дача рихтера на оке
Дача рихтера на оке
Все о Летней школе творчества
История «Дома на Оке» Святослава Рихтера.
Надо вспомнить также, что «Дом на Оке», появился исключительно благодаря помощи и содействию Екатерины Алексеевны Фурцевой, в то время Министра Культуры СССР. Екатерина Алексеевна убедила тогдашних руководителей области, что если «Великому Рихтеру удобно заниматься именно в этом месте, то надо предоставить ему такую возможность». Она говорила: «Пройдет время, нас всех забудут, а Рихтера будут помнить долго-долго». И была права.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики Нины Львовны Дорлиак бывали в «Доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «Дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «Доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «Дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
В более поздние годы Святослав Теофилович не мог, как раньше, бывать в Тарусе, столько, сколько бы ему хотелось. Бесчисленные гастроли, переезды из страны в страну не позволяли ему, как прежде, проводить здесь летнее время. Его концертов ждали по всему миру. Но Маэстро никогда не забывал о своём любимом «Доме на Оке», его всегда интересовала судьба «Дома». Он стремился в милую его сердцу Тарусу, в маленький провинциальный городок, с богатой историей.
С момента образования Фонда Святослава Рихтера, к «Дому на Оке» стали организовываться экскурсии в летнее время. К Дому также приходит много туристов, музыкантов и просто людей, которым посчастливилось познакомиться в своей жизни с творчеством Святослава Рихтера. Во время проведения ежегодного фестиваля (последняя неделя июля) традицией для Фонда и публики стало проведения концерта под открытым небом, непосредственно у «Дома» Для концерта над гаражом строиться сборная сцена а публика размещается в окрестностях «Дома» в лесу, на траве… Для гостей фестиваля организуется специальная экскурсия. Гости приплывают к «Дому» по Оке на пароходе. Многих из них поражает дивная природа этого места и скромность обитания великого музыканта. Приезжают иностранные туристы. Особое внимание к «Дому на Оке » проявляют гости из далекой Японии. (Говорят даже, что «Дом на Оке» занесен в их музыкальную энциклопедию). А Фирма « Yamaha », вскоре после основания Фонда, подарила нам рояль, который используется во время проведения Фестивалей.
Летом 2009 года при поддержке ООО «Экострой» и содействии Юрловой Татьяны Николаевны прошли ремонтно-восстановительные работы, благодаря которым, Дом удалось сохранить от постоянного разрушения.
В настоящее время Фонд собирает финансовые средства для проведения реконструкционно-отделочных работ и поддержания его технического состояния.
Дом Рихтера под Тарусой
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару. Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
Дача Святослава Рихтера
История дачи Святослава Рихтера началась в 1950 г., когда на высоком берегу Оки на каменном основании выросло деревянное строение, словно устремлённое ввысь и оттого напоминающее больше не дачный домик, а старинную дозорную башню, с высоты которой прекрасно обозреваются все окрестности. Причина такой архитектурной особенности более прозаична, чем хотелось бы: в распоряжении пианиста было ограниченное количество земли, поэтому дом пришлось строить с соответствующим расчётом.
Появление дачи связано с мечтами Рихтера об уединённой жизни в каком-нибудь спокойном живописном месте, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями и природой. Пианисту приглянулся пустующий домик, расположенный в окрестностях Тарусы, он перевёз туда небольшой кабинетный рояль и рядом построил ещё один дом, необычный и в то же время очень простой. Этот дом и стал тарусской дачей Рихтера или, как его ещё называют, «Домом на Оке».
Дачные будни
Святослав Рихтер любил свою загородную дачу и считал её идеальным местом, чтобы творить. Пианист проводил много времени днём, гуляя по окрестностям Тарусы, слушая звуки природы и вдыхая лесные ароматы, а по вечером устраивал себе ещё одну прогулку, на этот раз более долгую и насыщенную. Именно здесь, в своем любимом «Доме на Оке», Рихтер за одно лето подготовил более 10 программ для зарубежных гастролей.
Надо сказать, что тарусская дача Рихтера не была светским салоном, из гостей здесь можно было увидеть разве что самых близких друзей и изредка учеников, да и останавливались они, как правило, в соседних деревнях, а на дачу приезжали только с визитами. Здесь бывали и некоторые именитые друзья Рихтера: Денис Королёв, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и другие.
Идиллическая жизнь не могла продолжаться вечно, бесконечные гастроли и переезды не давали пианисту проводить в «Доме на Оке» много времени, однако Рихтер хранил в сердце нежные воспоминания о своей даче и стремился сюда при любой возможности. Идея пианиста о том, чтобы «сделать что-то хорошее для Тарусы», не отпускавшая его с конца 1980-х гг., реализовалась в основании в Тарусе регулярных музыкальных фестивалей: каждый год в июле около «Дома на Оке» проводится ежегодный фестиваль фонда Святослава Рихтера.
Однако не только шанс увидеть и послушать звёзд мировой величины привлекает зрителей в эти края. Их прельщает сама возможность сбежать от городской суеты в удивительно трогательную атмосферу, наполненную звуками утонченной музыки в сочетании с живописными тарусскими пейзажами.
Полезная информация
Дом Рихтера расположен в 10 км от Тарусы недалеко от деревни Алёкино. Добраться до этих мест из Москвы на общественном транспорте возможно только с пересадками: сначала на поезде до Серпухова, после этого на рейсовом автобусе до Тарусы, вся поездка займёт около двух часов. Если вы предпочитаете путешествовать на автомобиле, то доедете до города примерно за полтора часа.
Кстати, по воспоминаниям Рихтера, он сам обожал пешие прогулки и частенько прогуливался на своих двоих перед концертами в разных городах.
В 100 м от дачи проходит дорожка, ведущая к насыпному песчаному пляжу, который появился не так давно.
Пять дней в Тарусе
“Есть у нас в стране много маленьких городов. В прежние времена их называли захолустными – все эти Невосили, Сапожки, Хвалынски и Тарусы.
Отзывались о них пренебрежительно (“медвежьи углы”, “сонное царство”, “стоячее болото”) или, в лучшем случае, с некоторым снисходительным умилением перед их живописной провинциальностью – перед домишками с пылающей на окнах геранью, водовозами, церквушками, вековыми дуплистыми ивами и заглохшими садами, где буйно разрастались крапива и лебеда”.
Паустовский написал это в 1956 году. Примерно в то же время друг Святослава Рихтера, Владимир Алексеевич Мороз, плыл с товарищем на лодке по Оке, наблюдая живописные тарусские окрестности с определенной целью – найти место для вдохновения и отдохновения.
Пустующий дом бакенщика в семи километрах от города Тарусы привлек внимание не только сокровенностью пейзажа, но и одинокостью месторасположения: до ближайших деревень в обе стороны – километра полтора.
Рихтер находку одобрил, по его собственному проекту рядом был выстроен новый дом – “на совершенном откосе необыкновенно воздушное сооружение для уединения”, по словам Беллы Ахмадулиной, – ставший его первым собственным жилищем. (Любопытно, что сам домик бакенщика, где Рихтер жил, пока строился новый дом, просуществовал до середины лихих 90-х, пока не был кем-то украден.)
А несколько десятков лет спустя Святослав Теофилович задумал создать в Тарусе Дом творчества молодых музыкантов и художников, передав “Дом на Оке”, где ему так вдохновенно работалось, грядущему поколению.
Финансовой поддержкой должен был послужить Тарусский фонд, образовавшийся на базе гонораров Рихтера от собственных концертов и пополняемый доходами от нового музыкального фестиваля под девизом “Высокое искусство – провинции!”. Соучредителями фонда стали Нина Дорлиак, Ирина Антонова, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Галина Писаренко.
Накануне пятого Тарусского фестиваля, в августе 1997 года, Святослава Теофиловича не стало. Дом Рихтера на Оке так никогда и не стал местом индивидуального музицирования, поскольку денег на его реставрацию до сих пор не нашлось.
А фонд и фестиваль под художественным руководством Наталии Гутман развивают свою творческую деятельность – уже несколько лет проходит в Москве фестиваль “Посвящение Олегу Кагану”, а в Тарусе еще один – Рождественский фестиваль.
* * *
Приехав сюда на машине, не сразу обнаруживаешь город – насаждения плотным занавесом скрывают одно-, двухэтажную Россию. Не указатель населенного пункта, а баннер над дорогой “Пятнадцатый музыкальный фестиваль Фонда Святослава Рихтера” предупреждает о близости районного центра Таруса.
День моего приезда – День памяти Святослава Рихтера, когда фестиваль, носящий его имя, перевалил за середину (уже прошли концерты “Musica viva”, “Kremlin”, “Эрмитажа”). Сегодня на заднике сцены сменили фотографию молодого маэстро – теперь это Рихтер второй половины жизни, знаменитый снимок музыканта за роялем, устало положившего руки на крышку инструмента.
Зрительный зал на четыре сотни мест почти полон. Дмитрий Каприн и Яков Кацнельсон играют Шопена, Баха и Гайдна. Ностальгически-советский кинозал, ни архитектурой, ни акустикой не соответствующий уровню мероприятия, трогательно обит кумачовым плюшем и украшен цветами. Пианисты столь солидного уровня в этом интерьере – как на острове, творят отрешенно и всерьез. По традиции в этот день концерт завершается фонограммой в исполнении Рихтера.
Четыре последующих дня над Тарусой – чернильное небо и разнокалиберные дожди. Рыжие, разухабистые дороги, сбегающие ручьями с холмов (а здесь все – холмы) к центральной площади, на ощупь ступни (только босиком!) напоминают заварной крем. Скользко, однако безопасно – ни мусора, ни битого стекла на земле.
* * *
Вообще, по сравнению с Тарусой, описанной Паустовским 50 лет назад, здесь немногое изменилось. Канули в Лету водовозы, но в остальном Тарусе повезло – ее миновала индустриализация. Экспериментальный завод НИИ художественной промышленности (после перестройки от него осталось производство керамики и внушительное число художников-фрилансеров) да вышивальная фабрика по льну (так называемая тарусская перевить) – обзавидуешься!
Двадцать два года назад Роальд Сагдеев, тогдашний директор Института космических исследований, еще до своей женитьбы на дочери Эйзенхауэра (это в советское-то время!) построил здесь филиал своего института. Экологии СКБ ИКИ не портило, зато стало градообразующим: построили коммуникации, жилье, и дороги бы построили, да страна принялась перестраиваться. Результатом такой индустриальной недостаточности стали ублажающие дух и плоть тарусские ароматы (коктейль из трав и дождей) и звуки (хор кузнечиков и соло петухов под стук опадающих яблок). А также исключительно незлобивый нрав тарусянок и тарусян.
Дождь фестивалю не помеха. Концерт, традиционно проходящий у дома Рихтера под открытым небом, состоялся при хорошей погоде. А в гостеприимном киноконцертном зале “Мир” молодые лауреаты – сопрано Елена Клименко и баритон Юрий Карсаков – исполняют романсы. Букеты садовых цветов, многократное бисирование. Две трети присутствующих – все те же лица, тарусские дачники – поэты, художники, архитекторы…
Кстати, дачный “почин” приписывают здесь семье Цветаевых, снимавших дачу Песочное. Деревянный домик с мансардой, оказавшийся на территории Дома отдыха имени Куйбышева, был разрушен тридцать лет назад. Местонахождение его увековечила возведенная на фундаменте танцплощадка. Вообще, Цветаевой в Тарусе с танцами везет – памятник поэтессе работы В.Соскиева после долгих споров был установлен год назад на месте другой танцплощадки, оживляющей в донайтклабные времена жизнь городского парка на высоком берегу Оки.
По случаю прибытия итальянской гостьи Анны мы пускаемся по “летним людям”. (Иностранцы на фестивале не редки – немецкое, французское и австрийское посольства зачастую спонсируют фестиваль.)
Тридцать лет назад художница Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин купили обычный дом с мансардой, пристроили просторный балкон, и открылся шикарный вид с высокого холма на отдаленный участок Оки. Достопримечательность усадьбы – пристроенные в технике фахтверка (это, как в Англии или Германии, каменья, стянутые деревянными балками) мастерские и гараж “а-ля конюшня” (украшенный скульптурой на фронтоне и хомутами изнутри; кстати, живет в “конюшне” отнюдь не “мерин”).
К вопросу о дачниках – супруги, между прочим, расписали местную церковь, а сейчас работают над интерьером для нового храма в Переделкине (Анатолий вырезает каменный иконостас).
* * *
…На уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Госколлекции играет Борис Андрианов. Шнитке, Рахманинов и Шостакович звучат под портретом Рихтера. После концерта я узнаю, сколь близки новым русским музыкантам идеи передвижников:
“У нас гораздо больше красивых мест, чем фестивалей. В Европе в каждом городке и в каждой деревушке проходит свой фестиваль. Тысячи ежегодно! Прожив семь лет в Германии, я вернулся сюда и создал собственный проект под не очень скромным названием “Поколение звезд”, идея которого – “Молодые музыканты – регионам России”.
Удалось добиться помощи Федерального агентства по культуре и кинематографии и продюсерского центра “АМА”, состоялись первые гастроли. Может быть, когда-нибудь на Рихтеровском фестивале сыграем концерт из нашего проекта”.
Михаил Добриян, друг и сподвижник фестиваля, директор СКБ Института космических исследований РАН, а по совместительству – глава района, дает ужин для гостей фестиваля. Среди них замечаю Петра Наумовича Фоменко:
“Приехал к другу – архитектору Великанову, попал с корабля на бал”.
Во главе стола – дачники-старожилы, хотя и “съемные”, Борис Мессерер и Белла Ахмадулина:
“Сначала я приезжала в Дом творчества художников (от него остались заросшие руины) как жена художника. Я знала все деревни, всех бабушек в округе, все пути дорожки к бабушкам, слушала их рассказы. Например, тети Мани, помнившей семью Цветаевых. Тарусская жизнь была довольно бедная, с полным недостатком всего, что нужно человеку. Но мне старая Таруса была мила, вызывала очень сильное патриотическое чувство”.
Визави Петра Наумовича, художник-постановщик театра Анатолия Васильева и один из архитекторов уникального здания Театра “Школа драматического искусства” Игорь Попов – уже девять лет как тарусский дачник. Лауреат Госпремии, “Триумфа” и “Золотой Маски” – автор эскизного проекта Тарусского культурного центра имени Святослава Рихтера.
* * *
Великому Рихтеру, говорят, было неважно, сколько зрителей придет его слушать, он с равной степенью ответственности играл и в больших, и в маленьких залах, часто “обкатывая” новые программы в детских музыкальных школах. В трудные 90-е фестиваль его имени умудрялись проводить даже в скромном помещении местной картинной галереи (там играл Юрий Башмет со своими “Солистами”).
Но сегодняшний интерес к мероприятию обнаруживает очевидную необходимость зала с хорошей акустикой, позволяющего приглашать большие оркестры, а также галереи (этот фестиваль, так же как и “Декабрьские вечера”, является музыкально-художественным) и, конечно, гостиницы. Не только слушателям, порой приезжающим на концерты из самой Москвы (туда-обратно часов пять, но в Москве на некоторые концерты просто не попадешь, да и билет в Тарусе стоит всего 100 рублей), но и музыкантам порой негде остановиться.
Спонсоры у фестиваля солидные – Сбербанк и РАО “ЕЭС”, однако до сих пор удалось собрать лишь деньги на проектно-сметную документацию – в результате проведения при поддержке Газпрома и Газпромбанка благотворительного концерта к дню рождения Рихтера (Теодор Курентзис дирижировал в БЗК “Реквием” Верди). Сейчас организаторы надеются подать заявку в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Мартовские благотворительные концерты для сбора средств решено продолжать, и будущей весной в них примут участие Юрий Башмет и Теодор Курентзис.
А праздники в районном городе Тарусе, кажется, никогда не кончаются. 31 мая отмечали 115 лет со дня рождения Паустовского, на Петров день (Петропавловский собор – главный в городе) традиционно отгуляли День города (а городу-то перевалило за 750!), как всегда, в первую субботу августа открывали выставку московских художников, в августе прошел Фестиваль телевизионных фильмов и программ “Берега”, 9 октября – 115 лет со дня рождения Марины Ивановны…
А Рихтеровский фестиваль закончился концертом Любови Петровой, которая сделала столь головокружительную зарубежную карьеру, что в России ее услышишь разве что в Тарусе.
Дача рихтера на оке
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен:
А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома:
Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера»: он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь: отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару:
Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
Таруса
Центр Тарусы образует собор Петра и Павла и площадь перед ним:
Сразу за собором — обрыв: крутой берег реки Оки, а на берегу — памятники поэтам и писателям: Цветаевой, Ахмадулиной, Паустовскому.
Замечательные виды города и природы:
Посетил я также дом семьи Цветаевых и дом-музей Паустовского — за пределами своего центра Таруса имеет деревенский вид, и этим очень мила.
Дом семьи Цветаевых:
Интерьеры дома Цветаевых:
Дом К. Паустовского:
Интерьеры дома Паустовского:
Сад у дома Паустовского:
Из сада дома Паустовского видно, как блестит внизу река Таруса:
После прогулки по Тарусе и посещения памятных мест я отправился на клавирабенд Алексея Володина в киноконцертный зал «Мир», в котором проходят концерты рихтеровского фестиваля.