где находится янтарная комната
Янтарная комната
в Екатерининском дворце
Янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине (бывшее Царское Село) — выдающийся шедевр мастерства обработки янтаря. К ее ценности с точки зрения искусства примешивается и ее история, окутанная тайнами и легендами, что создает дополнительный интерес у многочисленных путешественников из разных стран.
Их вниманию представлена восстановленная комната, ведь оригинал был утерян во время Великой Отечественной войны. Благодаря изучению различных документов, освоению технологий художественной обработки янтаря, кропотливому труду художников различных специальностей удалось возродить Янтарную комнату, великолепием которой могут насладиться посетители дворца.
Янтарная комната в Екатерининском дворце на google панораме:
История Янтарной комнаты
Пруссия была признанным европейским центром янтарного промысла, правившие страной с 1618 года Курфюрсты Бранденбургские умело использовали янтарь — природное богатство территории — для изготовления подарков правителям других стран. Мастерство обработки янтаря достигло высокого уровня, доказательством этого служит изготовленная в начале XVIII века Янтарная комната. Долгое время считалось, что автором проекта Янтарного кабинета был немецкий архитектор и скульптор Шлютер, однако благодаря вновь обнаруженным документам удалось установить, истинного автора шедевра — архитектора Эозандера.
Изначально янтарные панели должны были украсить покои Литценбурга — резиденции королевы Софии-Шарлотты, супруги короля Пруссии Фридриха I. Работы над созданием кабинета еще продолжались, когда королева скончалась, тогда решено было установить панели по их завершении в другом месте — в Ораниенбургском дворце. Однако и этому плану не суждено было сбыться, умер сам правитель, а кабинет еще не был закончен. Взошедший на престол Фридрих-Вильгельм I не разделял любви отца к роскоши, поэтому все затратные работы по украшению дворцов были свернуты. Готовые янтарные панели были установлены в одном из кабинетов Берлинского королевского замка лишь после того, как они вызвали восхищение видевших их гостей.
В 1716 году прусский король подарил Янтарную комнату Петру I, тем самым скрепив дружеские отношения стран. Подарок прибыл в Россию в следующем году, однако в период правления Петра он не был установлен. Янтарные панели были использованы для украшения кабинета в Зимнем дворце при императрице Елизавете. Однако Растрелли, занимавшийся этим проектом, столкнулся с трудностью — деталей не хватало, поэтому было принято решение дополнить имеющиеся панно, выполненные в технике мозаики, зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. В этом покое императрица принимала иностранных послов и других знатных посетителей.
Позднее Елизавета распорядилась о переезде янтарной комнаты во дворец в Царском Селе. Так как зал в резиденции имел большие размеры, пришлось ввести новые детали, так появились живописные работы, стилизованные под мозаику из янтаря, декор из золоченой резьбы по дереву и другие элементы. Также во Флоренции были изготовлены мозаичные картины из агата и яшмы, являющиеся аллегорическими изображениями зрения, вкуса, осязания и обоняния, а также слуха. Некоторые дополнения вносились и при Екатерине II, парадный зал превратился в настоящий шедевр, вызывающий восторг всех тех, кто в нем оказывался.
Во время Великой Отечественной войны роскошные панели Янтарной комнаты были разобраны и вывезены немецкими солдатами в Кенигсберг, там они были установлены в Королевском замке. После ухода фашистских войск из города следы комнаты теряются. Однако исследователи по сей день не оставляют попыток отыскать шедевр в тайниках немецких войск. В 1980-е годы начались работы по воссозданию Янтарной комнаты. Опираясь на исторические данные, научные методики, технологии обработки янтаря, в ходе кропотливого труда мастерам удалось воссоздать панно. Открытие возрожденной Янтарной комнаты произошло в 2003 году.
Экскурсии в Янтарную комнату
Попасть в Янтарную комнату можно в рамках экскурсий, которые проводятся по парадным залам Екатерининского дворца. Вы можете самостоятельно посетить дворец, музей формирует из числа индивидуальных посетителей группы на месте и закрепляет за каждой из них экскурсовода. Другой вариант — заказать экскурсию в туристическом агентстве, которое организует трансфер к достопримечательности и обеспечивает сопровождение гида-экскурсовода.
Сотрудники Екатерининского дворца-музея разработали несколько маршрутов, включающих наряду с осмотром других восстановленных залов резиденции посещение Янтарной комнаты. Экскурсии позволяют узнать много интересных фактов об истории бывшей резиденции правителей, об известных личностях, связанных с судьбой дворца, также посетителям рассказывают об особенностях быта разных времен.
Стоимость посещения Янтарной комнаты
Попасть в Янтарную комнату, расположенную в Екатерининском дворце, можно, пройдя через парк. В зимний период (с 19 октября по 24 апреля) вход в него свободный. В летний период (с 25 апреля по 18 октября) взимается плата:
Дети до 16 лет могут посещать парк бесплатно.
Стоимость экскурсий во дворец, включающих осмотр Янтарной комнаты:
Дети до 16 лет посещают дворец и его экспозиции бесплатно.
С актуальной стоимостью билетов можно ознакомиться на официальном сайте Екатерининского дворца.
Как добраться
Доехать до Екатерининского дворца можно на автобусах и маршрутных такси, идущих от станций метро «Московская», «Звездная» и «Купчино»:
Еще один вариант — поездка на электричке, на которую можно сесть на Витебском вокзале.
От вокзала города Пушкина до музея-заповедника около 2,5 км, можно дойти до места пешком или воспользоваться общественным транспортом. До Екатерининского дворца довезут:
Можно доехать до достопримечательности и на личном транспорте, расстояние от центра Санкт-Петербурга до места — примерно 26 км. Машину можно оставить как на бесплатной парковке для посетителей Александровского сада, так и на платной парковке для посетителей Екатерининского дворца (стоимость парковки для легковых авто — 100 руб./час, 700 руб./сутки).
Как доехать на машине
Также посетители добираются до музея на такси, можно воспользоваться приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Таксовичкоф.
Янтарная комната в Пушкине, видео:
Как попасть в Янтарную комнату самостоятельно
«Я вхожу в этот зал с замиранием сердца Надо мной, подо мной словно солнца лучи. Так красива резная изящная дверца, А на столике хрупком от дверцы ключи. Рукотворное чудо! Ажурные тени! Навсегда отпечатались в сердце моем. А часы все идут, отмеряя мгновенья Ярких, светлых свиданий с живым янтарем…» Александра Дмитриева-Костина
Янтарная комната — уникальное творение 18 века, изготовленное прусскими резчиками по драгоценным камням. Её неповторимую красоту и технику изготовления именовали восьмым чудом света, жемчужиной императорской резиденции. Толпы туристов мечтали окунуться в величественную атмосферу роскоши русских царей, насладиться ювелирной работой Шлютера и Растрелли.
К великому сожалению подлинник теперь увидеть невозможно. Сегодня в Царскосельском музее демонстрируется не подарок Петру Великому от короля Фридриха Вильгельма I, а его копия, искусно выполненная советскими умельцами.
Отзывы восхищённых посетителей, завороженных магическим блеском возрождённого янтарного шедевра, говорят о том, что уникальная работа отечественных специалистов удалась на славу. А те, кто видел комнату до войны, отмечают, что она стала ещё прекраснее.
Янтарная комната в Пушкине: часы работы и стоимость
Янтарная комната расположена в Екатерининском дворце-музее «Царское село» в городе Пушкин. Её двери гостеприимно открыты с 10 часов для всех желающих. В пять часов вечера допуск посетителей прекращается. Те, кто успел войти, могут бродить по залам до 18:00, а ещё через 3 часа закрываются ворота парка.
Выходные дни: вторник, последний понедельник месяца.
Туристы обычно предпочитают организованные экскурсии. В них включён проезд туда и обратно, билеты в Екатерининский парк и дворец, плюс экскурсовод. В дороге он расскажет массу любопытных исторических фактов, а во дворце обратит внимание на каждую достопримечательность. Такие экскурсии выгодны тем, что индивидуалы могут посетить только 8 помещений, а группам доступен весь дворец.
Самые дорогие экскурсии-променады по предварительным заявкам проводятся в вечернее время, с 18:00 до 20:00, когда обычные посетители покидают экспозицию. Эксклюзивный осмотр называется «Таинственный вечер во дворце». Маленькие группы (от 5 человек) без толчеи и суеты могут осмотреть королевские залы и покои, в том числе Янтарную комнату. Для таких гостей предусмотрен гид со специальной программой, включающей в себя малоизвестную информацию, а по завершении экскурсии для каждого участника подготовлен сюрприз.
Как добраться из Санкт-Петербурга
От центра Северной столицы до местонахождения янтарной комнаты — 23 километра. Для самостоятельных путешественников можно порекомендовать 3 способа добраться до нее:
1. Электрички отправляются с Витебского вокзала практически каждые полчаса. Время в пути — 30 минут и оно не зависит от дорожных пробок, которыми изобилует это направление по автостраде.
От станции Царское село до дворца можно дойти пешком, всего 2 км с хвостиком, либо на автобусах №371, 382 или маршрутках №371, 377, 382. Чтоб не заблудиться, лучше пользоваться навигатором. Указателей для приезжих в городе нет. От Пушкинского вокзала до ворот дворцового комплекса курсируют маршрутные такси. Они сэкономят время и силы.
2. Маршрутки, из Санкт-Петербурга до города Пушкин, отправляются от станций метрополитена, расположенных на синей ветке: «Московская», «Звёздная» и «Купчино». Они удобны тем, что довозят пассажиров до самого входа в Екатерининский парк. Кроме этого туда ездит городской автобус.
3. На своем авто в Пушкин из города на Неве лучше добираться по Пулковскому шоссе. Это самая разгруженная магистраль. Владельцам личных авто следует учесть, что возле музейного комплекса стального коня оставить негде. Машину придётся парковать где-то во дворах или воспользоваться платной стоянкой неподалёку от Александровского дворца-музея.
Покупка билетов. Стоимость и льготы
В 2020 году билеты на посещение Екатерининского парка и дворца стали именными и действительны только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Чтобы избежать длинных очередей, которые вызывали много нареканий в предшествующие годы, в билетах на вход теперь указывается точное время.
Для тех, кто не успел войти в течение пятнадцати минут, билет считается просроченным и право на вход пропадает.
Приобрести билет можно в кассе музея у Лицейской арки. Туда поступают сведения о сеансах на текущий день, которые не распроданы онлайн. Остаточный принцип не гарантирует наличия свободных сеансов, так как в туристический сезон наплыв посетителей очень велик. Самое благоразумное, чтобы избежать разочарования, — приобрести электронные билеты заранее на официальном сайте царскосельского музея.
Стоимость билета зависит от варианта, который выберет посетитель:
Экскурсионное обслуживание и услуга аудиогид предоставляются за дополнительную плату.
Руководством музея предусмотрен довольно обширный список льготников и даже бесплатное посещение исторического комплекса для некоторых категорий граждан. В первую очередь это дети, которым ещё не исполнилось 16 лет; многодетные семьи; герои СССР и России; лица, награждённые всеми орденами Славы; блокадники и узники фашистских лагерей; инвалиды первой группы в сопровождении одного человека и другие. С детальным списком можно ознакомиться при покупке билета через интернет на официальном сайте.
Как «Янтарная камора» попала в Россию
Первоначально Янтарный шедевр предназначался Софии-Шарлотте, супруге короля Пруссии Фридриха I, но она умерла, не дождавшись окончательного результата.
Фридрих Вильгельм I
Вступивший на престол Фридрих Вильгельм I, остановил работы из-за своей скупости. Они показались ему слишком дорогими, а то, что было уже готово, повелел разместить в своём кабинете. Посетивший Пруссию в 1713 году Пётр I был восхищён увиденным. Помня это, после того, как плохо закреплённые янтарные панели рухнули,Фридрих Вильгельм I, решил преподнести русскому царю подарок, по принципу «на тебе боже, чего нам не гоже».
Пётр Первый был очень польщён и сделал ответный дипломатический дар. Но когда коллекция была открыта, оказалось, что там отсутствуют некоторые компоненты. По этой причине расстроенный царь не стал заниматься оформлением своего кабинета.
Вспомнила о подарке императрица Елизавета. В Зимнем дворце она распорядилась украсить янтарными панелями зал для торжественных приёмов. В 1755 году она решает отправить кабинет в загородную резиденцию, которая находилась в Царском Селе.
Свой окончательный облик комната обрела при правлении Екатерины II, благодаря стараниям обер-архитектора Франческо Растрелли и резчика по янтарю Мартелли. Помещение превышало размеры помещения, где ранее была расположена Янтарная комната, поэтому оформление было дополнено зеркалами в золотых подзеркальниках, мозаикой из драгоценных камней, резными украшениями, инкрустированными панелями нижнего яруса и другим дорогим убранством. В комнате хранилось множество поделок из янтаря: украшения, шкатулки, шахматы, янтарный столик… Каждая деталь была тщательно продумана и выдержана в одном стиле.
Утраченное сокровище
Молниеносное наступление гитлеровских войск, оккупация города Пушкин в сентябре 1941 года привели к масштабному разграблению Екатерининского дворца. В Германию вывозили всё, что представляло собой малейшую ценность. На музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать, составлялась трофейная опись, всё тщательно упаковывалось и отправлялось по местам назначения, согласно приказам немецкого командования.
Янтарная комната была обнаружена и демонтирована. По личному распоряжению Гитлера этим занимались его доверенные офицеры-искусствоведы из команды «Кунсткомиссион», чтобы потом в целости и сохранности разместить её на территории Линца. Фюрер планировал сделать город, где провёл свои юные годы, культурной столицей фашистской Германии.
Присмотр и уход за бесценным сокровищем был поручен Альфреду Роде. Он был ведущим специалистом по янтарю. По высочайшему дозволению Адольфа Гитлера, до победы над русскими, было разрешено смонтировать и выставить драгоценный трофей для всеобщего обозрения. Экспозицию собрали в одном из залов Кёнигсбергского Королевского замка.
Наступление советских войск нарушило планы кровавого диктатора, но великое творение не сумели спасти и вернуть в родные пенаты. Достояние русского народа бесследно исчезло.
Янтарная комната после войны
Поиском музейных экспонатов, вывезенных фашистами, занималась специальная комиссия. Допросы подозреваемых и свидетелей породили множество версий о местонахождении Янтарной комнаты. Но ни одна из них не помогла пролить свет на тайну её загадочного исчезновения. Поиски и раскопки продолжаются до сих пор.
Надежды найти этот шедевр «живым» рассеивались с каждым годом всё больше и больше. Янтарь очень хрупкий камень. Ему нужны особые условия для сохранения целостности и солнечного блеска. В ненадлежащих условиях самоцвет тускнеет, трескается и разлагается.
Возрождение легенды
После победы Советское правительство постановило приступить к восстановлению разрушенного музея-заповедника в Царском Селе. Неимоверно трудная задача была выполнена, но место, где ранее находилась Янтарная комната, продолжало пустовать. Наконец, в 1979 г. было принято решение создать её копию, так как надежды на возвращение оригинала растаяли окончательно. Для этого требовалось найти не просто специалистов, а художников-мастеров, способных превзойти непревзойдённое.
Основная проблема состояла в том, что не сохранилось ни чертежей, ни эскизов Янтарной комнаты. Предстояло создавать её по фотографиям, которые сохранились с довоенного времени и по нескольким найденным фрагментам. Была проделана колоссальная работа по изучению секретов и способов обработки янтаря мастерами 17-18 века, найдены записки Растрелли, перерыты тонны архивных документов, прежде чем «Царскосельская янтарная мастерская» приступила к делу.
Работа была начата в 1981, а закончена только в 2003, в юбилейный год трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Ученые, искусствоведы, зодчие, резчики, реставраторы — сантиметр за сантиметром возрождали былое великолепие. Понадобилось более шести тонн высококачественного янтаря двадцати разнообразных оттенков. Площадь Янтарной комнаты около 100 кв.м. Высота стен 7,8 м.
Янтарные резные панели, скульптурные и рельефные декоративные композиции с библейскими сюжетами, мозаичные картины из оникса, яшмы, лазурита и других драгоценных камней, отделанный позолотой карниз, паркет, люстра, — каждая мельчайшая деталь была восстановлена с величайшей любовью, чтобы люди всего мира могли увидеть этот неповторимый исторический памятник.
Янтарная комната в Царском селе
Фотографии
Режим работы 2021
Янтарную комнату можно посетить в рамках маршрутов I и II по Екатерининскому дворцу.
Стоимость билетов 2021
В стоимость билета в Екатерининский дворец входит посещение Янтарной комнаты а также билет в Екатерининский парк.
Базовый тариф
Льготный тариф
Бесплатно
Ознакомиться с экспозицией можно
Важно знать
Купить билеты онлайн
Как добраться из Санкт-Петербурга до Янтарной комнаты?
Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга по адресу:
От Витебского вокзала
От станции метро «Московская»
От станций метро «Звёздная» или «Купчино»
От станции метро «Купчино»
Подробнее
Официальный сайт и контакты
Информационный центр
Где находится Янтарная комната?
Как попасть самостоятельно?
В неё можно пройти из Портретного зала на 2-м этаже, поднявшись по Парадной лестнице, пройдя Выставочные комнаты, Большой зал, Антикамеры, Арабесковый зал, Кавалерскую столовую, Лионский зал, Белую парадную столовую, Малиновую и Зелёную столбовые.
Далее следует Портретный зал – из него попадаете в Янтарную комнату, которую заслуженно называют жемчужиной Екатерининского дворца и 8-м чудом света.
План Екатерининского дворца
Как посетить без очереди?
История создания
Всё, что связано с Янтарной комнатой в Царском Селе, овеяно легендами и мифами. Её появление было приписано немецкому архитектору и скульптору Андреасу Шлютеру, который, как ранее полагали, спроектировал её для загородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты – Литценбурга.
Некоторые историки утверждали, что янтарные панели никогда не устанавливались в Берлине, они были переданы в дар российскому императору Петру I неполными. Поэтому их сразу же не удалось собрать в Санкт-Петербурге.
Однако недавно обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства как Янтарная комната.
Когда появилась Янтарная комната?
Период создания Янтарной комнаты совпадает с общим расцветом прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Владевшие европейским центром янтарной промышленности с 1618 года Курфюрсты Бранденбурга использовали «золото» Балтийского моря (как издавна называли янтарь) в качестве материала для изготовления драгоценных дипломатических подарков другим князьям.
Это дало толчок бурному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого стала Янтарная комната.
Кто создал Янтарный кабинет?
Курфюрст Фридрих III, коронованный в 1701 году как король Пруссии – Фридрих I, сразу после своего восшествия на престол предпринял реконструкцию своей столицы и, в первую очередь, королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII веков.
По замыслу владелицы, он должен был превратиться в элегантное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года немецкий архитектор Иоганн Фридрих Эозандер, барон фон Гёте, представил королевской чете проект перепланировки и он был одобрен. Мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня доподлинно известно, что именно Эозандер является автором Янтарного кабинета, который долгое время считался творением Шлютера. Два дворца, обожаемые прусским монархом и с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — это Литценбург (с 1709 года — Шарлоттенбург) и Ораниенбург.
Именно эти 2 объекта с 1707 года, уже после ухода Шлютера с поста дворцового архитектора, стали сферой деятельности Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте.
Для кого строили?
Первоначально отделанная янтарными панелями комната предназначалась для дворца Литценбург – личной резиденции королевы. Идея относительно её создания, по-видимому, была подсказана не только посещением супругами Кёнигсберга, столицы янтарной промышленности, по случаю коронации Фридриха I, но и подарком, преподнесённым ему в то время, — это были 2 большие янтарные рамы.
Всё может быть, что реализации мечты о янтарной комнате принадлежит всецело самой Софии-Шарлотты, которая отличалась широкими познаниями, разнообразными интересами и большой страстью к искусству и музыке. Янтарный кабинет должен был спроектирован её любимым архитектором Эозандером, руководившим всеми работами по расширению дворца Литценбург.
Чтобы претворить в жизнь столь смелый и амбициозный план, в сентябре 1701 года из Копенгагена был приглашён резчик по янтарю и слоновой кости Готтфрид Вольффрам. Но летом 1706 года между ним и Эозандром разгорелся скандал.
По мнению придворного архитектора, Вольффрам работал слишком медленно и не придерживался утверждённого проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига – Эрнст Шахт и Готтфрид Турау, которые начали работать над янтарными панелями в 1707 году и работали над уникальным оформлением в течение 6-ти лет.
В 1709 году умерла София Шарлотта. Хотя Янтарная комната ещё не была достроена, вдовствующий король Фридрих I прекратил работы и решил украсить янтарными панелями галерею, но уже в другом дворце — Ораниенбурге.
Он прекратил реконструкцию в Литценбурге, по-видимому для того, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его жены. Стены зала, предназначенного для янтарных панелей, были украшены дамастом и золотым галуном.
С тех пор в память о Софии-Шарлотте – Литценбург стал называться Шарлоттенбургом. Красную дамастовую комнату можно и сегодня увидеть во дворце.
Какова дальнейшая судьба?
Король поручил Эозандеру расширить дворец в Ораниенбурге, построив Янтарную галерею, большую, чем предыдущий проект – длиной 30 метров. Опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде планируемой галереи.
На рисунке 1700-х годов, обнаруженном немецкими исследователями, изображена её часть, в декоре которой можно распознать многие элементы будущей янтарной комнаты. Однако, несмотря на то, что работы не прекращались, галерея не была завершена до смерти Фридриха I в 1713 году.
Янтарные панели также не были установлены в Ораниенбурге.
Кто и когда подарил Петру I?
В 1712 (или 1713) году Пётр I во время одного из своих визитов в Берлин, ещё при жизни Фридриха I, осмотрел готовые панели для Янтарной галереи. Русский царь не скрывал своего восхищения и желания иметь у себя на Родине такое уникальное творение.
Сын и наследник первого прусского короля – Фридрих Вильгельм I, правивший с 1713 года и вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввёл строгую дисциплину, ориентированную на практическую выгоду.
Монарх сразу же прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но восторги гостей, видевших янтарные панно, побудили его установить их в одном из кабинетов парадных залов Берлинского королевского замка.
Это последний и единственный точно подтверждённый факт относительно пребывания янтарного чуда в Берлине – перед отправкой в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены.
В 1716 году, по дороге во Францию, император Петр I встретился с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Янтарный кабинет вместе с ларцом работы конца XVII века и зеркалом из Кёнигсберга, изготовленным в 1700—1705 годы, Фридрих Вильгельм I подарил Петру I.
Прусский король пожелал преподнести нашему царю в качестве дипломатического подарка и Янтарный кабинет, и яхту «Либурника». Из Берлина Пётр Великий писал своей жене Екатерине:
Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали.
Янтарный кабинет был упакован и с большими предосторожностями переправлен в Санкт-Петербург в 1717 году.
Янтарная комната в России
Пётр I уделял большое влияние развитию янтарного дела в России, поэтому именно ему прусский король Фридрих Вильгельм подарил знаменитый Янтарный кабинет. Также доподлинно известно о нескольких личных вещах императора, изготовленных из янтаря, таких как шкатулка и зеркало, которые сейчас хранятся в Эрмитаже.
А Янтарный кабинет, привезённый с большими предосторожностями в Россию, к сожалению, так и не был смонтирован при жизни императора Петра Великого.
Размещение в Людских палатах Летнего сада
В Санкт-Петербурге янтарные панели были установлены в так называемых Людских палатах, в нижнем зале. Впоследствии янтарные панно на протяжении многих лет там находились, где располагалась своего рода домашняя «кунсткамера» императора.
«Исправить» кабинет для Третьего Зимнего дворца
В 1743 году Елизавета Петровная поручила мастеру Александру Мартелли «исправить» Янтарный кабинет под присмотром обер-архитектора Бартоломео Растрелли, который ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.
В 1745 году Фридрих II подарил императрице Елизавете недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвёртую раму. Янтарная комната, собранная в 1746 году, стала служить для официальных приёмов.
Перемещение в Царскосельский дворец
В 1755 году Елизавета Петровна решила перевезти Янтарный кабинет в Большой дворец Царского Села и повелела этим заняться Растрелли. С этого же, 1755 года, при Елизавете Петровне начали создавать Янтарную комнату.
Зал, предназначенный для Янтарного кабинета, значительно превышал его размеры. Франческо Растрелли перекомпоновал все детали кабинета. Мастер разместил панели симметрично по среднему ярусу 3-х стен и разделил их пилястрами с зеркалами, а также украсил комнату деревянной золочёной резьбой.
Для установки панно на стены снова пригласили Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Иваном Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.
В 1758 году на эту должность был приглашён из Пруссии Фёдор Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.
Оформление в роскоши нового зала
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашённые в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф, и их русские ученики. Было изготовлено 8 плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря.
К 1770 году создание Янтарной комнаты завершилось. В период правления Екатерины II, Янтарный кабинет при участии и контроле Растрелли преобразился, превратившись в знаменитую богатую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, значительно увеличившись в размерах и роскоши.
В 4-х из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Джузеппе Дзокки и изображавшие 5 природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно.
В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застеклённых витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.
Довоенные реставрации в комнате
Петербургский климат с резкими перепадами температуры, печное отопление и сквозняки во дворце разрушали убранство Янтарной комнаты. Её реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах.
В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором Игорем Крестовским. В 1941 году планировалась серьёзная реставрация комнаты, но война помешала реализации проекта.
Тайна исчезновения «8-го чуда света»
До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.
Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.
При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.
Как нацисты похитили Янтарную комнату?
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.
Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.
Куда перевезли ценность Царского Села?
По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.
В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.
Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.
Где находится оригинал сейчас?
В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.
Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.
Янтарная комната: фото до войны
Всё началось раньше – рассказали в музее
Известно, что Янтарную комнату в Екатерининском дворце похитили нацисты, оккупировавшие Царское Село. Они разобрали её, упаковали в коробки и вывезли в Кёнигсберг. Там они заново её собрали. Потом она бесследно исчезла.
Но задумали её украсть немцы раньше.
В конце 30-х годов ХХ века в Советском Союзе побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, который руководил внешними связями берлинских музеев.
К началу Великой Отечественной войны у немецких экспертов был готов тайный список культурных ценностей из музеев СССР для вывоза в Германию.
Заместитель директора по научной работе Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт рассказывает:
Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен. И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два «военных искусствоведа», задачей которых был контроль за вывозом. Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года.
Похищением Янтарной комнаты руководил офицер, граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах. В марте 1942 года в немецкой прессе появились статьи с фото интерьеров Янтарной комнаты из Царского Села, в них сообщалось, что она находится в Кёнигсберге.
Ираида Ботт продолжает:
Немцы смогли её собрать, об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала «Пантеон», опубликованным ранней весной 1942 года. У них было несколько месяцев на реставрацию янтарных панно, были специалисты, и в том числе сам Сольмс был искусствовед с серьёзным образованием, даже участвовал в реставрации икон в Пскове. Они смогли прикрепить кусочки янтаря, отходившие от деревянной основы. Позднее, для полноты впечатления, они потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера. Эти фотографии интересны ещё одной особенностью: по ним мы узнали, что одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — «Осязание и обоняние» пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кёнигсберг, и нашли её только в 1990-х годах.
К сожалению, не сохранились свидетельства того, как вывозили Янтарную комнату.
Замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника «Царское Село» сообщает:
Свидетельства не сохранились. Не было очевидцев, которые оставили бы свой рассказ «Как я участвовал в демонтаже». Мы знаем о том, что сюда прибыли немецкие специалисты-искусствоведы, они были офицерами, их задачей было оценить, отобрать произведения искусства и подготовить их к отправке в Германию.
Почему наши не стали демонтировать панели? Потому что их попытались снять — и они посыпались, так как свойства клея к этому моменту утратились. Комнату в 1941 году хотели поставить на реставрацию, но война помешала. Кусочки этих мозаик уже осыпались, и если бы их стали в спешке демонтировать, то просто увезли бы в мешке фрагменты этих панелей. Поэтому оставили их, проклеили.
Как известно, в апреле 1945 года Янтарная комната как в воду канула. Постоянно появляются новые версии о её местонахождении, но пока ни одна не подтвердилась.
Ираида Куртовна подчеркивает:
Многие верят, и даже мы порой ждём, что от этих интерьеров что-нибудь будет найдено. Мы каждую информацию о якобы обнаружении места, где спрятали Янтарную комнату, обсуждаем. Но уже так не реагируем, как прежде. В то, что она может быть в разных местах, мы тоже верим.
Не исключают музейные сотрудники и тот факт, что в случае обнаружения подлинной Янтарной комнаты, может оказаться, что её элементы уже в плачевном состоянии — с учётом их довоенного состояния и условий хранения, которые были, вероятнее всего, далеки от идеальных.
Интерьеры Янтарной комнаты в Екатерининском дворце восстановили российские реставраторы к 300-летию Санкт-Петербурга. Её открыли 31 мая 2003 года. Специалистам пришлось заново создавать убранство по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда.
6 тонн отборного янтаря и почти 8 миллионов долларов было затрачено на работы по возрождению Янтарного кабинета, которые длились почти четверть века.
Замдиректора музея-заповедника отмечает:
Сегодняшняя Янтарная комната — это научная реконструкция, объединившая усилия специалистов самых разных профессий, которые помогли восстановить и высоту рельефа, и характер материала. И мы нашли утраченный с годами способ окрашивания янтаря. Мы сейчас считаем, что это реконструкция научная и очень близко соответствующая тому, что было.
В наши дни Янтарная комната в Царском Селе является центром притяжения для туристов во всего мира. Её посещают до 3-х с половиной человек в год.
Фото Янтарной комнаты после войны
Как воссоздавали Янтарную комнату?
Восстановлением этого шедевра начали заниматься ещё в советское время, с 1981 года. Воссоздание Янтарной комнаты проводилось Александром Александровичем Журавлёвым, членом Мирового совета янтаря Союза художников России.
Основание Царскосельской янтарной мастерской
Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Для этих целей была основана «Царскосельская янтарная мастерская».
Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.
Возвращение мозаики «Обоняние и осязание»
На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая 2 из 5-ти человеческих чувств — обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне.
Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.
На переднем плане обнюхиваются 2 большие породистые собаки, а на заднем — раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса. Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней.
Немец передал её на временное хранение некоему нотариусу, который попытался её продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, а его самого судили. Право владения мозаикой признали за его дочерью.
Владелица отказалась от претензий на картину и передала все права на «Обоняние и осязание» городу Бремену, который, в свою очередь, передал мозаику музею-заповеднику «Царское Село».
29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты, созданной в Царском Селе.
Вместе с флорентийской мозаикой возвратили и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты до войны.
При сравнении 2-х мозаик, возвращённого оригинала и копии, созданной реставраторами, можно найти лишь незначительные расхождения. Специалистам Царскосельской янтарной мастерской удалось практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
Восстановление в нашем веке
В феврале 2002 года в Царском Селе завершился очередной этап реконструкции Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце на южной стене главного зала были установлены 2 больших янтарных панно.
В центральную янтарную раму вмонировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание», выполненную в технике флорентийской мозаики.
К 13 мая 2003 года восстановление Янтарной комнаты в Екатерининском дворце было завершено. Работы от царскосельских реставраторов были приняты Российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
Когда открыли Янтарную комнату?
Воссозданный кабинет был открыт к 300-летию Санкт-Петербурга – в 2003 году.
В последний день месяца и весны, 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия города на Неве, торжественно открыли Янтарную комнату в Екатерининском дворце ГМЗ «Царское Село».
3 июня 2003 года в Янтарную комнату Екатерининского дворца попали все желающие.
Убранство: фото
Ещё всё самое интересное
Экскурсии с посещением Янтарной комнаты
Маршрут I
В осмотр I маршрута Екатерининского дворца включены: Парадная лестница, Большой зал, I Антикамера, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I, Буфетная, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.
Маршрут II
В осмотр II маршрута Екатерининского дворца включены: Туалетная, Лионский зал, Арабесковый зал, III Антикамера, II Антикамера, I Антикамера, Большой зал, выставочная комната, Парадная лестница, выставка «Романовы в Царском Селе», Янтарная комната, Картинный зал, выставка «Памятные комнаты Александра I», Парадный кабинет Александра I, Сводчатая проходная, Овальная передняя, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.
Продажа билетов онлайн по сеансам. Продажа билетов начинается за 7 дней до планируемой даты посещения. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы у главного входа в Екатерининский парк. Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.