dungeons and dragons поле

Как начать играть в D&D (и не только)

Со дня появления на Stopgame.ru регулярных игр по Dungeons & Dragons среди зрителей не раз звучали вопросы: а как оно играется? Можем ли мы так же? Что нужно знать для того, чтобы начать?

Десяток лет знакомства с игрой в качестве мастера и ряд любопытных партий, проведенных в роли игрока, думаю, помогут мне свести текст с картинками в как-бы-просветительной статье, призванной помочь начинающим ролевикам.

И особенно тем, кто хочет попробовать, но не знает, с какой стороны за дело взяться.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Статья оформлена в виде развернутых ответов на краткие вопросы, чаще всего мелькавшие в комментариях. Описание того, из чего игра состоит и как она проходит, я разбавил собственными заметками и наблюдениями, которые могут пойти на пользу новичкам (а то и игрокам, уже обладающим некоторым опытом). Надеюсь, материал будет для вас полезен.

Настольные ролевые игры (к которым относится и Dungeons & Dragons) – это особая категория игр для группы из нескольких человек, основанная на погружении в вымышленный мир и воздействии на него через описание игроками действий управляемых ими персонажей.

Немного запутанно, но все станет понятнее, если разобрать определение по составляющим.

Настольной игра зовется потому, что традиционно её участники собираются за столом, на котором раскладываются листы персонажей, игровые правила, а также бросаются кубики, определяющие успешность объявленного действия. Сейчас, конечно же, ничто не мешает проводить игры в онлайн-режиме, благо сервисов для этого существует с избытком.

Ролевой она именуется оттого, что в основе игры лежит отыгрыш роли. То есть игроки действуют от лица созданных ими персонажей, исходя из их способностей, мировоззрения и нужд. Которые могут и не совпадать с таковыми у игрока. Отыгрывать самого себя, конечно, тоже допустимо, но наскучивает довольно быстро – как самому игроку, так и его товарищам.

Таким образом, настольная ролевая игра состоит из следующих элементов:

Есть игровой мир, описанием которого занимается мастер (он же – ведущий, ГМ (Game Master) или ДМ (Dungeon Master)). Мастер также действует от лица всех персонажей за исключением тех, которыми управляют игроки (обычно таких персонажей называют NPCNon Player Characters).

Есть игроки, руководящие действиями собственных персонажей. Оптимальное количество игроков – 2-4 человека, с большим мастеру управиться будет непросто, и каждому из участников придется буквально биться за свою минуту славы.

И есть игровая система, которая закрепляет правила и описывает механику игры. Игровых систем существует великое множество, и выбор конкретной зависит в основном от того, что от игры вы желаете получить. Но, вне зависимости от системы, игра будет устной – то есть все описания, объявления действий и оглашение их результатов передаются с помощью слов. При желании можно задействовать и дополнительные средства, но они будут сугубо вспомогательными.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
В американских фильмах нередко можно наблюдать следующую картину: игроки в D&D склонились над столом, заваленным десятками листов характеристик, из-за картонной ширмочки загадочно выглядывает мастер, а по разложенным картам постоянно двигаются пластиковые фигурки. Это особенность классических Dungeons & Dragons, выросших из полноценного варгейма с целыми армиями бойцов и строгими сводами правил. Да, карты и фигурки позволяют лучше отслеживать перемещения и вести более тактическую игру в боевых партиях, но вы запросто сможете обойтись и без них.

Перечисленное выше – мастер, игроки, игровая система, — тот минимум, который вам потребуется, чтобы сыграть в настольную ролевую игру. Если он имеется, все последующие препятствия не должны вас остановить.

Сама игра больше всего напоминает текстовый квест или психологический тренинг. С той лишь разницей, что подчиняется правилам (если правил нет, и все решает мастер, такая игра именуется «словеской»).

Проще всего понять общую концепцию на примере.
Проследим за тем, как развивается простейшая ситуация:

Мастер: Коридор заканчивается закрытой дверью из резного дуба. Ручка выполнена из тщательно отполированной слоновой кости, на уровне глаз висит табличка с короткой надписью. Надпись сделана на неизвестном тебе языке.
Игрок 1: Толкаю дверь.
Мастер: Дверь не открывается.
Игрок 1: У меня высокий показатель силы, пытаюсь выбить дверь плечом.
(проверка действия на силу: неудача)
Мастер: Дверь не поддается.
Игрок 1: Сколько слов в надписи на двери?
Мастер: Два слова.
Игрок 1: Ага! Берусь за ручку, тяну на себя.
Мастер: Дверь открывается.

Примерно в таком ключе и развивается вся игра. Более детально её ход описывает выбранная игровая система.

Игровая система, как было сказано выше – это правила игры. Она определяет, как описываются персонажи (классы, умения, характеристики), в каком порядке осуществляются действия, как происходит воздействие персонажей на мир и мира – на персонажей. Звучит сложновато, но на деле любая ситуация, как правило, сводится простой цепочке: мастер описывает обстановку, игрок объявляет действие, по игровой механике определяется успешность действия (обычно – броском кубика).

Соответственно, выбор игровой системы во многом определяет сложность игры. Dungeons & Dragons содержит в себе массу различных характеристик и расчетов для проверки успешности действий, и книга правил оказывается самой настоящей книгой – не каждый осилит её за один присест. Поэтому D&D можно назвать системой, достаточно сложной для новичка. Хотя существуют, конечно, и гораздо более «хардкорные» механики.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
Играть можно и не опираясь на жесткую систему правил – поле для экспериментов здесь огромно. Например, мне доводилось принимать участие в игре, представленной в виде телешоу в прямом эфире Америки 60-х, на котором в реальном времени освещается грандиозный политический скандал. Игроки принимали роли политиков и должны были склонять аудиторию шоу на свою сторону, пытаясь переспорить оппонентов и обернуть в свою пользу происходящие время от времени события. Четких правил, порядка ходов и бросков кубика здесь, конечно же, не было. Тем не менее, то была одна из самых интересных партий, в которые мне доводилось играть.
Подобные игры иногда называют кабинетными.

Далее, именно система во многом задаёт сеттинг – то есть окружение, стилистику, игровой мир. Dungeons & Dragons традиционно олицетворяет воплощенное классическое фэнтези. Собственно, именно «Подземелья с драконами» его во многом и оформили. Воплощение этого сеттинга вы могли видеть в серии игр Neverwinter’s Nights, а косвенное влияние заметно в подавляющем большинстве фэнтези игр, фильмов и книг. Поэтому провести игру в постъядерной пустоши или в антураже космической оперы D&D не позволит – придется выбирать что-то другое.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Лично я не особо жалую Dungeons & Dragons именно за сильный упор на «боевку». Предлагаемые игрой классы направлены в первую очередь на убийство врагов, что плохо подходит для исследовательских и «разговорных» партий. Поэтому для своих игр я использую собственную систему, позволяющую раскрыть интересующие меня иные стили игры. Но если вы новичок, лучше не экспериментировать и взять уже созданную игровую механику. Со временем к вам придет понимание, как её можно улучшить.

Многие испытывают предубеждение к ролевым играм из-за того, что считают их тупым симулятором зачистки подземелий. В самом деле, какой интерес может вызвать игра о бездумном убийстве десятков гоблинов? На это предубеждение зачастую работает и массовая культура, в которой настольные ролевые игры обычно представлены D&D… и да, той самой зачисткой подземелий. Полагаю, просто потому, что примитивный подход проще показать.

На деле же репертуар сюжетов ролевых игр не ограничен ничем. Воплощать в жизнь можно практически что угодно — от эпического приключения в духе «Властелина колец» до викторианского детектива в багровых тонах.
Перечислю некоторые наиболее известные:

Dungeons & Dragons – система самая старая и известная, рассчитанная на яркое приключение в мире фэнтези и больше всего похожая на компьютерные ролевые игры. Механика умеренно сложна, но без особых проблем постигается в ходе игры.

GURPS – одна из самых почитаемых систем, предлагающая правила несколько более простые, нежели D&D. Это система универсальная – то есть позволяющая проводить игру практически в любом сеттинге. GURPS основана на бесклассовой системе, завязанной на «перках» — достоинствах и недостатках персонажей, баланс которых позволяет получить уникальные, но при этом интересные фигуры. Именно она легла в основу первых частей игр серии Fallout.

World of Darkness (Мир тьмы) – про Vampire: The Masquerade слышали? Так вот, игра сделана по этой самой системе. Строго говоря, система так и называется. Современный мир, вампиры, оборотни и все такое прочее. Still a better love story than Twilight.

Pathfinder – система, созданная любителями старых редакций Dungeons & Dragons. По сути, то же самое D&D, но без звучного имени.

Lady Blackbird – простенькая игровая система, созданная для приключения в мире стимпанка. Из преимуществ – элементарные правила и возможность начать игру в кратчайшие сроки. Из недостатков – отсутствие глубины механики и настроя на долгие партии.

И многие другие, конечно же. Вниманием не обойден ни один известный сеттинг или вселенная. На просторах интернета можно без труда найти правила для игры в самых различных мирах, начиная от античной Греции и заканчивая Warhammer 40 000.

Мастер (ведущий) – главный человек в игре. Если вы оказались мастером – поздравляю, вы выполняете большую часть работы, а в случае чего все камни полетят именно в вас. Но зато именно мастер определяет ход игры, её сюжет, общий стиль.

Как правило, мастер придумывает и прописывает игровой мир, его персонажей, ситуации, с которыми столкнутся игроки. И, конечно же, главный сюжет. То, что проведет игроков через эти самые мир и ситуации. Если нет желания прописывать игру самостоятельно, можно взять уже готовые сценарии, счет которых сейчас идет на многие сотни. Найти среди них без труда можно и очень достойные.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
На мой взгляд, главный элемент игрового мира, без которого хорошая история никак не может получиться – это небанальные живые персонажи. NPC. Они должны не только обладать собственной ясной мотивацией, запоминающимися чертами и особенностями речи, но и не давать игрокам забывать, что те – только часть настоящего, подвижного мира, который живет по своим законам. Пусть NPC совершают самостоятельные действия, в чем-то опережают игроков, а то и действуют параллельно им – например, в виде конкурирующей группы приключенцев.

Также мастер – это игровой сервер. У него хранятся все данные по игре, он проводит проверки и осуществляет расчеты. Поэтому игровые мастера всегда держат под рукой тетрадь или компьютер – удержать все необходимые сведения в памяти обычному человеку не под силу.

Грубо говоря, мастер делает то же, что и разработчики в компьютерных играх. С той лишь разницей, что работать ему приходится исключительно с текстом, и корректировать ход игры можно прямо на месте, подстраиваясь под действия игроков.

Как несложно понять, мастер становится языком игры. Режиссером и сценаристом интерактивной пьесы, в которой игроки принимают участие. Поэтому ясность, чистота и образность речи для него – профессиональные требования. Ведущий со словарным запасом Эллочки Людоедки и влезающими в каждую паузу междометиями для игроков станет кровью ушей и скрежетом зубов.

Также мастеру просто необходимо обладать выдающейся эрудицией. Воспроизводя для игроков целый мир, он обязан быть немного историком, отчасти лингвистом, умеренно – географом, биологом и юристом. Да, и на дуде игрецом. Потому что если мастер, ведущий партию по подземелью, не видит разницы между сталактитом и сталагмитом, грош ему цена.

Но более всего – и я настаиваю на этом, — мастеру необходимо чувство меры. Жизненно важно видеть ту грань, за которой пасхалка превращается в фарс, забавная ситуация – в трэш, эпичность – в пошлый пафос. Игроки должны ощущать реальность мира. Только совершая действия во вселенной, которая кажется им правдоподобной, они ощущают вес и значение своих поступков, в полной мере принимают их последствия. Если игроки, просыпаясь поутру, убивают по несколько древних божеств, отправляются в поход на гигантском розовом единороге по имени Феррари, а финальным боссом оказывается Дарт Вейдер, никакой отдачи от партии они, скорее всего, не получат. Потому что за беспрестанным наплывом фарса не почувствуют себя на месте персонажей.

А чтобы после партии игроки расходились с ощущением, будто прошли через что-то выдающееся, получили новый игровой (и жизненный!) опыт, им необходимо вжиться в роль собственных персонажей, ощутить реальность их злоключений и поступков. И особенно — их последствий. Пусть игроки проникнутся симпатией или ненавистью к неигровым персонажам. Пусть свяжут свою судьбу с судьбой ордена, гильдии или семьи. А потом прямым следствием их поступков станут существенные перемены в игровом мире – орден распадется, гильдия обогатится, семья обретет вес и влияние. Только осознав себя деятельной частью мира, его созерцателями и конструкторами, игроки выйдут из-за стола с улыбкой до ушей. Или, в зависимости от итога, преисполнившись мрачной задумчивости. И это дорогого стоит.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
Чтобы вовлечь игроков в действие, я стараюсь как можно чаще обращаться к каждому из них индивидуально. Например, если кто-то благодаря своему классу, способностям или предыстории заметит примечательную деталь либо узнает старого знакомого, я сообщу ему об этом, передав закрытую записку. Такой информацией обладать будет только он – другие игроки не будут иметь о ней ни малейшего представления. А уж как поступившими сведениями распорядиться, игрок решает самостоятельно.

Как бы ни был важен мастер, игра без игроков всё равно окажется бестолковым театром шизофрении.

Казалось бы, спрос с игроков минимальный: создать персонажа, после чего попросту объявлять действия, которые вы бы совершили на его месте. Но всё, конечно, несколько сложнее. И гораздо интереснее.

Игрокам, как и мастеру, необходимо хорошо разбираться в правилах игры. Главное здесь даже не то, что так они будут действовать с большей эффективностью, — это позволит лучше понимать принцип работы мира. Поскольку истинный игровой мир, так сказать, Версия 0, существует исключительно в голове мастера, возможности действий персонажей, их природу и предел способностей описывают именно правила. Сможет ли персонаж забраться на дерево? Как долго получится продержаться без еды и питья? Какой эффект произведет разорвавшийся огненный шар?

Основная цель правил, то есть игровой механики, – не ограничить произвол мастера, а дать игрокам почву под ногами. Позволить им понять механизмы, приводящие в действие игровой мир.

Второй краеугольный камень для игрока – это отыгрыш, действие не от собственного лица, но от лица персонажа. Важно помнить, что хорошей игра получится только тогда, когда все её участники честно отыгрывают свои роли – не используют неигровые знания («да это не священник, это колдун – я у мастера в чарнике подглядел»), не ведут себя наперекор выбранному характеру («а давайте чтобы выкурить их, лес подожжем? Я друид, могу подпалить»), не путают отношения персонажей и игроков («Санек, нафига ты с переговорами полез, за убийство экспы больше дают»). Хорошим отыгрышем игроки смогут сделать интересной даже не самую лучшую кампанию.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
Хорошая идея – дать своему персонажу небольшой заскок, какую-нибудь запоминающуюся «фишку», которая его оживит и придаст индивидуального шарма. Например, мой паладин после каждого приключения писал проникновенное письмо домой. Натурально, возвращался в келью и диктовал: «Милый друг брат мой Лютер, пишу тебе с легким сердцем и добрым животом, надеюсь, что хорошо у вас так же, как и у нас, хотя пару дней назад, казалось бы, дело назревало препакостнейшее…»

Итак, вы собрали компанию для игры, определились, кто станет мастером, а кто — игроками, выбрали сеттинг и подходящую игровую систему.
А дальше всё зависит только от вас.

Правила подскажут, как начать и провести игру, в каком порядке осуществлять действия, когда потребуется кидать кубики, а когда можно обойтись одними лишь словами. Но результат целиком и полностью определяется энтузиазмом, талантом и способностями мастера и игроков.

Потому что цель игры – не подняться в уровнях, пройти квест или одолеть неприятеля. Цель – создать живую и увлекательную историю, к которой будет причастен каждый из сидящих за столом. Только тогда в игре будет достигнута победа.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле
Подсказка для мастера: если игроки не возражают, сделайте аудиозапись игры. Прослушайте запись во время дальней поездки или включите фоном при выполнении рутинных работ – это поможет по-новому взглянуть на прошедшую партию, отметить её достоинства и недостатки, а также выловить и искоренить назойливые слова-паразиты. Крайне полезная практика.

Если вы намерены играть по сети, вам пригодятся онлайн-сервисы, позволяющие создавать закрытые комнаты, бросать игровые кости и вести учет характеристик.

Достаточно широкий инструментарий предлагает сайт roll20.net (требуется регистрация).
Также в Steam можно найти полноценный симулятор игрового стола (на распродажах можно купить его за вполне пристойную цену).

Удачи в начинаниях!

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

D&D без бардов — как Бондиана без девиц. Всем бардов!

Источник

Подземелья и драконы (Dungeons and Dragons)

Настольная игра «Подземелья и драконы»

Об игре

Настольная игра Dungeons and Dragons (DnD, ДнД) выходит с семидесятых гг. 20 века. С 1997 года ее разработкой и выпуском занимается компания «Wizards of the Coast», популяризировавшая культовую игру «Magic: The Gathering».

DnD – настольно-ролевая игра по вымышленному миру фэнтезийного Средневековья по одному из сеттингов (специально созданных миров). В ее основе лежат довольно объемные правила. Многое, в том числе параметры персонажей, зависит от значений, выпавших на игральных костях.

В ходе игры по Dungeons and Dragons игроки осваивают «данжен», сражаются с чудовищами, стараются не попасть в расставленные ловушки, выполнить миссию по, допустим, поиску артефакта. Такую игру можно пройти за час-другой. Именно под такую базу выпускаются настольные наборы, имитирующие игровые локации.

В более сложном, но более распространенном случае сюжет нелинейный, игрокам приходится полагаться не только на свою удачу при броске кубиков, но и на умение вжиться в роль, строить социальные связи внутри игры, много думать перед тем, как что-то сделать.

Игра практически бесконечна. Можно собраться на один вечер, провести одну короткую сессию, пройти простую миссию и разойтись. Время вы проведете неплохо, но персонажа развить не успеете. Фанаты водят одну игру месяцами, годами, прокачивая персонажей, исследуя мир, наслаждаясь приключениями.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Цель игры

Упрощенно, цель игры – достичь сердца подземелья, выполнить миссию и получить очки опыта. Конечно, можно как в компьютерной игре создать персонажа из ряда параметров, механически двигаться вперед, рубя врагов, и в конце концов дойти. Многие любят играть именно так.

Но самая вкусная изюминка не в этом, а в возможности действительно с нуля сочинить персонажа, будто в книге, – с характером, привычками, прошлым. И пусть ему предстоит пройти обычные сценарии, игрок, вжившись в роль, на время станет не простым бросателем кубиков, а частью увлекательной истории, которую во многом будет писать он сам. Отыгрыш – важнейшая часть ролевых игр, для большинства цель «D&D» именно в самой игре, а не в победе.

Материалы

Сказать, что материалов, связанных с DnD, много – не сказать ничего. Только книги правил по Dungeons and Dragons исчисляются десятками. Базовые в каждой редакции – книга игрока («Player’s Handbook»), книга ведущего («Dungeon Master’s Guide») «монстрятник» («Monster Manual», книга, где описаны пресловутые драконы и прочие чудовища). Есть дополнительные книги с заклинаниями, навыками, новыми классами, вещами, сюжетами для игры, советами по тактике, артбуки, многое другое. Они разные для разных редакций. Написаны многочисленные статьи по Dungeons and Dragons, на форумах игроки и Мастера делятся опытом.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Упаковка, дизайн, локализация

Говорить о конкретной упаковке можно только в отношении нескольких игр, выпускающихся готовыми комплектами. Как, например, «Легенда о Дзирте» или «Замок Ревенлофт», где спуститься в пещеры или обследовать подземелье можно с комфортом и минимальными усилиями – все уже готово для вас, осталось только собрать игровое поле и выбрать персонажа.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

В большинстве же случаев DnD – игра из серии «Собери сам». Книги правил, миниатюры, игровые поля, наборы кубиков, экран, отгораживающий Мастера от других игроков – все приобретается по отдельности.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Комплектация

В «коробочной» версии можно найти много интересного. Вот, к примеру, комплектация игры «The Legend of Drizzt»: 40 пластиковых фигурок героев и монстров, 32 плитки обычных подземелий, 22 плитки окончания подземелий, 1 начальная плитка подземелий, 200 карт, 10 маркеров состояния, 72 жетона опыта, 12 жетонов опыта монстров, 16 жетонов героев и монстров, 12 жетонов времени и сокровищ, жетоны дуэлей, лагеря, ударов, нападений и прочего, двадцатигранный кубик, книга сценариев, правила игры.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Этого достаточно, чтобы сыграть не одну партию в компании от 2 до 5 человек.

В остальных случаях понадобятся: кубики (четырех-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати- и двадцатигранный), они продаются готовыми наборами, листы персонажей (можно распечатать или написать от руки), книги правил (хотя бы базовая).

Дополнительно можно приобрести или сделать миниатюры персонажей и монстров, игровое поле для более удобного проведения боев (они пошаговые), красивый экран для Мастера (хотя он может отгородить свои запись какой-нибудь большой книжкой).

В особо запущенных случаях, если правила уже выучены наизусть, можно использоватьтолько несколько листочков в клеточку, карандаш, а для бросков кубиков скачать специальное приложение для смартфона.

Количество игроков

Минимальное количество играющих – два человека, ведущий и собственно игрок. Но как правило игроки («партия») идут компаниями по три-четыре человека, так намного интереснее и эффективнее. Возможно и большее количество, но это усложняет геймплей.

Непременный участник игры – ведущий, он же Хранитель Подземелий, он же, Dungeon Master, ДМ или просто Мастер. В его задачу входит провести игроков сквозь историю к финалу.

Как играть в «Подземелья и драконы»

Правила Dungeons and Dragons для новичка могут показаться очень сложными. Впрочем, так оно и есть – их тонкостям посвящены десятки книг на сотни страниц каждая. Но это для настоящих фанатов, а любителям просто приятно провести вечер, не сильно напрягаясь, хватит и базовой книги правил по одной из последних редакций системы.

К тому же правила на русском языке не всегда можно достать, что создает дополнительные препятствия (но и дополнительный стимул выучить английский ради любимой игры). В частности это привело к тому, что многие игроки общаются на внутреннем сленге из исковерканных английских названий – и прекрасно понимают друг друга.

Мастер зачастую не использует стандартные сценарии, а придумывает собственные истории, которые предстоит пройти игрокам. Причем больше ценятся истории с вариабельным развитием событий, зависящим не только от воли Мастера, но и от решения других участников поступить так или иначе. Конечно, некоторые ведут строго по одной дорожке (так называемым «рельсам»), но такое игроки часто не любят. «Рельсы» хороши для начинающих или тех, кому лень включать фантазию для отыгрыша персонажа.

Правила

На русском языке найти опубликованные книги правил невозможно. Придется пользоваться книгами на английском или искать в сети частные переводы. Но для прохождения игры правила все же изучить придется, причем заранее – неприятно, когда процесс тормозится на самом интересном месте, потому что нужно что-то срочно уточнить.

Основные моменты правил

Одно из основных правил – Мастер всегда прав. Именно он ведет сюжет и решает, что сейчас произойдет.

Отыгрыш не менее важен, чем механика. Можно строить отношения с другими членами отряда, с неигровыми персонажами, за которых говорит ДМ, проявлять характер, рассуждать, не просто махать мечом.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Очки опыта (XP, «экспа») начисляются за удачно выполненную миссию, за убитых врагов, по усмотрению Мастера – за хороший отыгрыш. Чтобы достичь каждого последующего уровня («левела») необходимо все больше очков. Игроки начинают на 1 уровне, максимум, чего они могут добиться, – 20 уровень.

Механика

В 2000-м году вышла третья редакция DnD, и в ее основу легла система d20, действующая по сегодняшний день. Ключевым объектом, от которого буквально зависят судьбы персонажей, стала двадцатигранная игральная кость. Правильный икосаэдр стал символом игры, а стремление выбросить «двадцатку» – заветным желанием игроков.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

В первую очередь кубик («дайс») катается при проверке навыков и в бою. В правилах подробно расписано, какие кубики в каком случае игрок катает, какие применяются штрафы и бонусы. На итоговый результат также влияют параметры персонажа. Кстати, они тоже выбрасываются на кубиках в начале игры, а не стоят по умолчанию.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Результаты зависят, по сути, от трех факторов: грамотной тактики отдельного игрока и всей команды («партии»), поведения персонажа, описываемое игроком, и везения, потому что предсказать, что выпадет на кубике, невозможно, даже если вы играете за мага-прорицателя.

Атрибуты персонажей

У всех героев есть обязательный набор атрибутов, отражающий их физические и ментальные данные. Это сила, ловкость, выносливость и интеллект, мудрость, обаяние (харизма). Их «выбрасывают» на этапе создания («генерёжки») персонажа на трех шестигранниках. Шесть результатов (максимальный – 18) распределяются между атрибутами по усмотрению игрока.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Кроме того, есть расовые бонусы и штрафы на атрибуты, которые плюсуются или вычитаются из результатов броска. В частности, поэтому расу и атрибуты необходимо учитывать при выборе класса.

Атрибуты очень медленно, но растут в течение игры, поэтому изначально разносить их можно с заделом на будущее.

Отдельно идут очки жизни (hit points, «хиты»). Они зависят от уровня, класса и выносливости.

Классы

Файтер, клирик, вор и маг – классический, достаточно сбалансированный состав партии, который можно собрать, независимо от редакции игры. Но фактически комплект может быть совершенно любой. Можно сделать добрых героев, можно злых, можно тех, кто предпочитает соблюдать нейтралитет в любой ситуации.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Для примера приведем базовые классы, которые доступны к выбору в игре Dungeons and Dragons 3,5, вышедшей пятнадцать лет назад, наиболее удачной и популярной.

Перечень основных классов

Если игроку тесно в рамках базового класса, он может взять несколько классов, хоть по одному на каждый уровень, и получить мультиклассового персонажа. Но стоит учитывать, что мультикласс накладывает штрафы на получение очков опыта («экспы»).

Существуют престиж-классы с особыми способностями. Чтобы их получить, необходимо выполнить ряд условий.

Навыки

Особые навыки («фиты») – «фишки» персонажей, присущие им лично или их классу. Например, если у воина есть навык Рассечение и он на этом ходу убивает противника, то может атаковать еще одного врага.

Новые навыки приобретаются раз в несколько уровней, но у разных классов есть бонусные «фиты».

Умения

Умения («скилы») улучшаются с каждым уровнем. Их количество зависит от класса и бонуса интеллекта – от верховой езды и умения красться до навыка чтения магических свитков и ведения дипломатических переговоров.

Спасброски

В тех случаях, когда персонажу необходимо защититься от каких-либо негативных эффектов, нужно сделать спасбросок. Их три вида, и они зависят от класса, уровня и соответствующих атрибутов.

Рефлексы – мгновенная реакция. Нужны, например, при уклонении от взрывов, сработавших ловушек. Улучшаются за счет хорошей ловкости.

Стойкость – важный показатель здоровья. От нее зависит сопротивление болезням, ядам, сложным погодным условиям и перегрузкам. Чем выше выносливость, тем лучше стойкость.

Воля – сопротивляемость разума внушениям, обычным и магическим. Сильная воля у игроков с высокой мудростью.

Магия

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Магию в системе DnD можно применять по-разному. Если того не требует антураж, то маг не нуждается ни в энергии душ, ни в начертании пентаграмм.

Сила заклинаний зависит от уровня персонажа, от уровня самого заклинания и атрибута, отвечающего за колдовство. Он разный у разных классов: интеллект, мудрость, харизма.

В спокойной обстановке колдовать можно без спешки. В ближнем бою колдовать намного сложнее, на персонажа накладывается штраф, и заклинание может не получиться.

Магические предметы

Помимо заклинаний, существуют магические предметы: артефакты, свитки, волшебные палочки, зелья.

Зельями может пользоваться любой персонаж, который может открыть пробку и влить содержимое бутылочки себе или другому персонажу в рот. Наиболее популярны зелья лечения, их можно применять даже в бою.

Свитки пишутся магами, содержат одноразовое заклинание. Тот, кто умеет читать магию (имеет соответствующее умение), может их использовать наравне с волшебниками.

Волшебными палочками и посохами орудуют маги и персонажи, обладающие умением Использование магических предметов. Палочки несут по 50 зарядов одного заклинания. Посохи могут вместить несколько разных заклинаний, их можно перезаряжать.

Остальные магические вещи действуют индивидуально. Например, какой-то артефакт будет работать, только если собрать все его части воедино.

Монстры

Монстры в игре есть на любой вкус, цвет, размер. От крыс до драконов. Со сверхспособностями и без них. Только в основном справочнике по монстрам в 3,5 редакции более двух сотен тварей.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Чем сильнее монстр, тем больше очков опыта за него дают – но тем выше шанс погибнуть в бою. Уровень монстра, с которым партия приключенцев столкнется, зависит от уровня персонажей и доброты Мастера. Кстати, далеко не со всеми чудищами стоит лезть драться – иногда нужно подумать, отступить или посовещаться, и одолеть противника каким-нибудь хитрым приемом. Или монстры могут оказаться вполне разумными, с ними получится договориться.

dungeons and dragons поле. Смотреть фото dungeons and dragons поле. Смотреть картинку dungeons and dragons поле. Картинка про dungeons and dragons поле. Фото dungeons and dragons поле

Неплохо помогает находить уязвимые точки врага умение Знания (их несколько видов). Например, знаток подземелий наверняка слышал о бихолдерах, а опытный рейнджер категорически посоветует не связываться с троллем, если у вас нет с собой алхимического огня.

Вердикт

Если вы все еще слабо представляете прохождение игры, то посмотрите в Интернете видео, на котором играют в Dungeons and Dragons. Некоторые считают любителей ДнД фриками, но попробуйте погрузиться в игру по-настоящему, чтобы понять, каково это.

Геймплей

Игра начинается с создания персонажей, прописывания всех их параметров, а также расы, класса, мировоззрения, имени, возраста и квенты (предыстории).

Выпили пару кружек пива в трактире – бросьте спасбросок по Стойкости, а то вдруг война, а вы пьяный. Пытаетесь выведать у официантки, какие новости в деревне, – бросок на общение или сбор информации.

В бою можно атаковать, защищаться, колдовать. Каждое действие требует броска «двадцатки» – чем выше выпавшее значение, тем лучше результат.

После боя следует дележ трофеев и выдача Мастером «экспы».

ДМ ведет персонажей по истории к завершению миссии, обычно полученной в самом начале. Как правило, длительное приключение разбито на множество небольших заданий («квестов»).

Игра заканчивается после завершения сюжета. Впрочем, это не мешает Мастеру придумать для «прокачанной» партии новый.

Кому понравятся «Подземелья и драконы»

Попробовать поиграть в ДнД непременно стоит любителям компьютерных игр, основанных на этой системе: Baldur’s Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights, Planescape: Torment, MMORPG Dungeons & Dragons Online.

Погрузиться в мир смогут те, кому нравятся книги о фэнтезийном средневековье, с эльфами, гномами, волшебниками, воинами.

Неплохим подспорьем для начинающего писателя станет роль Мастера – он получит возможность вживую моделировать историю.

Конечно, ролевикам и реконструкторам, которых непогода разогнала по домам.

Игра увлечет тех, кому некуда девать неуемную фантазию и тех. кто всегда хотел попробовать себя в роли актера.

Дополнительные материалы

Существуют различные версии игры Dungeons & Dragons, выпущенные в течение сорока с лишним лет.

Впервые правила DnD были опубликованы в тематических журналах в 1974 году. Игру создали на базе варгейма «Chainmail». Первая редакция – самая простая.

В 1977 вышло второе издание – Dungeons & Dragons Basic Set, в отдельной коробке. В последующие годы выходили дополнительные книги и сеты.

Advanced Dungeons & Dragons (AD&D) – более сложная версия игры, впервые вышедшая также в 1977 году. Правила были собраны в трех книгах. В 1989 появилась исправленная и дополненная вторая редакция также в трех томах – Player’s Handbook (PHB), Dungeon Master’s Guide (DMG) и Monster Manual (MM).

В 2000 году новый владелец бренда Wizards of the Coast выпустили третью редакцию D&D. Она радикально отличалась от предыдущих, обладала большей игровой гибкостью, улучшенной механикой. В ней впервые была применена система d20. Через три года к игре вышли исправления и расширения, и система с ними вместе получила имя D&D 3,5.

В 2007 году издатели приступили к разработке новой, четвертой, редакции – Dungeons and Dragons 4. Были внесены существенные изменения в механику, в систему классов и представлен новый игровой мир. Издание больше приглянулось тем, кто делает акцент на боевке, а не на отыгрыше, и в целом среди фанатов проект был признан неудачным и не сбалансированным.

Поэтому вслед за ним последовало пятое издание настольной игры. Пока оно находится в работе, и поклонникам доступна только урезанная версия базовых правил, которую можно сказать на официальном сайте издателя. Помимо D&D 5 была анонсирована D&D Adventure League.

«Подземелья и драконы» – не просто игра. Это огромный пласт культуры, это тысячи последователей и увлекательные приключения в мире фэнтези.

Скажите пару слов в комментариях и в соцсетях (группы Вконтакте, Одноклассники)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *