жертвуем ради своей души. Жертвуя, мы должны руководствоваться не бюджетом прихода, а библейскими принципами.
В Ветхом Завете израильтянам было заповедано отдавать Господу десятую часть своих поступлений (см.: Лев. 27: 30–34; Числ. 18: 21–24). Это называется десятиной и в перекладе на современные реалии означает десять процентов от совокупного дохода. С наступлением Нового Завета многие ветхозаветные законы и правила устарели. Вместе с тем Сам Христос ясно дает понять, что требование уплаты десятины не было упразднено. В часто цитируемом отрывке на эту тему Он укоряет фарисеев не за уплату десятины, а за оставление важнейшего в законе: суда, милости и веры – сие надлежало делать, и того (т.е. десятины) не оставлять (см.: Мф. 23: 23). Христос пришел «не нарушить закон, но исполнить его» (Мф. 5: 17), вдохнуть жизнь в то, что превратилось в мертвый и пустой формализм. Христос осуждал не соблюдение фарисеями закона, а их отношение: их гордость, их тщеславие, их самодовольство, их презрение к тем, кто не соблюдает букву закона. Это была их мера праведности.
Но вот что говорит нам Христос: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Затем Он продолжает противопоставлять минимализм ветхозаветного закона с максимальным намерением, лежащим в основе Его новозаветной этики: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего… подлежит суду» (Мф. 5: 21–22). Прелюбодеяние и развод переосмысливаются аналогичным образом, в то время как принцип «око за око и зуб за зуб» вытесняется более высокой заповедью подставлять другую щеку. Ведя Своих слушателей еще выше по духовной лестнице, Христос повелевает им любить своих врагов, благотворить ненавидящим… Наконец, Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Таким образом, мы видим, что десятина была и остается базовым требованием нашей духовной жизни. Десятина должна быть для нас делом само собой разумеющимся. Она также не должна давать нам повода для гордости, поскольку мы просто выполняем свой долг как рабы, ничего не стоящие (ср.: Лк. 17: 10). Десятина стоит выше милостыни на пути к совершенству, на котором далеко впереди нас находятся ранние христиане, которые продавали свои дома и земли и приносили вырученные деньги к ногам апостолов для раздачи (см.: Деян. 4: 32–35), и вдова, чьи две лепты, положенные в сокровищницу, составляли все ее пропитание (см.: Мк. 12: 42–44).
Некоторые могут возразить: «Как я могу давать десятину с зарплаты, когда я и так едва справляюсь, не говоря уже о регулярных расходах и сбережениях на обучение и на пенсию…» Мать-одиночка с двумя сыновьями, едва сводящая концы с концами, выступила с аналогичными возражениями, когда один знакомый порекомендовал ей откладывать десять процентов от своей скромной зарплаты. Но она решила попробовать. Она начала с трех процентов и, обнаружив, что разница едва заметна, стала откладывать уже пять, затем семь и вскоре десять процентов. Сейчас эта женщина – финансовый консультант на Уолл-стрит.
Многие протестанты жертвуют десятину, и нет причин, по которым мы, православные, не должны следовать их примеру. Если мы боимся, что это вызовет у нас финансовые затруднения, мы можем начать с меньшей суммы, как женщина в приведенном выше примере или как человек, который только начинает поститься. Однако в конечном счете мы должны дойти до десяти процентов, что является нашим моральным долгом. Это должно стать вопросом совести, как пост или утренние и вечерние молитвы.
То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок
Нас не должно беспокоить, дают ли десятину другие люди в приходе или как именно приход использует наши деньги (при условии, что нет явной коррупции). То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок. И мы должны отдавать десятину охотно, памятуя о том, что все, что у нас есть, – от Бога и что наша десятина принесет пользу нашей душе, как обещал Господь, Который сказал через Своего пророка:
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня… не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? И блаженными называть будут вас все народы…» (Мал. 3: 10–12).
Журнал «Orthodox America», август 1997 года.
Всё же не понимаю, как правильно рассчитывать десятину. Объясните?
Доброго вам времени суток, Евгения!
Да, эти два ответа могут выглядеть как противоречащие друг другу, а могут быть звеньями одной цепи в познании того, что такое десятина и зачем она вообще нужна.
Правильно рассчитать десятину можно только тогда, когда мы хорошо знаем духовный смысл этой заповеди Господней. На мой взгляд, он лучше всего выражен в словах Авраама:
Если понимаем, то тогда задайте себе вопрос: почему мы желаем знать наиточнейший способ рассчёта десятины?
Боимся преплатить Богу?
Боимся недоплатить себе, любимым?
Возможно, кто-то скажет: боюсь нарушить Его заповедь. Правильно, но ведь есть более простой способ решить проблему этого страха, чем мучиться вопросами точных рассчётов: намеренно отдавать больше, чем получается при взгляде на ваши доходы. Или всё же боимся себе недоплатить?
Давайте ещё задумаемся вот над таким вопросом: когда мы отдаём десятины Богу, не думаем ли мы, что Бог в них нуждается? Нуждается ли в наших десятинах Тот, Кто всё сотворил и по Чьей воле всё существует (Откр.4:11), Кто говорит о Себе:
Продолжая тему, давайте ещё раз прочитаем всем нам хорошо известные стихи и честно спросим себя: неужели Бога, Который имеет всё, можно обворовать?
Или мы всё же читаем эти слова плотскими глазами, поэтому натыкаемся чуть ли не на противоречие? С одной стороны Бог говорит, что он ни в чём не нуждается, а с другой утверждает, что верующие обкрадывают Его.
Читая новозаветные книги, вы обязательно обнаружите, что перед первыми уверовавшими никогда не стояла проблема рассчёта десятины, потому что они все, как и Авраам, хорошо понимали, откуда всё приходит и на что должно быть потрачено. Откуда приходит? От Бога (Фил.4:19). Куда должно быть потрачено? На проповедь Евангелия спасения(Матф.28:19-20)!
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби ; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
Грешнику же говорит Бог:
«что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты.
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие «.
Да поможет нам Бог Вседержитель научиться приносить Ему прежде хвалу жизней наших. и тогда нам не составит труда принести к Его ногам не только ветхозаветную 1/10 часть доходов, но всё, чем владеем по Его воле, оставляя себе только самое необходимое. А пока учимся, то вполне возможно пройдём разные этапы: от «не хочу отдавать», через «надо отдавать», по дороге «точных рассчётов от реального до хода», к тропе «точных рассчётов от возможного дохода». и к свободе, когда данными нам средствами и возможностями мы станем распоряжаться так же мудро, как это сделал бы Сам Христос.
Десятина и пожертвования: вопросы и ответы
Когда речь заходит о десятине и пожертвованиях, всегда возникает много вопросов. На некоторые из них я хочу ответить.
Мой муж не хочет давать десятину и не разрешает делать это мне. Могу ли я тайком брать деньги из его зарплаты и давать десятину?
Нет, так поступать нельзя. Я сам в течение долгих лет не хотел давать десятину, хотя Денис настаивала на этом. Во-первых, никогда не берите деньги без ведома и согласия мужа. В 4-й главе Послания к Ефесянам говорится, что мы не должны лгать. Если же вы даёте десятину втайне от мужа, то поступаете нечестно, и это только осложнит ваши взаимоотношения.
В том же месте Писания говорится, что нельзя красть. Если вопреки воле мужа вы берёте деньги из его зарплаты и отдаёте Богу, то в таком случае вы крадёте, а Бог никогда не благословит такой поступок.
Как же быть? Вы можете давать пожертвование из тех денег, которые он даёт вам на домашние расходы. Бог милостив, Он понимает, что если муж не разрешает вам давать десятину, то вы ничего с этим не можете поделать. Но вы можете давать пожертвования, и Бог благословит вас.
Нужно ли давать десятину, если дарят подарок или какую-то сумму денег?
Да. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притчи 3:9). Этот стих ясно говорит, что мы должны давать десятину от всех своих прибытков.
Что делать, если вас благословили едой? Как в таком случае принести Господу десятину? Если принесли курицу, нужно ли часть от неё оставлять Господу?
Разумеется, нет. Так поступали во времена Ветхого Завета. Если вас благословили продуктами, то я советую поступить следующим образом: узнав, что кто-то нуждается, помогите ему. Вы можете благословить продуктами других людей так же, как когда-то благословили вас. Если кто-то болен, вы можете навестить его и принести ему продукты. Если вы хотите дать десятину с того, что Господь дал вам, делайте это на уровне личных взаимоотношений.
«Благотворящий бедному даёт взаймы Господу. » (Притчи 19:17). Господь милостив к бедным людям, поэтому, помогая бедным, вы приобретаете особое благоволение Бога.
Муж работает, а я домохозяйка и не получаю зарплату, как в таком случае я могу давать десятину?
Вам не о чем беспокоиться. Если вы не получаете зарплату, то вам не с чего давать десять процентов. Но вы можете давать пожертвования. Если ваш муж спасён и даёт десятину, то его десятина является и вашей десятиной. Ведь вы с мужем являетесь одной плотью.
Мои родственники живут в городе, где есть только православная церковь. Это единственная церковь в их городе. Они спасены. Должны ли они давать десятину в православную церковь?
Вы можете не согласиться с моим мнением, но я думаю, вы должны приносить десятину туда, где вы поклоняетесь Господу и изучаете Божье Слово. Если бы я жил в деревне, где есть только православная церковь, я бы пошёл туда и поговорил со священником. Я постарался бы узнать, что за человек этот священник, есть ли у него личные взаимоотношения с Богом. Нельзя утверждать, что в какой-то церкви нет Бога, исходя только из того, что форма поклонения Богу отличается от той, какую практикуете вы.
Посещая многие католические церкви, я ощущал сильное Божье присутствие. Я был в православной церкви, Господь присутствует и там. Бог есть повсюду. Где есть вера, там есть и Бог, поэтому нам надо быть осторожными и не критиковать другие церкви. Я бывал в некоторых пятидесятнических церквах, где говорят на языках, но вообще не изучают Библию.
Однажды, я поехал в Екатеринбург (мне давно хотелось съездить туда) и посетил дом, где была убита семья Романовых. Недалеко от их дома стоит большая православная церковь, которую посещала царская семья. Потом коммунисты закрыли эту церковь. Но после развала коммунизма эта церковь открылась вновь, и мне захотелось посетить это историческое место. В то время в Екатеринбурге по телевидению транслировали мою передачу, поэтому, когда ко мне подошёл священник, я подумал: «Сейчас он разозлится, что я пришёл сюда. Наверняка, он знает, что я западный проповедник». Но, видимо, он не смотрел телевизор, и поэтому не знал, кто я такой.
Этот православный священник рассказал мне, каким нечестивым он был до принятия Христа и как пришёл к Господу. Когда он говорил о присутствии Святого Духа, я спросил: «Как Вы стали служителем?» Оказалось, что он начал служить в своей церкви дьяконом, и так как был верен, Бог призвал его стать пастором. Этот человек знал Бога и Божье Слово. Он делал всё возможное, чтобы нести Слово своим прихожанам. Я сам мог бы ходить в эту церковь. Многое зависит от пастора.
Если бы я, к примеру, жил в деревне, где была бы только одна традиционная церковь, в которой не проповедуется Божье Слово, в которой нельзя получить хорошее учение и ответы на жизненно важные вопросы, то я бы начал создавать новую церковь. Как вы понимаете, трудно ответить на этот вопрос однозначно. Многое зависит от конкретной ситуации.
Как мне следует молиться, если мой начальник не платит мне зарплату вовремя?
Молитесь, чтобы он покаялся. Но возможно, у него возникли финансовые проблемы, тогда молитесь, чтобы Бог благословил его, а вы делайте свою работу добросовестно. Если вы и все работники трудятся на совесть, то предприятие будет процветать.
Нужно ли платить десятину из денег, взятых в долг?
Разумеется, нет. Эти деньги не являются вашим доходом, это долг. Эти деньги не принадлежат вам. Вы должны возвратить их тому, кто одолжил их вам. Если вы используете деньги, взятые в долг, на то, чтобы дать бедному или на строительство церкви, вместо того чтобы вернуть их, то вы обкрадываете человека, который дал вам взаймы. Вы не должны платить десятину из денег, взятых в долг.
В заключение хочу сказать: доверяйте Богу. Господь велит приносить десятину и пожертвования в дом Божий, поэтому следует довериться Ему и быть послушным, а послушание всегда вознаграждается Богом.
Из книги » Десятина и пожертвования: вопросы и ответы «
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов