граффити вандализм на стенах
Наказание за граффити
Борьба с нелегальным уличным творчеством происходит во всём мире, а её отличительной чертой является отсутствие чёткости в определении того, чем является оставление каких-либо надписей или изображений в городском пространстве. Это можно назвать самовыражением, искусством, но ещё и хулиганством, вандализмом и даже экстремизмом. Грань между тем и этим достаточно зыбкая, поэтому и универсальное наказание за граффити законодатели не смогли придумать ни в одной стране мира.
Как обстоят дела в России?
В нашей стране статья УК РФ за граффити отсутствует, но уличные художники могут быть привлечены к ответственности по ряду других, относящихся к административному и уголовному кодексу.
Практика показывает, что вежливость, спокойствие и рассказы сотрудникам полиции о том, что художники имеют цель сделать этот мир ярче и лучше, хоть это и странно звучит, играют большую роль. Если стражи правопорядка видят перед собой людей не от мира сего, художников, а не маргинальных хулиганов, то обычно относятся к представителям искусства вполне лояльно, даже видя на руках и одежде следы краски.
Может ли увлечение стрит-артом принести что-то страшное?
Самое страшное наказание, которое только может ждать человека с баллончиком, связано с экстремизмом. Разумеется, для этого нужно, чтобы надписи или изображения несли соответствующий смысл — содержали бы какую-то запрещённую символику, пропагандировали идеи терроризма, агрессии, ненависти или вражды. Делать выводы о том, так это или нет будут эксперты, а они, в подавляющем большинстве случаев, принимают сторону обвинения. Поэтому всем художникам нужно понимать возможное отношение власти к их творчеству, если они коснутся протестной тематики. Впрочем, политический протест некоторым людям теперь мерещится везде и всюду. Такой судебной практики пока ещё нет, но вряд ли стоит удивляться, если она возникнет уже завтра.
К счастью, суровое наказание за граффити в России пока ещё применяется крайне редко. Наиболее негативно к художникам чаще всего относятся в компании ОАО «РЖД» и всех тех, что связаны с подземным и надземным железнодорожным транспортом. Рисование на вагонах в наше время может быть чревато достаточно серьёзными последствиями. А вот штраф за граффити на стенах хоть один раз заплатил чуть ли не каждый уличный художник.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Административная ответственность
Основная статья, которая используется в настоящее время против того, что представляет собой стрит-арт на практике, — это 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за незначительное повреждение чужого имущества. Это штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ. Она предусматривает наказание за мелкое хулиганство — штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток. Однако, если нарушители окажут неповиновение, то размер штрафа увеличивается до 2500 рублей.
Региональные законы
Но это не говорит о том, что наказание будет только таким и никаким другим. Кроме федеральных есть ещё и региональные законы. Те, что можно трактовать против художников, найдётся чуть ли не в каждом субъекте федерации. Недавно московские законодатели приняли закон, согласно которому вне правового поля окажутся все изображения на стенах домов, которые не были согласованными с правительством Москвы. Владельцев зданий обяжут закрасить их своими силами. Если они этого не сделают, то работы будут проведены за счёт мэрии, но та может заставить собственников перечислить деньги в бюджет Москвы в судебном порядке. В основном этот закон направлен на рекламное граффити. По подсчётам специалистов, суммарный доход исполнителей равняется примерно 1 млрд рублей в год.
Обычное уличное граффити, которое создаётся в рамках порыва душевного и тяги к естественной выработке адреналина, такие законы вряд ли ограничат, поскольку штрафы вольным художникам и так грозят всю историю их существования. Обязать же оплачивать ещё и закраску стен будет очень трудно. Впрочем, не следует забегать вперёд истории. Поживём — увидим…
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Закон выжидания: как справиться с вандалами
Из хулиганских побуждений
Вандализм — явление не новое, хулиганы, покушавшиеся на госимущество, существовали даже в самые суровые с точки зрения надзора за соблюдением законности времена. Они обрывали трубки в телефонных будках, вырезали надписи на деревянных скамейках, портили сиденья и стены автобусов и поездов, стирали надписи на информационных таблицах, установленных в общественных местах. Орудием им служили нехитрые подручные материалы, баллончиков с краской не было, даже фломастеры были дефицитом. Но и эти, на первый взгляд сравнительно безобидные, развлечения приносили огромный ущерб.
Со временем вандализм обрел иные формы и масштабы. Так, за 2013 год только Московскому метрополитену был причинен ущерб на 55 млн рублей, Московская железная дорога в 2014 году потратила на восстановление испорченных составов порядка 20 млн рублей.
Часто народный гнев и творческие порывы обрушиваются на остановки общественного транспорта. Старые павильоны из металлического профиля было испортить сложнее, а восстановить дешевле. Новые, из органического стекла, оснащенные подсветками, сенсорными панелями, экранами с виртуальной картой и местоположением ближайшего автобуса, устройством для зарядки мобильного телефона, обходится городскому бюджету минимум в 200 тыс. рублей. Вандалов эстетические достоинства строений и их электронная начинка не останаваливают, а иногда и раззадоривают. Итог — разбитые стекла, торчащие провода, сломанные сиденья. Градус народной агрессии растет, что подтверждают и городские сводки.
Тамбовское МБУ «Пассажирские перевозки» — организация, которая устраняет последствия действий вандалов, ее представители каждый день выезжают на пострадавшие объекты. Некоторые объекты подвергаются атакам постоянно, к примеру, многострадальный остановочный пункт под названием «Социалистическая» в течение двух лет разбивали семь раз. В спальных районах вандалы орудуют с печальным постоянством. Лайтбоксы, крыши, элементы светопрозрачной конструкции, боковые стенки, фронтальные элементы — они не оставляют без внимания ни одну поверхность.
Бывает, что происходит это и при свидетелях. Так, осенью в самом центре Тамбова мужчина на глазах у прохожих поочередно разбил несколько стекол остановочного павильона. Для каждого удара у него был припасен новый камень. Очевидцы сняли произошедшее на видео, на записи слышно, как дебошир перед каждой атакой произносит: «Противогаз». К счастью, никто из прохожих и пассажиров не пострадал. Очевидцы утверждают, что вандал был неадекватен, но это скорее исключение. Чаще всего подобные деяния совершают люди вполне вменяемые.
— Расходы по замене таких стекол составляют порядка 30 тыс. рублей, но оперативно заменить их мы не всегда можем. Это особое закаленное стекло, мы его заказываем под размер на заводе в городе Энгельсе Саратовской области. Причем заказывать приходится сразу немалыми партиями, естественно, по цене этого года. Плюс немалые транспортные расходы. Для городского бюджета это ощутимые траты, а для нашего небольшого отдела — серьезная нагрузка. По городу мы обслуживаем порядка 360 таких павильонов. И каждый из них фактически под угрозой, — поясняет начальник отдела обслуживания остановочных павильонов МБУ «Пассажирские перевозки» Герман Зубков.
Голос улиц
К одному из проявлений бытового вандализма можно отнести и граффити. Ситуация с этим явлением сложилась очень неоднозначная, вопросов по-прежнему остается много. Где граница между вандализмом и уличным искусством, кто уполномочен эту границу проводить? Требуется ли законодательное регулирование стрит-арта? С точки зрения художника и его аудитории, изображение может быть искусством, а с точки зрения городских властей и жителей — это вандализм.
Архитекторы отмечают, что уличное искусство, с одной стороны, может повлиять на деградацию среды, а с другой — наоборот, сделать жизнь в городе более насыщенной и интересной. Для этого необходимо понимать законы, по которым формируется качественная городская среда, представлять, как в нее впишется стрит-арт.
— Несмотря на богатую историю стрит-арта, отношение к нему в нашем обществе еще не сформировалось. Вопросов здесь действительно немало. Например, как оценить художественный талант исполнителя? Важен и сам контекст стрит-арта. Одно дело — выдающееся здание, другое — забор промзоны. Оценка — дело сугубо субъективное. Ведь не каждый чиновник может, скажем, оценить андеграундного художника стрит-арта Бэнкси. Попытки ввести уличное искусство в правовое поле есть — городские власти ищут талантливых художников и делают конкретный заказ на оформление какого-нибудь торца здания, — отмечает архитектор и исследователь городской культуры Сергей Сарычев.
Граффити: искусство или вандализм?
Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.
В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. В зависимости от своего предназначения граффити могут быть публичными и личными, а могут быть содержательными надписями, сделанными в стиле «хип-хоп».
И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.
Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал – это наиболее распространенные места для граффити.
Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. Например, В Питере есть несколько таких мест. Это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице. Еще один яркий пример – бетонная ограда и подножия виадука у станции метро «Ладожская». Благодаря граффити вся молодежь теперь знает это место, которое предназначено именно для подобных рисунков.
От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности.
Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на «своем» пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и «своими» объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание (осознанное оно или нет) каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити – очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка – это не мое, а городское, это собственность другого, «взрослого мира», чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое – значит рисовать в этой книжке можно. А вот что касается своей комнаты или своей квартиры, то встретить там граффити – большая редкость.
Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки. да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.
Граффити несет в себе и определенную преемственность. Те, кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле. Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель – ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету.
Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно принесут автору граффити широкую известность. Taki 183 был первым, кто получил популярность таким образом. А те, которые взяли эту высоту, теперь называются Королями. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка – те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.
История современного граффити началась в 1970е годы, годы изобретений. Это искусство дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста. граффити утратило роль альтернативного варианта общепринятой культуры, оно органично вписалось в нее. Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, надпись на стене «Вася – козел» и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – граффити!
Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Какое наказание грозит за граффити и надписи на заборах
Уже давно стало привычно видеть граффити на стенах домов, заборах и гаражах. Но до сих пор мало кто знает, что за подобные художества можно получить весьма суровое наказание. В том числе и уголовное. Мы выяснили, почему за рисунок на стене или надпись на заборе можно попасть под суд. Прочитайте сами и расскажите своим детям.
Ну, вот представьте: построили новый красивый дом или отремонтировали подземный пешеходный переход. А какой-то «художник» в порыве творчества изрисовал все стены, испортив весь вид и ремонт. Вандализм же?
Именно так считают и власти. Нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков относится к проявлениям хулиганства и вандализма. Если не получено согласие от собственника, любая надпись на стене является нелегальной.
«Художники граффити и лица, увлекающиеся написанием на стенах различных надписей, наносят своим творчеством финансовый ущерб как собственникам зданий, так и бюджету муниципального образования, ведь очищение домов от несанкционированных надписей и рисунков обходится городу в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные общегородские нужды», – пояснили amic.ru в комитете общественных связей и безопасности администрации Барнаула.
За вандализм и несанкционированные художества установлена и административная, и уголовная ответственность – в зависимости от тяжести преступления. Поэтому прежде чем рисовать что-либо на какой-либо стене хорошо подумайте: а готовы ли вы за этот выплеск вдохновения посидеть в тюрьме?
Административная ответственность наступает при достижении возраста 16 лет.
Согласно статье 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за уничтожение или повреждение чужого имущества (если не причинен значительный ущерб) грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей.
За мелкое хулиганство (к нему относят нарушение общественного порядка, выражающееся в неуважении к обществу и сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества) грозит штраф в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ).
Если при этом гражданин отказался выполнять законные требования представителя власти (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ), ему грозит дополнительный штраф в размере от 1000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Если же в данном рисунке заметят пропаганду или демонстрацию атрибутики или символики нацистов, экстремистских или других организаций, запрещенных в России, нарушителя ждет штраф от 1000 до 2000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ).
Если в рисунке усмотрят возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или социальной группе, штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей либо грозят обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест на 15 суток (ст. 20.3.1 КоАП РФ). Если в течение года человек вновь совершит подобное нарушение, это будет уже уголовно наказуемое преступление, за которое ему грозит лишение свободы.
За вандализм к уголовной ответственности привлекаются с 14-летнего возраста.
Вандализмом считается осквернение зданий, сооружений, порча имущества в общественных местах. За это Уголовным кодексом предусмотрен штраф в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода гражданина за период до трех месяцев. Вместо штрафа суд может назначить наказание в виде обязательных работ на срок до 360 часов либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста до трех месяцев.
Если же эти действия были совершены группой лиц либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, наказанием за это будет ограничение или лишение свободы на срок до трех лет либо принудительные работы до трех лет (ч. 2 ст. 214 УК РФ).
С 16 лет уголовная ответственность наступает за следующие деяния:
Призывы к экстремистской деятельности, в том числе посредством нанесения их на стены зданий и сооружений. За это предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей, или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от года до двух лет. Вместо штрафа суд может приговорить к принудительным работам на срок до трех лет либо к аресту от четырех до шести месяцев, либо к лишению свободы до четырех лет (ст. 280 УК РФ).
Если ранее человек уже был привлечен к административной ответственности за возбуждение ненависти или унижение достоинства человека и в течение года вновь совершил подобное преступление, ему грозит штраф в сумме от 300 000 до 500 000 рублей либо принудительные работы от одного года до четырех лет, либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет (ч. 1 ст. 282 УК РФ).
За несовершеннолетних несут ответственность их родители или опекуны. Соответственно, они и будут наказаны за то, что плохо исполняли свои воспитательские обязанности.
Родители или опекуны детей понесут административную ответственность в соответствии с положениями части 1 статьи 5.35 КоАП РФ. «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 100 до 500 рублей», – пояснили в комитете общественных связей и безопасности администрации Барнаула.
Осторожно: закрашено В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство?
Российский стрит-арт имеет репутацию культурного маргинала — им восхищаются, презентуют на выставках, но в то же время всячески пытаются зарегулировать и «одомашнить». С помощью граффити можно оживить безликие серые «панельки», но рисунки обычно уничтожают сразу после нанесения. Когда автор работы заранее сообщает коммунальщикам, что хочет сделать граффити на этом фасаде, убивается сама суть явления, и даже соблюдение всех протоколов не гарантирует отсутствия конфликтов с общественностью. Протест против красоты — в материале «Ленты.ру».
Стрит-арт остается чем-то пограничным: вроде и не искусство в классическом понимании, но и не детские каракули. Вопрос, где проходит эта граница, остается спорным: иногда и всем знакомые пенисы на заборах пытаются выставить как полноценные картины. В настоящее время все чаще слышны призывы о необходимости развивать уличное творчество, но в то же время художникам связывают руки, навязывая свои правила игры.
В конце мая в Санкт-Петербурге напротив музея Иосифа Бродского появился портрет знаменитого поэта. Его нарисовали художники из объединения «URBAN-фреска» — галереи под открытым небом. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — сказано в Instagram художников. Однако на следующий день арт-объект закрасили. Выяснилось, что к этому причастна завхоз школы №189 — работа была на ее территории.
«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! (Государственную административно-техническую инспекцию — прим. «Ленты.ру») Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — заявила женщина.
Разочарованные горожане неоднократно пытались соскрести краску и даже начали оставлять стихи на месте бывшей фрески. «Жаль, что слова «Х**» и «П****» на стенах не замазывают столь стремительно! Висят годами!» — пожаловалась одна из интернет-пользователей. Художнику Олегу Лукьянову, лидеру объединения, передали, что если он хочет, чтобы его работы не трогали, — надо уведомлять администрацию и все согласовывать.
«Праздник искусства для всех»
История с Бродским, к сожалению, весьма типична: уличное произведение искусства ввиду его неформатности объявляется вне закона. Случаи, когда рисунок удалось отстоять, — настоящая победа, и таких историй единицы (речь идет не о фестивальных работах, а о стихийных изображениях). Хотя если вспомнить становление стрит-арта в России, то оно было весьма революционным, зато шло в одну ногу с политикой государства и не противоречило ей.
В 1918 году творческое объединение ЛЕФ («Левый фронт искусств») опубликовало декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)». Его подписали поэт Владимир Маяковский, художник, поэт и авиатор Василий Каменский, а также поэт и художник Давид Бурлюк. Все литераторы ЛЕФа проповедовали документальность и так называемый социальный заказ — отражение тенденций и настроений общества.
Материалы по теме
Попали в переделку
Документ провозглашал, что в связи с началом новой эпохи «проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах» — закончилось. Теперь для картин нашли новое место — «Свободное Слово» творческой личности написано «на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
По мнению авторов манифеста, улицы должны были превратиться в «праздник искусства для всех», а горожане благодаря этому могли бы насладиться «глубиной мысли великих современников» и «созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня». «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали лефовцы.
Самым известным последователем объединения стал авангардист Казимир Малевич — автор знаменитого «Черного квадрата». В 1920 году художник расписал вместе со своей творческой группой УНОВИС («Утвердители нового искусства») несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма — такое благоустройство приурочили к третьей годовщине Октябрьской революции.
Следующим арт-объектом стал Дом Моссельпрома в Москве — памятник авангардизма и конструктивизма. На его фасаде остались надписи по эскизам фотографа, плакатиста и графика Александра Родченко (соратника Маяковского по «Окнам РОСТА»). На стенах здания изобразили продукцию (конфеты, папиросы, шоколад, пиво и воду в бутылках) с лозунгом «Нигде кроме как в Моссельпроме!» — его придумал Владимир Маяковский. По воспоминаниям современников, товары в Моссельпроме были дорогими, и им требовалась агрессивная реклама.
Фактически история российского уличного искусства началась с прославления новых устоев. На Западе оно было скорее декларационным и протестным. Первым «памятником» стала надпись «Здесь был Килрой» (Kilroy was here) — ее якобы оставлял бостонский инспектор Джеймс Килрой, который в годы Второй мировой войны проверял корабли на верфях.
Со временем популярность тегов (автографов) стремительно возросла, их, например, активно начали оставлять на вагонах поездов. Но в те моменты, когда молодежь была чем-то недовольна и ходила на митинги, число граффити резко увеличивалось — на стенах появлялось множество анархистских слоганов и сатирических рисунков. Позже многие банды стали использовать стрит-арт как метку для районов, на которые распространялась их власть. Так граффити перестали быть чем-то заведомо безобидным и в зависимости от контекста могли быть как эффективной рекламой, так и способом протеста.
Ради вашего блага
Власти практически всегда реагировали на граффити-райтеров (авторов надписей) по принципу «найти и обезвредить». Работы планомерно и методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Обычно в каждом регионе действуют свои правила в отношении стрит-арта, определяющиеся нормами местного закона о благоустройстве. Например, в Москве такие поправки депутаты внесли на рассмотрение в 2018-м, однако они вступили в силу только спустя год из-за множественных согласований. По новым правилам, все существующие и будущие граффити должны быть согласованы со столичным департаментом ЖКХ, а рекламные граффити необходимо закрасить.
Глава департамента средств массовой информации и рекламы Иван Шубин рассказал, что отныне художник при подаче дизайн-проекта обязательно должен представить техническое заключение о состоянии фасадной части, иначе документы не примут. Потом в течение максимум 30 дней проект будут согласовывать с другими городскими службами. Но это далеко не полный перечень ограничений. Рисунок должен соответствовать определенной тематике: наука, искусство, спорт, исторические события и выдающиеся личности.
Важно получить и согласие собственников дома. «Кроме того, нанесение рисунка должно быть оформлено договором — чтобы все понимали, на какой срок он размещается (не более пяти лет), кто и как будет следить за его техническим состоянием, а также его восстановлением в случае необходимости», — объясняет Шубин. В случае утверждения граффити наносить его на здание можно с 1 апреля по 1 ноября, причем в оговоренный срок в зависимости от площади изображения, к примеру, на 500-метровую уличную работу дается неделя.
Такая политика фактически поставила крест на деятельности граффити-райтеров. «Чиновники хотели отрегулировать отрасль, но выплеснули ребенка с водой. Работа уличных художников будет невозможна из-за такого количества согласований», — говорит организатор тематических фестивалей Иван Пантелеев. Он не понимает, как с разрешенными тематиками «рисовать граффити о туризме, космосе или деторождении», и сомневается, что у сотрудников департамента ЖКХ из комиссий «найдет понимание работа художников-иностранцев».
Чиновники, в свою очередь, объяснили поправки заботой об облике Москвы и ее привлекательности для туристов. «Поддерживаю проект закона, потому что мне нравится жить в чистом городе. А не нравится мне, когда какие-то надписи или сомнительные изображения портят мнение гостей о столице. Нарушителей нужно жестко наказывать. Предложенный алгоритм хорошо проработан правительством Москвы. Документ понятен и прозрачен. Уверен, что большинство москвичей согласятся с нами», — заявил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев.
Презумпция вандализма
Под каток новых ограничений попало сразу несколько знаковых граффити столицы. Например, с Бауманской улицы убрали портрет театрального режиссера Константина Станиславского (работу даже занесли в путеводители по Москве) — якобы потребовался капитальный ремонт фасада.
Однако подобные случаи происходят не только в Москве — в Челябинске вообще случилось нечто вопиющее. Там закрасили согласованный со всеми инстанциями и жильцами дома мурал (большое изображение, как правило, во всю стену) — девушку с караваем, встречающую гостей. Несмотря на то что данный дизайн-проект выиграл конкурс по благоустройству, это не помешало местным рекламщикам закрасить работу — они претендовали на фасад здания, чтобы разместить свои баннеры.