дома на загородном проспекте
sasha_lotus
Старость меня дома не застанет!
Фоторассказы о путешествиях, стрит-арт и мысли вслух
Копил, строил, а пожить толком и не успел
Скоропостижная кончина, непредвиденные обстоятельства и иные превратности судьбы порою ставят крест на долго вынашиваемых и реализуемых проектах, пожинать плоды успеха автор фактически не успевает. Купец Дехтеринский развивал бизнес, откладывал по копеечке, а построив шикарный доходный дом, прожил в нём от силы год или два.
Сначала, прежде чем станем в деталях рассматривать лепнину и метлахскую плитку в парадной, из уважения к бывшему хозяину и ради исторической справки предлагаю читателю краткий экскурс, как же появилось на Загородном проспекте столь выдающееся с архитектурной и чисто эстетической точки зрения здание. Купец А.В. Дехтеринский начал свой бизнес ещё в 1850х годах и держал инструментальную лавку в Апраксином дворе, помышляя не только со временем расширить своё дело и открыть ещё несколько точек по продаже металлических инструментов, но и скопить достаточное состояние, чтобы не переезжать с места на место, а построить свой доходный дом.
Копейка за копейкой, рубль за рублём в копилку, сейф или к жене и дочерям в чулки и под матрас, к 1881му году Дехтеринский скопил внушительную сумму, чтобы архитектор А.Л. Гольм перестроил под его вкус уже существовавшее здание на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. В те годы данный участок носил номер 24 и принадлежал сначала Департаменту податей и сборов, а затем в здании квартировало Русское музыкальное общество.
При входе в парадную, аккуратно отодвинув коврик, сразу видим потускневшее, затёртое, местами потрескавшееся, но в целом, неплохо сохранившееся с года постройки плиточное панно с растительным орнаментом.
Центральное место на многих барельефах, карнизах и десюдепортах парадной занимает портрет богини Геры в диадеме, считавшейся в древнегреческой мифологии покровительницей не только брака и материнства, но и обеспечивавшей плодородие земли.
Тем занятнее видеть маски сатиров, пусть и считающихся демонами плодородия, но ведущих довольно распутный образ жизни, охотясь в пьяном состоянии за нимфами. О распутстве купец Дехтеринский, у которого было аж 6 дочерей, вряд ли помышлял.
В парадной снимали сцены из двух фильмов: «Счастливые дни» и «Три женщины Достоевского». При съемках второго на лестничной клетке третьего этажа и установили на изящной кованой тумбе на сохранившемся пилоне газовый фонарь, оставив его после съемок. Кадры с фонарём распространились по сети, и парадную доходного дома Дехтеринского стали для простоты называть «парадная с фонарём».
Сейчас фонарь сняли жильцы и хранят в одной из квартир, оставив только пилон, что не мешает барышням в винтажных нарядах устраивать в интерьерах парадной лестницы оригинальные фотосессии. Одну такую я как раз застал в процессе исследования парадной.
Лестничные площадки, куда выходит лифт, оформлены арками и нишами, украшенными теми же барочными раковинами. Историки заверяют, что раньше в нишах стояли статуи. За советские годы всё пропало в неизвестном направлении.
В рустованных стенах выделяются стройные ряды встроенных пирамидок, выглядящих словно кованые заклёпки на массивных крепостных воротах.
18.
Весна и лето не за горами, а тогда бродить по парадным и ловить свет внутри гораздо приятнее. Поджидаю хорошей погоды, чтобы отправиться с заготовленным списком по нескольким адресам. Keep it locked!
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Доходный дом А. В. Дехтеринского.Неповторимые парадные.
Его владелец Александр Дехтеринский был купцом 2 гильдии, держал в Апраксином дворе лавку с инструментами.
Однако в своём шикарном доме, на который он копил долгие годы, ему довелось пожить недолго. Через несколько лет после новоселья он умер.
Неплохо сохранилась парадная этого дома.
На площадках в парадном сохранилась старинная узорчатая плитка – на разных этажах рисунок отличается
Метлахская плитка у входной двери.
Стены и потолки украшены лепниной, арками, медальонами с буквой «Д» и нишами. В последних когда-то располагались статуи, до наших дней не сохранившиеся.
На одном из лестничных пролётов на перилах установлен газовый фонарь. Он появился здесь при съёмках фильма «Три женщины Достоевского» да так и остался.
Во многом интерьер парадного – целый пласт бытовой истории дореволюционного времени. Например, возле многих дверей сохранились механические звонки, можно даже разглядеть надписи на них «прошу повернуть». При движении ручки в квартире хозяев раздавалось жужжание
Ещё один «секрет» – дополнительная дверь на каждой площадке, не ведущая в комнаты. Это уборные, которые не принято было помещать в самих квартирах. Поэтому в случае нужды хозяевам приходилось выходить на лестницу.
В советские годы огромные квартиры были коммунальными, в них жили в основном представители интеллигенции – преподаватели, врачи и т.д.
Фото К. Буллы. 1910-е гг.
Слева Собор Введения во Храм
Пресвятой Богородицы.
Фото 1900-х гг.
На фотографии виден
участок дома 45.
Фото из ЕИСТ-2002
(между 1999 и 2001)
(добавил Виктор М)
Фото К. Буллы. 1910-е гг.
(добавил Nezoist )
* Вид на Загородный проспект с перекрестка Гороховой улицы и Загородного проспекта. 1993 г.
Фото дома до реставрации.
На дореволюционной фотографии видна изящная башенка на углудома, а на современной ее нет. В 1980-х гг. произошел пожар внутри башенки и ее демонтировали. В этом доме «чудовищные» коммунальные квартиры. Мой школьный товарищ проживал в одной из них. У них была квартира внутри квартиры- 4 большие комнаты со своим коридором, но без кухни\туалета\ванной. Собственно коммунальынй коридор казался мне бесконечным. Единственный туалет имел окно, выходившее в настоящий двор- колодец. ( kirillmix )
1870-е на этом месте стооял дом, в котором жил архитектор В. Р. Курзанов
(Список членов С-Петербургского общества архитекторов на 01. 01. 1878 г. журнал «Зодчий» N 6 от 05. 02. 1878)
кладбище Новодевичье, могила утрачена; АХ (1868), академик архитектуры 1887.
(ВПб на 1908. O. III. C. 604, на 1909. С. 784, на 1910. С. 784, на 1911. С. 887, на 1912. С. 895)
Константин Иванович Тихомиров (25. 12. 1848. Витебск 01. 08. 1913. С-Петербург),
кладбище Смоленское православное; СУ (1873)
Фасад со стороны
Большого Казачьего пер.
1914: Фотографии.Ришпен Влад. Иос. Загородн. 45-13 (ВПг на 1914 О. II С. 1487)
1953: Артель «Метбытремонт» Фрунзенскотго района с 1 декабря 1953 года переименована в артель»Металлист».
— Загородный пр., 45/13 (Бюллетень Ленгорисполкома, № 2, 1954).
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» ( 112 )
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.
Вид с верхнего
этажа.
Переход на черную
лестницу
Парадная
лестница №3
Телефонный справочник 1951 года
Артель «Метбытремонт» (МБР) Фрунзенского района (пер.Ильича,13)
После переименования Артель «Металлист» (Загородный пр.45/пер.Ильича.13)
Это же надо, какой красавец дом был, даже маркизы здесь к лицу.
Если только Газпром закончит с мостовыми и начнёт программу восстановления башен и шпилей.
Документ 24
Письмо Е. А. Старк-Гаусской И. А. Андреенко, 8 марта 1942 г.
Уважаемый т. Андреенко!
Почему у Ваших работников т сети рожи красные и сытые, как клеймо Каина?
И справки не надо, где служат — либо в столовой, либо в магазине или очаге!
Почему мне нет такого счастья! Эти бабы воровки без стыда и чести спасутся, а мы интеллигентки и ученые погибнем. А ведь мы то честные. Вот хотя бы я. Крошки не украду. Устройте меня на хлебозавод на Лиговке или в булочной на Загородном.
Я — актриса, меня с восторгом слушали и любили. Даже Шапошников до утра слушал меня.
Трибуц мне хлопал в Кронштадте, а теперь я гибну на разборке дома, где мне с моими силами и навыком. Дайте мне возможность поправиться. Покушать хлебца!
Меня Ваши торговки всю обобрали за кило хлеба, за бидон супу.
Смотрите, как они бросают хлеб на весы! Лошади легче шагают. Издайте закон и повесьте в булочных, чтобы хлеб на весы не кидали, а клали тихо — иначе тюрьма.
Вешайте, бейте этих воровок. Они уже озолотели.
Пришлите ко мне человека с направлением на работу.
Дорогой товарищ! Чем уж я виновата, что потеряла вид, а голос звучит как никогда. Муж мой в армии. Помогите мне! Помогите и мне жить. Ведь у меня есть еще много знаний, которые пригодятся после войны. А Ваши продавщицы могут только мыть полы. Дайте же спастись мне во имя будущего.
Артистка эстрады Е. А. Гаусская-Старк.
Загородный 45/13, кв. 21. Ход с Ильина 2 этаж.
Подлинник. Там же. Л. 92—92 об.
Документ 25
Письмо Е. А. Старк-Гаусской И. А. Андреенко, март 1942 г.
История осудит и опозорит Вас за то, что Вы живете и работаете сегодняшним днем!
Посмотрите, что Вы сделали с Городом — Вы разделили его на две части: снабженцы-нарпитовцы, жирные, красные, наглые, бесстыдные и МЫ — голодные, умершие или умирающие.
Не думайте, что писатели через два-три года пощадят Вас. Это сейчас молчат. Гоните, гоните в шею Вашу разжиревшую клику-касту и дайте эти места, эту работу нам Голодным.
Мы справимся получше! Хитрость не большая! А жирных пошлите-ка воевать или погибать на иждивенческих, как мы, пайках.
Я человек с талантом, знанием языков вою от голода, а рядом бабы, им только полы мыть, работают в яслях, молочком захлебываются.
Эй, Вы! Откройте глаза. Ведь у Ваших-то снабженцев-нарпитовцев целая система грабежа.
Гоните их всех. Поцарствовали и будет! Время наше, голодные должны стать у власти. Позовите меня и я покажу Вам десятки этих божков-пособников Гитлера.
Почаще встречайтесь со страшными худыми, а то на обед и то жирные и жены снабженцев к Вам попали, как у нас со двора активистка, муж снабженец, дочь в столовой, а ей, дьяволу, от Вас благодарность.
Старк-Гаусская Екатерина Андреевна.
Загородный 45/13, кв. 21
Примечание: «т. Китинов. Расследуйте с выездом на месте. Андреенко».
Загородный проспект (Санкт-Петербург)
За́городный проспе́кт — крупная магистраль в центре Санкт-Петербурга. Проходит от Владимирской площади до Московского проспекта.
Большая загородная дорога появилась в начале 1730-х годов на месте старинной пешеходной тропы, ведущей к Екатерингофу. Загородной она называлась, поскольку в первой половине XVIII века, когда южная граница города проходила по Фонтанке, прилегающие территории были загородными. Официальное название было учреждено в 1739 году Комиссией о Санкт-Петербургском строении.
Содержание
История и достопримечательности
Слобода Лейб-гвардии Семёновского полка
Почти одновременно с возникновением дороги, большой участок слева от нее был отведен Семёновскому полку. Слобода эта называлась в народе Семенцы и занимала пространство, между нынешними Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Обуховским (ныне Московским) проспектом. От будущего Загородного проспекта прорубили просеки, ставшие позже проездами, а затем улицами. Вдоль них появились деревянные казармы и дома для офицеров. Около ста лет проезды именовались линиями с номерами по номерам рот (с 1-й по 5-ю и 7-я, так как проезд в расположении 6-й роты: нынешняя Бронницкая улица, — назывался по полковому госпиталю — Госпитальной улицей). В 1858 году все эти улицы были названы по уездным городам Московской губернии, а в городском обиходе появилось мнемоническое правило для запоминания их порядка: «Разве можно верить пустым словам балерины» (Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская и Бронницкая).
В 1798—1800 годах по Загородному проспекту и прилегающим улицам были построены каменные казармы (архитекторы Ф. И. Волков, Ф. И. Демерцов). Казармы неоднократно перестраивались на протяжении XIX — начала XX веков, но некоторые корпуса, хотя и в изменённом виде, существуют и в наши дни (например, офицерский дом, расположенный по адресу Загородный пр., дом № 54). По общему плану, разработанному Ф. И. Волковым и Ф. И. Демерцовым, все военные здания образовывали компактное каре вокруг плац-парада.
Плац Семёновского полка занимал обширное пространство между современными Загородным проспектом, Звенигородской и Бронницкой улицами и Обводным каналом. В отечественной истории Семёновский плац известен не только, как место для учений Семёновского и квартировавших по-соседству лейб-гвардии Егерского и Московского полков, но и как место казни «Петрашевцев» 22 декабря 1849 года. (В последний момент смертная казнь была заменена каторжными работами.) 3 (15) апреля 1881 года на плацу повесили «Народовольцев» — участников покушения на Александра II : А. И. Желябова, С. Л. Перовскую, Н. И. Кибальчича, Т. М. Михайлова, Н. И. Рысакова.
В 1880-х годах бывший плац Семёновского полка перешёл к Обществу рысистого коннозаводства и до 1940 года там размещался ипподром. С 1884 года здесь проводились соревнования велосипедистов, а в 1893 году прошёл первый в Петербурге футбольный матч. Во время войны на территории бывшего Семёновского плаца располагались подразделения зенитчиков. После войны пустырь был благоустроен и в 1962 году было открыто новое здание Театра Юного Зрителя (ТЮЗ) (арх. А. В. Жук). С сентября 1962 года пространство между улицей Марата и Загородным проспектом называется Пионерская площадь.
Пять углов
Загородный проспект вместе с улицей Рубинштейна, Разъезжей, и улицей Ломоносова (бывший Чернышев переулок) образуют перекресток, называемый Пять углов.
Угол Загородного и Рубинштейна (Загородный проспект, 11) представлен большим доходым домом с башней, построенном в 1913 году по проекту А. Л. Лишневского. Дом является архитектурной доминантой перекрестка и одним из знаковых символов города.
Дом № 18 по Загородному проспекту — дом В. П. Капниста (1790-е годы).
В дом на углу Загородного проспекта и Чернышева переулка (ул. Ломоносова) (Загородный проспект 13/15) в 1800 году было переведено Коммерческое училище. Это было первое в России торговое учебное заведение для купеческих детей. Оно было основано в Москве П. А. Демидовым в 1782 году при воспитательном доме и переведено в Санкт-Петербург по инициативе императрицы Марии Федоровны и просуществовало у Пяти углов до конца XIX века, после чего занимаемый им дом стал жилым.
Витебский вокзал
На участке по адресу Загородный проспект дом № 52 находится Витебский (бывший Царскосельский) вокзал. Царскосельский вокзал — первый железнодорожный вокзал первой российской железной дороги. Макет поезда с паровозом «Проворный», отправлявшегося отсюда в 1837 году установлен на Витебском вокзале в 1987 году. Современное здание вокзала (1902—1904 годы архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш) является памятником Петербургского модерна.
Музеи
Загородный, дом № 28 — Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (1844—1908) — филиал музея театрального и музыкального искусства. Расположен в дворовом флигеле в квартире, занимаемой Н. А. Римским-Корсаковым с 1893 года по 1908 год. Здесь были созданы большинство из его знаменитых опер, в том числе: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Золотой петушок». После смерти композитора подлинные предметы обстановки были сохранены его потомками. Мемориальный музей был открыт по их же инициативе 27 декабря 1971 года. По подлинности интерьеров музей по праву стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России. В музыкальном зале музея устраиваются лекции и концерты.
Лазаретный пер.,дом № 2 — Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Основан в 1942 году в Москве и переведён в Ленинград 1945 году. Он расположен в здании бывшего госпиталя Семёновского полка. Здание является архитектурным памятником конца XVIII века. Реконструировано в 1946—1951 годах по проекту арх. Б. Н. Журавлёва и И. М. Чайко. На фасаде между колоннами установлены скульптурные портреты выдающихся деятелей отечественной медицины Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова, 3. П. Соловьёва, Н. Н. Бурденко.
Памятные места
В 1980-х годах годах дом был запланирован к сносу в ходе подготовки строительства станции метро «Владимирская-2» («Достоевская»). Однако, в результате всплеска общественного возмущения, «дом Дельвига» — один из символов пушкинского Петербурга, удалось отстоять. Власти пришлось отступить и метростроители изыскали возможности построить станцию, не разрушая историческое здание. Вот как описывает тогдашние события один из активных членов образовавшейся для сохранения памятника группы «Спасение», Алексей Ковалев:
Кампания по защите дома Дельвига продолжалась ровно месяц. Мы сумели организовать несколько статей в газете «Смена», передачи по радио, на телевидении (в частности, популярный тогда «Телекурьер»), опубликовать письмо за подписями сотрудников Пушкинского дома в «Литературной газете» (как раз в этом доме Дельвиг основал и издавал «Литературную газету»), собрать тысячи подписей, провести контрэкспертизу здания, собрать исчерпывающую информацию о проекте и состоянии дома, о его истории, наладить связь с Министерствами культуры РСФСР и СССР, и, наконец, провести 19 октября, в лицейскую годовщину, праздник-митинг на Владимирской площади, а также кампанию по отправке писем в ЦК КПСС о незаконных действиях ленинградских властей. В результате 22 октября главный архитектор города С. И. Соколов и начальник ГИОП И. П. Саутов на пресс-конференции объявили о принципиальном решении сохранить здание. [2]
Кроме дома у Владимирской площади, на Загородном существует еще один «Дельвиговский адрес» — дом Кувшинникова (участок дома 3).
Загородный, дом № 22. В этом доме в 1864—1878 годах жил С. П. Боткин (1832—1889) — выдающийся врач-терапевт и общественный деятель. В его доме устраивались так называемые «боткинские субботы», собиравшие деятелей науки, литераторов, музыкантов, художников.
Введенский сад, расположенный между домами 45 и 47 был разбит в 1865 году. Дважды перепланирован: в 1886 году (И. П. Визе) и в 1927—1928 годах (Р. Ф. Катцер). На территории сада сохранился фонтан и фундамент снесенного в 1932 году Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка (арх. К. А. Тон).
Композиторы на Загородном проспекте.
Другие здания
Памятники
Транспорт
По всему проспекту проходит троллейбусная линия, а на участке от Звенигородской улицы до Московского проспекта — трамвайная.
См. также
Загородный проспект пересекает или граничит со следующими проспектами, улицами и переулками:
Загородный проспект граничит со следующими площадями:
Литература
Ссылки
Примечания
Витебская • Пионерская • Семёновская • Технологическая
МО Адмиралтейского района: Коломна | Сенной округ | Адмиралтейский округ | Семёновский | Измайловское | Екатерингофский
МО Центрального района: Дворцовый округ | № 78 | Литейный округ | Смольнинское | Лиговка-Ямская | Владимирский округ
Полезное
Смотреть что такое «Загородный проспект (Санкт-Петербург)» в других словарях:
Лермонтовский проспект (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°55′00.15″ с. ш. 30°17′50.33″ в. д. / 59.91671° с. ш. 30.297316° в.  … Википедия
Московский проспект (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°53′07″ с. ш. 30°19′11″ в. д. / 59.885278° с. ш. 30.319722° в. д … Википедия
Троицкий проспект (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°54′56.98″ с. ш. 30°18′11.12″ в. д. / 59.915829° с. ш. 30.303089° в. д.& … Википедия
Загородный проспект (Петербург) — Загородный проспект Санкт Петербург Общая информация Район города Адмиралтейский Прежние названия Большая загородная дорога, Загородный проспект Ближайшие станции метро «Владимирская», «Достоевская», «Пушкинская», «Технологический институт»,… … Википедия
Загородный проспект — Санкт Петербург Общая информация Район города Адмиралтейский Прежние названия Большая загородная дорога, Загородный проспект Ближайшие станции метро «Владимирская», «Достоевская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Звенигородская» … Википедия
Загородный проспект — между Владимирской площадью и Московским проспектом. Возник в 1730 х гг. за чертой города (отсюда название). Со второй половины XVIII в. застраивался каменными домами (дома 8, 15, 32). В 1829 1831 сооружено здание Технологического института … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Санкт-Петербург-Витебский — О Витебском вокзале в городе Невеле смотрите Невель 2 (станция) Станция Санкт Петербург Витебский Октябрьская железная дорога Дата открытия 1837 год … Википедия
Санкт-Петербург-Витебский (станция) — О Витебском вокзале в городе Невеле смотрите Невель 2 (станция) Станция Санкт Петербург Витебский Октябрьская железная дорога Дата открытия 1837 год … Википедия
Санкт-Петербург — Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия