дикая rajceti в поле
Теория «Дикого поля» больше не работает. Или о чём нам «молчат» скифские курганы.
Пишу то, что помню из детства, то, что не сотрётся из памяти никогда. Ибо мне посчастливилось родиться в Таврии, в Запорожье, на земле, где словосочетание «скифский курган» знал каждый детсадовец.
Историей наших предков, скифов, мы занимались и все 10 лет в школе. И слава Богу, что тогда встречались такие подвижники, как учитель истории СШ №5 г. Токмака Бредихина Людмила Викторовна.
На раскопки мы ездили с первого класса. Объяснение у Людмилы Викторовны было очень простое. Не берусь цитировать дословно, но нам, совсем мелким, она объясняла необходимость изыскательских, археологических и исследовательских работ следующим образом, цитируя Геродота и его «Историю»: Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу гонца с предложением прекратить военные маневры и покориться, признав себя его данником. Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я и каковы мы: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они быдут взяты и опустошены.
Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Неискушенному постигнуть ее трудно, а вот археолог, за плечами которого сотни исследованных древних усыпальниц, нередко способен даже прогнозировать предстоящее открытие. Однако на то, что берёг в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи. По ходу раскопок рождались самые разные предположения, однако общий их итог и последующие изыскания ошеломили всех.
В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курганы скифские, они устремлялись сразу к предполагаемому центральному погребению и пробивали курган от вершины траншеей. Таких курганов в районе Токмака, Молочанска и Мелитополя (не говоря о самом Запорожье, о соседней Днепропертровской области, с её уникальными курганами близ Никополя и Орджоникидзе) великое множество.
Вскоре мы обнаружили, что каменная отмостка начинается у подножья западных склонов курганов, потом опоясывает их и лентой тянется на северо-запад. И не вниз. А стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курганы своеобразной спиралью.
Каменная дорога. Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными «бабами» на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.
Дорога. Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?
Самым значимым нашим открытием, находкой был кубок, найденный в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги.
Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал этнографии и археологии наш детский подвижнеческий труд и азарт, я могу сказать, что:
Основу всех курганов заложили «ямники» самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возводили насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то были не просто курганы. На их плоской вершине находились алтари, выложенные из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать валов, уходящих от алтарей во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?
В том, что неподалеку от Молочанска в облике древних курганов открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? С. Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его а честь бога Солнца. А уже позже, когда степные пирамиды подвергались существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, они могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны курганы подверглись дополнительному разрушению – это были просто «высоты» за которые шли бои.
Дорога с твердым покрытием в степи. Стоит ли доказывать, что сама по себе, без колесницы, она не могла существовать? Целых колесниц на Юге Украины пока что не обнаружено, но колеса от них есть. Ими в некоторых могилах «катакомбников» перекрывали вход в погребальные камеры.
Каменное полотно. Деревянные колеса. Как тут не проследить связь между этими двумя явлениями!
Запорожские археологи недавно наткнулись еще на одно сенсационное открытие. При вскрытии кургана на месте будущего строительства ферросплавного предприятия. в г. Токмак (Запорожская область) найдены остатки скифских захоронений, которые обитали в таврийских степях 4 тысячи лет назад!
На раскопки кургана группу запорожских археологов пригласила Токмакская ферросплавная компания, на территории которой расположен скифский курган.
Согласно закону об охране исторических курганов ферросплавная компания обязана была произвести раскопку кургана, и только после его исследования начинать строительные работы.
Ко всеобщему удивлению в первые же дни исследования местности были обнаружены древние захоронения людей, проживавших на нашей земле 4 тысячи лет назад.
В настоящее время раскопки продолжаются. По словам ученых, нынешние находки полностью перечеркивают теорию Дикого поля, согласно которой до 14 века в Приазовье не было ни одного поселения.
Дикая rajceti в поле
Обзор далее
od Jiti – Moje fotky – album na Rajčeti
Vytvořte si fotodárky. Z alb a fotek na Rajčeti nebo i z disku počítače si můžete snadno a rychle vytvořit různé fotodárky pro sebe nebo své přátele. Prohlédnout fotoknihu. Fotokniha. Knížka z vlastních fotek od 332 Kč. Prohlédnout pexeso. Pexeso. Oblíbená hra s fotkami od 249 Kč. Prohlédnout kalendář.
Изображение Rajceti
Mix fotek – Martin Gaidecka – album na Rajčeti
Zakódované album. Vidí pouze lidé, kteří zadají kód, který nastavíte. Nahlásit album. Vytvořte si fotodárky. Z alb a fotek na Rajčeti nebo i z disku počítače si můžete snadno a rychle vytvořit různé fotodárky pro sebe nebo své přátele. Prohlédnout fotoknihu. Fotokniha. Knížka z vlastních fotek od 332 Kč.
Hevíz 2009 – houmi666 – album na Rajčeti
Hevíz 2009 – houmi666 – album na Rajčeti. houmi666. Hevíz 2009. více. 19. 1. Facebook Twitter Zkopírovat adresu. Spustit prezentaci Nahlásit album. Hevíz 2009.
Видео rajceti
Dovolená Chorvatsko Rab 2010 – filipet – album na Rajčeti
Odstranění fotek a videí z alba. Vyberte všechny fotky či videa, které chcete smazat a potvrďte akci. Smazat vybrané ( ) Zrušit mazání. Název. Dovolená Chorvatsko Rab 2010. Popis. Období. srpen 2007.
nástěnka1 – lucije1 – album na Rajčeti
S kódem: Leto2020 Akce platí do 31. 8. 2020. Vytvořit fotodárky. Fotoknihy z vašich fotek. Vyberte si z předchystaných knih pro Vás nebo vytvořte zcela novou. Vytvořit tuto knihu. Měkká kniha, na …
Chorvatsko (Cres) 2011 – Gene – album na Rajčeti
Buďte součástí největší české sociální sítě zaměřené na sdílení fotografií.
Rok 2015 – mabelfotky – album na Rajčeti
Buďte součástí největší české sociální sítě zaměřené na sdílení fotografií.
Dovolená Slapy-Orlík 2013 – wykky – album na Rajčeti
Rajce.net je největší česká sociální síť zaměřená na sdílení fotografií a videí. Nabízí neomezený prostor zdarma, snadnou a rychlou výrobu fotoknih i jiných fotoproduktů.
nástěnka – kejsir – album na Rajčeti
Odstranění fotek a videí z alba. Vyberte všechny fotky či videa, které chcete smazat a potvrďte akci. Smazat vybrané ( ) Zrušit mazání. Název. nástěnka. Popis. Období. červenec 2011 až listopad 2012.
Дикая rajceti в поле
Vytvořte si fotodárky. Z alb a fotek na Rajčeti nebo i z disku počítače si můžete snadno a rychle vytvořit různé fotodárky pro sebe nebo své přátele. Prohlédnout fotoknihu. Fotokniha. Knížka z vlastních fotek od 332 Kč. Prohlédnout pexeso. Pexeso. Oblíbená hra s fotkami od 249 Kč. Prohlédnout kalendář.
Обзор далее
Nejzobrazovanější alba na Rajčeti, strana 5
Изображение Rajceti
Mix fotek – Martin Gaidecka – album na Rajčeti
Zakódované album. Vidí pouze lidé, kteří zadají kód, který nastavíte. Nahlásit album. Vytvořte si fotodárky. Z alb a fotek na Rajčeti nebo i z disku počítače si můžete snadno a rychle vytvořit různé fotodárky pro sebe nebo své přátele. Prohlédnout fotoknihu. Fotokniha. Knížka z vlastních fotek od 332 Kč.
Chorvatsko (Cres) 2011 – Gene – album na Rajčeti
Rajce.net je největší česká sociální síť zaměřená na sdílení fotografií a videí. Nabízí neomezený prostor zdarma, snadnou a rychlou výrobu fotoknih i jiných fotoproduktů.
Видео rajceti
nástěnka1 – lucije1 – album na Rajčeti
S kódem: Leto2020 Akce platí do 31. 8. 2020. Vytvořit fotodárky. Fotoknihy z vašich fotek. Vyberte si z předchystaných knih pro Vás nebo vytvořte zcela novou. Vytvořit tuto knihu. Měkká kniha, na …
Dovolená Chorvatsko Rab 2010 – filipet – album na Rajčeti
Odstranění fotek a videí z alba. Vyberte všechny fotky či videa, které chcete smazat a potvrďte akci. Smazat vybrané ( ) Zrušit mazání. Název. Dovolená Chorvatsko Rab 2010. Popis. Období. srpen 2007.
Rok 2015 – mabelfotky – album na Rajčeti
Rajce.net je největší česká sociální síť zaměřená na sdílení fotografií a videí. Nabízí neomezený prostor zdarma, snadnou a rychlou výrobu fotoknih i jiných fotoproduktů.
Dovolená Slapy-Orlík 2013 – wykky – album na Rajčeti
Rajce.net je největší česká sociální síť zaměřená na sdílení fotografií a videí. Nabízí neomezený prostor zdarma, snadnou a rychlou výrobu fotoknih i jiných fotoproduktů.
srpen 2014 – hook-v – album na Rajčeti
Odstranění fotek a videí z alba. Vyberte všechny fotky či videa, které chcete smazat a potvrďte akci. Smazat vybrané ( ) Zrušit mazání. Název. srpen 2014. Popis. Období. říjen 2013 až srpen 2014.
nástěnka – kejsir – album na Rajčeti
Odstranění fotek a videí z alba. Vyberte všechny fotky či videa, které chcete smazat a potvrďte akci. Smazat vybrané ( ) Zrušit mazání. Název. nástěnka. Popis. Období. červenec 2011 až listopad 2012.
«Дикая Мята» дико вырастет в 2022 году: 10-дневный фестиваль и 150 концертов
На фестивальном поле в Алексинском районе сегодня, 27 августа, заложили памятную аллею. А еще рассказали, что ждет гостей опенэйра в 2022-м.
27 августа звездные музыканты, крупные компании, СМИ и представители Тульской области собрались на поле «Дикой Мяты», чтобы заложить Легендарную Аллею. Каждое ее дерево будет напоминать зрителям о тех, кто поддержал фестиваль в самый сложный момент.
Мероприятие завершила краткая пресс-конференция, на которой организаторы объявили невероятную новость. Теперь «Дикая Мята» — это два музыкальных уикенда, десятидневный кемпинг и более 150 концертов!
По словам организаторов, территория фестиваля в следующем году серьёзно преобразится. Там планируют построить зону коворкинга, банный комплекс, 10 домиков для кемпинга и «Вашана-бар» в районе пляжа.
«Дикая Мята» в 2022 году удивит гостей новыми форматами и масштабными обновлениями. Хотя опен-эйр сильно изменится, любимый зрителями формат останется.
17−19 июня состоится та самая мультижанровая «Дикая Мята», которую любят и ждут поклонники фестиваля. Теперь её официальное название — «Дикая Мята Green». В эти даты выступят The Hatters, «Нервы», «Тараканы!», «Несчастный Случай», «Кирпичи», «кис-кис», «Дети Picasso», «Папин Олимпос», Wildways и другие.
По словам организаторов, билеты 2020 года будут действовать на «Дикой Мяте Green», на второй уикенд — скидка.
20−23 июня гости «Дикой Мяты Green» смогут комфортно разместиться в Yellow Camp — кемпинге с музыкальной программой. Посетителей ждут творческие встречи с музыкантами, полноценные экскурсии по Туле, гастрошоу, участие в съемках программ Mint Music Home, «Есть и пить» и многое другое.
24−26 июня впервые состоится «Дикая Мята Violet» — музыкальный уикенд с акцентом на электронное звучание. Лайн-ап будет объявлен в течение нескольких ближайших месяцев. Уже подтверждены выступления Ивана Дорна, Cheese People, Эрики Лундмоен, Oligarkh, Даны Соколовой, Guru Groove Foundation. Также гости фестиваля увидят сеты диджеев Федора Фомина и Александра Нуждина.
«Дикая Мята» — самый комфортный фестиваль в стране с доступной средой. Зрители с ограниченными возможностями здоровья могут подъехать на коляске к двум основным сценам фестиваля. На «Дикой Мяте» будет все для комфортного уикенда: уютный палаточный городок и гостиницы, фонтанчики с бесплатной питьевой водой, бесплатный кипяток и душ с теплой водой, кинотеатр, лекторий, детский сад, комната матери и ребенка.
Организаторы фестиваля благодарят за поддержку зрителей, партнеров, а также музыкантов, которые выступят на «Дикой Мяте» за символический рубль! Поклонники опен-эйра сделали невероятное: не стали сдавать билеты и запустили флешмоб, покупая билеты на 2022 год.
Также организаторы «Дикой Мяты» заявили о бонусе для зрителей, которые поддержали фестиваль. Для них будет действовать специальная цена на второй уикенд, а размещение в музыкальном кемпинге между фестивалями будет бесплатным.
После закладки Аллеи улицы фестивального кемпинга названы в честь поддержавших «Мяту» музыкантов: Фёдора Фомина, The Hatters, «Тараканы!», IOWA, «кис-кис», «Нервы», polnalyubvi, «Несчастный Случай», «Папин Олимпос», Алёны Швец и других.
В закладке аллеи участвовали и представители правительства Тульской области.
Новая правда о Диком поле
Дикое Поле — историческое название слабозаселенных причерноморских и приазовских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Черного и Азовского морей и Крыма на юге. Стихийно осваивалось в XVI — XVII веках беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против турецко-татарской экспансии. На территории Дикого поля, в условиях противостояния татарам, возникло и сформировалось казачество.
Вы, может быть, и не догадываетесь, но расположение легендарной Атлантиды известно. Исчезнувший континент, описанный Платоном, находился между нынешними Сардинией и Балеарскими островами. «Расшифровал» его донецкий ученый Александр Петрович Черных. По крайней мере, версия Черных является доказательной. В основе ее – строгий метод, который может показаться немного эксцентричным, но есть у него странное свойство: он все объясняет! Если, конечно, принять на веру его главный принцип.
Speak English, please!
Метод изложен в книге Черных «Древний мир сквозь призму звукосмысла». Он опирается на толкование глубинного смысла того или иного географического названия. Несколько лет назад Александр Петрович так объяснял свой принцип в интервью «Салону Дона и Баса», которое брал у него мой друг и коллега Дмитрий Заборин: «Люди в древности очень много передвигались. Карт, естественно, не было, и чтобы идти по Земле целенаправленно, знать куда идешь, реки и горы на древнем пути назывались таким способом, чтобы первое название повторялось во втором, второе — в третьем частично либо полностью. И таким способом устанавливался древний путь, по которому постоянно шли потоки людей, племена».
Но чтобы пользоваться этим «шифром», взаимоувязанные названия должен был понять любой. И здесь, считает Черных, на первый план выходит древнеанглийский язык, которым владели и легендарные царские скифы, и русы. Чаще всего Черных и расшифровывает древнейшие названия, когда соотносит их с английским. Например, всем известно греческое название Днепра — Борисфен. Переводим: «Bore’s fence», где «bore» — «с трудом пробивать себе путь», а «fence» — «ограда, ограждение». Перед мысленным взором немедленно возникают днепровские пороги, а в «Плаче Ярославны» находим такие слова: «О, Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозе землю Половецкую».
Есть в изысканиях донецкого ученого и версии событий, разворачивавшихся в наших краях, в Дикой Степи.
Игоря били в Донбассе
Что такое «Слово о полку Игореве», известно всем, но до сих пор непонятно, где происходила трагическая битва князя с половцами. В древней летописи ясно говорится о походе 1185 года, который князь Игорь совершил в союзе с другими властителями Новгород-Северской земли. В первом бою русские разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы.
О том, что такое Каяла и где ее искать, спорят два с лишним века. К примеру, харьковский историк Багалей считал, что Игорь двинулся к Кальмиусу, Карамзин полагал, что он пошел к Азовскому морю. Академик Борис Рыбаков «отправил» Игоря Святославича на юг — к днепровскому притоку Самаре. «Многие исследователи «споткнулись» о реку Сальницу, которая упоминается в походах князя Игоря и Владимира Мономаха. Была версия, что это приток Казенного Торца. Как все исследователи, я искал прямой путь и нашел Каялу примерно в районе нынешнего Карловского водохранилища, в верховьях реки Волчьей, — рассказывает ученый. — Но прошло время, и я доказал Сальницу — ей неожиданно оказалась Бахмутка».
В Дикой Степи работали свои законы передвижения. Время было напряженное, племен кочевало много, встреча с ними далеко не всегда сулила дружескую попойку, и люди ездили по межплеменным шляхам. Черных нашел такую дорогу: она шла вдоль Северского Донца до Бахмутки, а потом поворачивала на юг и выводила к Дону и Азову. Но главное — при толковании названий обнаружилась вторая Каяла! И тут же исчезла вся путаница в толкованиях: ведь в том же «Слове…» Каяла находится то у моря, то у Дона. Оказалось, что другой путь, в обход днепровских порогов, проходил по рекам Волчьей и Кальмиусу — волоком соединяя верховья, а потому обе реки имели одно название. Тюркскими корнями это вполне объясняется: «кая-лы» – значит «скалистая, каменистая» и «кай-йал-лы» — «изобилующая скалистыми, каменистыми грядами». В первом случае можно узнать Кальмиус, русло которого усеяно валунами, во втором — Волчью с притоками Мокрые и Сухие Ялы (йал-лы), где имеются береговые «гривы» высотой до семи метров.
Черных старался учесть все детали: не только названия, но и скорость движения, календарь похода, праздники. Изучив древние свитки до последней буквы, он все расставил по местам. Нашел даже места, где должны быть захоронены павшие русские (и нерусские) воины.
Битва за скифское золото
Другая тайна, связанная с нашими краями – битва у реки Калка, первое столкновение славян с монголо-татарами. Место битвы теоретически находили множество раз, указывая легендарное «место каменисто», но – никаких материальных доказательств. Один энтузиаст из Запорожья указал место сражения после разговора с сельскими пастухами о том, как однажды на холме нашли старинный якорь. В результате, у Каменных Могил появился крест с надписью: «Путник, мы здесь лежим, честно сложив свои головы за Веру и Отечество. Помяни нас, Господи, во царствии Твоем».
Александр Черных считает, что авторы памятника оказались довольно близки к истине: «место каменисто» — это именно Каменные Могилы.
Вот как рисуется картина битвы в одном из художественных текстов: «Князь Мстислав Удатный, его зять Даниил с десятком дружинников поднимались на крутой каменистый
холм. Под копытами скрипела и осыпалась дресва… Вершину холма занимал со своими воинами-киянами князь Мстислав Романович. Окружив стан телегами, воины вбивали в землю заостренные колья — дополнительное укрепление. Вбив же колья в неподатливую землю, они острили их вершины… Черниговцы Мстислава Святославича стояли внизу, под холмом, наособицу и от киян, и от галицких, наособицу же встали половцы Котян-хана. Не воинское хитроумие заставило князей так расставить свои силы, а все усиливающаяся распря меж ними».
Оказались русские князья на месте своей гибели как раз по просьбе Котяна (тестя Мстислава Галицкого), у которого татары побили много народу и многое отняли. Татары, кстати, предлагали не драться, прислали послов, но князья послушали половца, сказавшего, что «сегодня нашу землю отняли, а вашу завтра придут и возьмут», послов порубили в капусту и выдвинулись в степь. Волынцы, галичане и половецкая конница ударили в центр вражеского построения. Но когда во фланг половцам ответила монгольская конница, киевляне и черниговцы не стали помогать отступающим союзникам. И в итоге людская лавина смяла и растоптала черниговский лагерь, а киевляне Мстислава Романовича оказались на своем холме в окружении и после недолгой осады, поверив парламентеру, были убиты.
Но как отыскать это скорбное место? Черных предлагает ничего не выдумывать, а следовать за русским войском по Ипатьевской летописи. Первый ориентир на пути к Калке — древнерусский город-крепость Заруб, построенный для защиты Зарубского брода через Днепр. Остатками его являлось городище у села Зарубинцы Черкасской области.
Второй ориентир — Олешье, где все русские князья переправились через Днепр и двинулись в поле Половецкое. Олешьем («болото, заросшее кустарником, жидким редкостойным лесом») предложено считать острый угол, образуемый рекой Орелью при ее впадении в Днепр. Тверская летопись утверждает, что путь от Олешья до Калки был пройден русскими полками за восемь дней (с 23 по 30 мая 1223 года) минус два дня на стычку с передовым отрядом монголов и саму битву: принимая скорость движения тяжелого конного войска в 50-60 километров в день, можно посчитать, что за шесть дней похода русичи должны были пройти 300-360 километров и выйти к нынешнему Кальчику у села Кременевка Волновахского района.
Наиболее вероятным ответом Александру Черных представляется версия о нахождении в Каменных Могилах культового центра царских скифов, золотую сокровищницу которых унаследовали русские князья. Родоначальник царских скифов Колаксай нашел здесь свое последнее пристанище вместе со священными атрибутами власти — золотой чашей, секирой и плугом. А князь Мстислав забрал тайну усыпальницы с собой в Лету.
Донецкий ученый «разложил по полочкам» только два эпизода из истории нашего края. Но Дикое Поле, перекресток цивилизаций в течение многих веков, хранит столько сюжетов, что хватит на «прокорм» историкам нескольких поколений.
Из книги «Город, который придумал Юз»