как платить через qr код в автобусе
QR-код доступа: оплатить проезд в транспорте можно будет через СБП
В системе быстрых платежей (СБП) может появиться новая функция — оплата проезда в общественном транспорте по QR-коду. О том, что такой сервис обсуждается, «Известиям» рассказали участники рынка. Информацию подтвердили в ЦБ. Также рассматривается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты с помощью NFC-метки, когда клиенту достаточно просто приложить телефон к терминалу, знают в Промсвязьбанке. Сегодня молодые россияне часто не носят с собой ни банковских, ни транспортных карт, поэтому дополнительная возможность оплаты проезда с помощью смартфона будет востребованной, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Правда, сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем расчеты через NFC.
Цифровой проездной
Об интеграции транспортных проектов в СБП «Известиям» рассказали в пяти банках — участниках системы, в том числе в ВТБ, Газпромбанке и в «Открытии». Этот сервис планируется реализовать после обсуждения с участниками рынка, заявили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе добавили, что выступают за внедрение в СБП различных функций и вариантов оплаты.
Схема взаимодействия останется та же, как и при оплате проезда банковской картой, пояснили в ВТБ. Это будет безналичный перевод денежных средств со счета физического лица, открытого в одном банке, на счет транспортного оператора.
— Городские, пригородные и даже междугородние перевозки — одно из наиболее приоритетных направлений развития, где оплата посредством СБП будет удобна для пассажиров, — уверен директор управления продуктов наличного денежного обращения Газпромбанка Антон Власкин.
Предполагается, что для оплаты проезда через СБП QR-код с реквизитами платежа (получатель, стоимость) будет выводиться на терминалах, которыми уже оборудован транспорт. Пассажиру нужно будет открыть камеру и отсканировать код, а затем согласиться с оплатой в мобильном банке.
В СБП может быть два вида QR-кодов. Статический — всегда один и тот же, распечатанный на бумаге и вывешенный на видном месте — будет содержать реквизиты для оплаты проезда (данные о тарифе и маршруте). Динамический выводится на устройстве (например, на терминале, которым уже оснащена большая часть наземного транспорта) и работает только через интернет, пояснил руководитель дирекции транспортных и социальных карт «Золотой короны» Александр Гришин.
Новая функция позволит перевозчикам оптимизировать свои расходы за счет экономии на эквайринге, считает начальник управления розничного бизнеса банка «Левобережный» Григорий Иванюк. Однако цифр он не назвал.
Для транспортных предприятий оплата через СБП может означать снижение затрат за счет замены терминалов в транспорте на статические QR-коды, которые даже можно распечатать на бумаге, отметил руководитель направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов.
Хотя QR-код в СБП активно обсуждается в качестве альтернативы оплаты банковскими картами, далеко не каждый пассажир готов доставать смартфон и проводить с ним какие-то манипуляции в автобусах, троллейбусах и трамваях, особенно в часы пик, считает председатель правления банка — участника СБП «Нейва» Павел Ефремов.
В Промсвязьбанке «Известиям» сообщили, что на рынке обсуждается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты по аналогии, например, с Apple Pay: в NFC-метку может быть зашита та же информация о платеже, что и в QR-код (в том числе его стоимость). Такой вариант оплаты проезда через систему будет наиболее удобным и востребованным, считают в кредитной организации.
Льготы без карты
Оплата проезда в общественном транспорте с помощью QR-кода будет востребованной в том случае, если она станет повсеместной — тогда пассажиры к ней привыкнут и будут ею пользоваться, считает управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Станислав Волков. По его словам, многие молодые люди не носят с собой кредитные и транспортные карты, но имеют банковские приложения на своем смартфоне — они оценят сервис. Кроме того, этим способом оплаты смогут воспользоваться частные водители такси.
Сейчас во многих городах есть специальные тарифы для проезда: повременной, пересадочный, накопительный, различные типы абонементов, а также льготные тарифы — для студентов, школьников, пенсионеров, многодетных семей, отметил Александр Гришин. Он пояснил, что каждый тариф «зашивается» в отдельную пластиковую карту. Каждый такой тип карты обслуживается в транспортном терминале по отдельному правилу — сейчас это обеспечивают автоматизированные системы оплаты проезда. Интеграция СБП с такими системами может обеспечить реализацию оплаты проезда по QR-коду, подчеркнул специалист.
— Транспортные системы будут поставлять из своей базы данные для формирования билета и платежа, а СБП обеспечит платежный функционал. Тогда при сканировании QR-кода система сама поймет, сколько денег списать с пассажира. Для проезда ему не нужно будет иметь при себе транспортную или льготную карту, — пояснил Александр Гришин.
Уже сейчас с помощью Apple Pay или Google Pay можно оплатить многие транспортные услуги, а вот Mir Pay пока работает не везде, отметил директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов. Он добавил, что в транспорте, особенно в крупных городах, решающую роль играет скорость обслуживания, при этом сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем оплата с помощью NFC на смартфоне.
QR-коды и автобусы без кондукторов. Рассказываем, о новых правилах оплаты в пермском транспорте
С 1 сентября пермякам, которые пользуются трамваем №8, автобусам №4, №59, №80, предстоит столкнуться с системой бескондукторной оплаты. При этом следить за безбилетниками все равно будут. Тех, кто решил проехать «зайцем», ждет штраф — следить за этим будут контролеры.
Сразу стоит отметить, что валидаторы в автобусах не будут выдавать билеты, поэтому нет необходимости ждать «корешок». Стоит просто приложить банковскую или транспортную карты к устройству и оплата пройдет. Но если вам нужен пересадочный талон, то придется оплатить проезд за наличные или по карте у водителя, который его выдаст — это можно сделать только на остановках.
При этом на трамвае №8 помощь водителя не понадобится вовсе — там стоит специальный валидатор, который печатает билеты и пересадочные талоны. Этот валидатор расположен на площадке у второй двери, обычные — на поручнях у каждой двери.
Для печати билета при оплате билета банковской или транспортной картами нужно нажать на валидаторе цифру «1» и приложить карту. Для получения пересадочного талона нужно сверить время, отведенное на пересадку, а затем нажать на цифру «6» на валидаторе и на зеленую клавишу «Enter».
В департаменте транспорта уточнили Properm.ru, что пересадочные талоны могут проверить контролеры, но перед этим пассажиры должны сами обратить внимание на время. Если время печати основного билета и пересадочного будет слишком большим (максимальное 40 или 60 минут в зависимости от маршрутов), то пассажиров ждет штраф.За проезд без билета в первый раз пермяков могут оштрафовать на 500 рублей, за повторные нарушения — на 1 тыс.
Кроме того, с 31 августа в Перми проезд на трамвае №6 можно самостоятельно оплатить с помощью QR-кодов через приложение «Транспортная карта Пермь». Пока обновление с новыми функциями доступно только для смартфонов на системе Android.
Пермяки должны будут создать цифровую карту в приложении, после пополнения которой можно будет оплачивать проезд за любое количество человек. Планируется, что в дальнейшем будет доступна и бесплатная пересадка — после считывания QR-кода в следующем транспортном средстве отобразится пересадочный талон. Пока приложение работает только в формате электронного кошелька, на который просто можно зачислить деньги для оплаты, но планируется и введение тарифных планов. Помимо нового способа оплаты, в трамвае №6 действуют и традиционные — кондуктору все еще работают на маршруте.
Изменения с оплатой без кондукторов и по QR-кодам сейчас действует в тестовом режиме. Ранее начальник городского департамента транспорта рассказал, что в сентябре оплату через стационарные валидаторы начнут тестировать в 55 автобусах.
Оплата по QR-коду через СБП: что это и зачем она бизнесу
Система быстрых платежей — новый способ принимать безналичную оплату с помощью QR-кода. Разбираемся, что это, кому подходит, как работает и как подключить
Леонид Шаманаев
Технолог Системы быстрых платежей в Тинькофф Бизнесе
По статистике ЦБ, больше 70% покупателей расплачиваются безналичным способом с помощью банковских карт или гаджетов с бесконтактной оплатой. В 2019 году Центробанк ввел Систему быстрых платежей для переводов между людьми, а сейчас она добралась и до бизнеса. Разбираемся, что такое СБП, зачем она бизнесу и почему она может конкурировать с эквайрингом.
Что такое СБП
СБП — Система быстрых платежей. Это сервис Банка России для моментальных платежей между людьми по номеру телефона. Если вы переводили деньги человеку в другой банк по номеру телефона и с вас не взяли комиссию, скорее всего, это был перевод через СБП. Еще СБП используют для оплаты товаров и услуг в розничных магазинах с помощью QR-кода.
С помощью СБП можно переводить деньги напрямую с банковского счета в одном банке на счет в другом банке, главное — чтобы банк отправителя и получателя платежа были подключены к этой системе. Перевод происходит моментально в любое время, даже в выходные и праздники.
Как работает оплата по QR-коду
Для клиента оплата по QR-коду проходит очень быстро, ему нужен только смартфон и приложение банка, подключенного к СБП:
Для бизнеса это работает так: заключаете договор с банком, банк предоставляет QR-код, по которому можно переводить деньги.
Динамический QR-код. Это уникальный код, который создают под конкретную покупку каждого клиента: он генерируется после внесения заказа и в нем уже указаны сумма и наименование товара. Клиенту достаточно отсканировать QR-код и сразу оплатить товар. Такой QR-код можно показать клиенту на экране кассы, компьютера или смартфона либо напечатанным на бумажном чеке.
Кому подойдет оплата по QR-коду
Оплата по QR-коду подходит большинству бизнесов, которые работают с клиентами в офлайне. Это новый способ оплаты и для клиентов, и для бизнеса, поэтому к нему еще не все привыкли. Но на практике это проще подключить, чем полноценный торговый эквайринг.
Для клиента это тоже удобно: для оплаты нужен только смартфон, подключенный к интернету, при этом не обязательно, чтобы телефон поддерживал бесконтактную оплату.
Вот несколько ситуаций, когда оплата по QR-коду может быть удобна бизнесу.
Кафе, бары и рестораны. В таких заведениях обычно стоят 1—2 терминала для приема карт, при этом бывают ситуации, когда сразу много людей хотят оплатить свой заказ и им приходится ждать, пока освободится терминал для оплаты картой.
С помощью QR-кодов можно сократить время ожидания в очереди. На пречеке вместе с подсчитанным заказом можно распечатать уникальный QR-код, тогда клиент просто отсканирует его и быстро оплатит заказ в приложении: не надо ждать, пока терминал обработает платеж и выпустит чек.
Маленькие магазины, мастерские по бытовому ремонту и другой микробизнес. Устанавливать торговый эквайринг может быть дорого для небольшого бизнеса: комиссия в 2—4 раза больше, чем в СБП. К тому же многие банки берут минимальную плату около 2000 ₽ в месяц.
Что выгоднее: оплата по QR-коду или эквайринг
Эквайринг — привычный и понятный способ оплаты, а оплата по QR-коду через СБП только начинает появляться на рынке, но постепенно начинает конкурировать с терминалами.
QR-код | Эквайринг |
---|---|
Плюсы |
— комиссия ниже, чем за эквайринг;
— деньги поступают на счет моментально;
— не надо ждать, пока терминал проведет оплату, — меньше ожидание и очереди;
— наклейка не может сломаться: прием платежей по безналу будет работать всегда;
— QR-код можно напечатать на чеке и отдать курьеру, тогда терминал не понадобится
— клиенту не нужен доступ в интернет, достаточно иметь при себе карту или телефон с бесконтактной оплатой
— если у клиента нет интернета, сел телефон или нет онлайн-банка, он никак не сможет оплатить покупку;
— есть ограничение по сумме: за один раз нельзя переводить больше 600 000 ₽;
— если клиент хочет заплатить кредиткой, с него могут взять комиссию. Это зависит от банка, в котором открыта кредитка. Например, в Тинькофф комиссию не берут;
— не все банки начисляют кэшбэк за переводы через СБП
— нужно покупать или арендовать терминал;
— терминал может сбоить или сломаться, и тогда бизнес не сможет принимать платежи по безналу, пока его не починит;
— гости кафе, баров или ресторанов могут долго ждать, так как терминалов мало
Сейчас принимать оплату через терминал эквайринга дороже, чем по QR-коду.
QR-код | Эквайринг | |
---|---|---|
Комиссия | 0,4% на товары повседневного спроса, 0,7% на все остальное | От 1% |
Подключение | Бесплатно | Бесплатно |
Минимальный платеж | Нет | Иногда есть |
Терминал | Не нужен | Нужен |
Скорость перевода | Моментально | На следующий день, часто только в будни |
С точки зрения сервиса для бизнеса лучше подключить и эквайринг, и оплату по QR-коду. Так у вас будет максимальный охват клиентов: те, у кого есть телефон с интернетом, смогут оплатить по QR-коду, а те, кто пришел с обычной картой или хочет оплатить кредиткой, — через терминал.
Подключить оплату по QR-коду
Оставить заявку. Чтобы подключить оплату по QR-коду, нужно обратиться в свой банк, специалисты банка все настроят и подключат. В Тинькофф это происходит так:
Сформировать QR-код. Есть два варианта: статический и динамический QR-код. Использовать статическую наклейку проще, ее можно распечатать или показать прямо на экране смартфона. Клиент сканирует код, сам вводит нужную сумму и оплачивает покупку. В этом случае вы можете не интегрировать эту систему со своей онлайн-кассой, а просто отдельно выбивать на ней фискальный чек на безналичную оплату и отдавать его клиенту.
Для динамического кода требуется интеграция с кассовыми программами — в этом случае на чеке или экране формируется уникальный QR-код с суммой покупки.
Это не так сложно, как кажется: настройку и интеграцию кассы с СБП берет на себя банк. Специалисты помогут настроить кассовую программу так, чтобы она сама выдавала нужный QR-код. Интеграцией занимаются банки и разработчики касс. Например, в Тинькофф уникальный QR-код поддерживают кассы «Контур», r_keeper, «Кристалл» и iiko. Еще простое подключение к кассе «1С:Розница».
Показать покупателю. Готовый QR-код нужно показать покупателю. Он отсканирует его, автоматически попадет в приложение банка и оплатит покупку через Систему быстрых платежей.
Прием платежей по QR-коду
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как оплатить проезд в автобусе телефоном
В 2020 году появилось сразу 2 новых способа, как оплатить проезд через телефон. Жители не только Минска, но и других городов Беларуси смогут пользоваться услугой.
Платёжная система «Оплати™»
В разработке цифровой системы принимали участие «Белинвестбанк» и компания LWO. Результатом совместных усилий стал высокотехнологичный сервис «Оплати™». Возможности приложения не ограничиваются покупкой билета в общественном транспорте. С помощью QR-кода и системы расчёта ЕРИП можно совершать денежные переводы и платежи, создавать общие чаты и совместные кошельки. При этом, не имеет значения, какой банк вас обслуживает.
Впервые систему оплаты опробовали в Борисове. С момента запуска технологии было продано около 1 5000 000 билетов. Каждый день электронные оплаты в транспорте совершают свыше 17 000 человек. После столь успешной реализации проекта мобильный платёжный сервис стал доступен жителям столицы, областных городов и ещё 26 населённых пунктов.
Мобильный сервис «TIX»
С 1 сентября оба мобильных сервиса доступны в любом наземном транспорте.
Как пользоваться приложением «Оплати»
Чтобы оплатить билет, необходимо установить приложение на мобильный телефон. Для этого воспользуйтесь подробной инструкцией:
Как работает приложение «Оплати»?
Оплата общественного транспорта может осуществляться тремя способами.
Для оплаты необходим бесперебойный доступ в сеть. Только так электронные деньги снимутся с вашего кошелька и поступят на счёт транспортной компании. Оплатить проезд через приложение «Оплати» возможно, как при наличии доступа в Интернет, так и точке Wi-Fi.
Как контролёры проверяют электронные билеты?
Сотрудник транспортной службы сканирует QR-код с экрана мобильного устройства при помощи специального аппарата. При успешном платеже на устройстве контролёра высвечивается статус «Оплачен».
Если в телефоне села батарея или пропала связь, но вы произвели платёж, контролёр также может отследить достоверность оплаты. Для этого он запросит последние 4 цифры номера вашего телефона.
Как пользоваться сервисом «TIX»
Приложение автоматически определяет остановку и номер вашего маршрута. Ещё одна особенность инструмента – оплата багажа весом не более 20 кг. Осуществить её можно только после покупки билета на рейс.
Чтобы начать пользоваться «TIX», пройдите следующий алгоритм:
Произвести платёж можно и не заходя в транспорт, а ожидая его на остановке. С помощью приложения можно оплатить не один, а сразу несколько билетов – удобно для совместных поездок. Сервис уже поддерживает четыре языка: русский, белорусский, английский и польский. Разработчики нацелены на дальнейшую оптимизацию приложения. В перспективе – оплата в том числе метро и абсолютно любого вида транспорта.
Зная, как оплатить проезд в автобусе телефоном через «Оплати» или «TIX», больше не нужно стоять в очередях за талоном у водителя или искать остановку с киоском «Минсктранс». Оплата проезда стала быстрее, доступнее и проще. Можно с комфортом доехать до пункта назначения и не опасаться контролёров.
Однако и у приложений есть существенный недостаток – необходимость постоянного доступа в Интернет. В ином случае придётся возвращаться к традиционному способу оплаты – талонам.
В Перми с 31 августа начнут тестировать оплату в транспорте через QR-коды
Технологию сначала отработают на трамвайном маршруте
Фото: Тимофей Калмаков
Для нового способа оплаты проезда пассажирам необходимо скачать мобильное приложение «Транспортная карта Пермь». Зарегистрированным пользователям потребуется навести камеру на размещенный в салоне транспортного средства QR-код, после чего приложение предложит совершить оплату через мобильный банк.
— Обновление [мобильного приложения] позволит выпустить цифровую карту, которая будет привязана к мобильному приложению по аналогии с виртуальными банковскими картами, — рассказал Алексей Дёмкин. — После пополнения можно будет оплачивать проезд за любое количество человек. Возможность совершить бесплатную пересадку тоже будет доступна после считывания QR-кода в следующем транспортном средстве — отобразится персональный талон.
СЮЖЕТ
Помимо этого глава города анонсировал возможность привязать к одной виртуальной карте в мобильном приложении несколько мобильных устройств. По словам мэра, это позволит членам одной семьи пользоваться одним счетом.
Ранее мы рассказывали, что с 1 сентября в Перми изменят автобусные маршруты и 78: их путь следования продлят по просьбам пассажиров для увеличения беспересадочных связей.
- лямблии что это такое и как лечить
- с чем есть пхали