дача плисецкой в литве
Мюнхенcкие адреса Майи Михайловны Плисецкой
Фото: Дом на улице Salvatorstrasse 5, где жила Майя Плисецкая (3 этаж, 4-х комнатная квартира). Фото автора.
Max-Joseph-Platz 2 ( городской район Alterstadt)
Это адрес Национального театра Мюнхена ( Nationaltheater Muenchen), являющегося главной площадкой Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета (2100 посадочных мест). Театр был открыт в 1818, но уничтожен пожаром через пять лет. В 1825 году он был восстановлен Лео фон Кленце, который добавил в его оформления неогреческий стиль.
В театре на его балетных и оперных спектаклях бывала Майя Михайловна, надеявшаяся работать в нем в качестве репетитора. Однако этого не случилось.
В 1989 году балетная труппа Национального театра Мюнхена была преобразована в Баварский государственный балет (Bayerisches Staatsbalett). Процесс реорганизации и превращения Баварского балета в одну из лучших трупп мирового уровня проходил под руководством выдающейся немецкой балерины Констанс Вернон и сменившего её в 1998 году на посту руководителя коллектива известного чешского танцовщика и хореографа Ивана Лишка.
Theresienstrasse 23 (городской район Maxvorstadt).
С начала 90-х годов Плисецкая и Щедрин поселились в Мюнхене. В автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая» (М.,1998) балерина писала о Мюнхене: «…Город чуден. Весь в зелени. Умыт. Начищен, как на парад. Я люблю склонность немцев к порядку, уюту. Их трудолюбие. Мы снимаем двухкомнатную квартиру на Терезиенштрассе. Это самый центр. Все под рукой. Все рядом. Все удобно. Люблю Мюнхен по воскресеньям. Хотя каждый город в воскресный день прихорашивается, снижает нервный ритм суеты, пустеет. А баварская столица празднично озвучивается колокольными перезвонами. Немцы семьями отправляются побаловать себя белыми сосисками со сладкой горчицей. Вкусить янтарного пива. Для балетной братии пиво самое лучше всякого лекарства. Расслабляет мышцы. Приносит отдых мускулам. Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь…» Однако ожидания балерины в Мюнхене не оправдались: ее не приглашали работать репетитором в Государственном театре оперы и балета.
В одном из своих интервью балерина рассказала о Мюнхене (цитирую):
– Немцы называют Мюнхен самым северным городом Италии. Они шутят, что население Германии делится на тех, кто живет в Мюнхене, и тех, кто хочет в нем жить. А какая насыщенная здесь художественная жизнь! Три оркестра возглавляют три знаменитейших дирижера с мировым именем – Марис Янсонс (до него этим оркестром руководил Лорин Маазель), Джеймс Левайн, Зубин Мета. Какой город может похвастать чем-то подобным? Да и пиво с сосисками здесь такие, что даже нет и в Берлине. Только пиво надо пить свежайшим, прямо из бочки, в отведенной каждому сорту специальной посуде. И сосиски надо есть в правильное время дня, со специальным хлебом и специальными приправами. А чистота, точность, аккуратность! А парки протяженностью в 30 километров! Но самое главное – это работа моего мужа. В Германии – издательство его нот, защита авторских прав. Он – член Баварской и Берлинской Академий изящных искусств с 1976 года, кстати, единственный из живущих русских композиторов.
Племянница Майи Михайловны – Анна Плисецкая вспоминала, что у них была «крохотная квартирка, где только под роялем спать». И далее – «Майе было скучно сидеть в Мюнхене. В отличие от Родиона, который прекрасно владеет немецким, она не знала ни слова. В этом плане она была совершенно беспомощна». Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили между собою «. примерно как Любовь Орлова и Григорий Александров. Должна быть красивая пара. Он порой жестко с ней разговаривал, и она его слушалась. Она была скромна в быту. Никогда не капризничала, никогда не перекладывала на других свои проблемы» ( по воспоминаниям Анны Плисецкой).
Плисецкая посещала концерты в Мюнхенской филармонии, а также мероприятия, проводимые в Генконсульстве Российской Федерации в Мюнхене. Однако там она замыкалась с кем- то из знакомых в отдельной комнате. Автор этих строк встречал супружескую чету на Главном вокзале в Мюнхене, где та покупала еженедельник «Аргументы и факты». В краткой разговоре Майю Михайловну интересовала, как собеседник оказался в Германии и какие ее балеты с ее участием он видел в Москве. Тогда Под рукою у автора этих строк оказалась выходившая на русском языке в Ганновере газета «Контакт», где было опубликовано его большое интервью «Исповедь дезертира». Один из экземпляров газеты был подарен Майе Плисецкой. Супружеская чета с трудом верила, что в Германии число дезертиров из советской армии перевалило за 500 человек.
Балерина не овладела немецким языком даже на бытовом уровне. На одной из ее неофициальных встреч с жителями Мюнхена «переводчицей» Майи Михайловны выступал случайный человек – одесситка Раиса Концова, представившаяся собравшимся, что в Германию она «приехала по так называемой еврейской линии». В то время в Мюнхене гастролировал китайский балет. Китайцы привезли баварцам «Лебединое озеро». «Балет» напоминал акробатический спектакль талантливых артистов-гимнастов под музыку Чайковского. Танец маленьких лебедей китайцы превратили в акробатический этюд зеленых лягушек!? Мне запомнились слова Майи Михайловны:». В плане техники китайцы возможно, танцуют лучше меня. Но! Не каждой танцовщице удается в «Лебедином» создать. образ!» И она права.
Балерина ходила по городу в темных очках и узких брюках, однако из немцев мало кто узнавал ее на мюнхенских улицах. Плисецкая любила посещать в Мюнхене знаменитый фирменный магазин деликатесов «Feinkosten-Laden Kaefer» по адресу Prinzregentenstrasse 73. Нужно было только видеть, как она в один зимний и снежный день поднимала двумя пальцами руки над своей головою крупную черешню из Южной Америки. Она рассматривала, словно на просвет, каждый темно-красный шарик, а потом бережно опускала его в прозрачный кулечек. Если наблюдающему такую сцену позволить себе дать волю фантазии, а еще и подобрать какую-то итальянскую мелодию, то можно было поймать себя на мысли, что являешься невольным свидетелем какой-то репетиции балетного спектакля с участием великой Майи, которая «Цветаева балета».
В 2011 году мюнхенский Центр русской культуры » MIR» издал цветной календарь, посвященный балерине Майе Плисецкой: «Eine Reise in die Welt der russischen Kultur mit Maja Plissezkaja» («Путешествие в мир русской культуры с Майей Плисецкой»).
Prinzregentenstrasse 73 (городской район Bogenhausen)
Это адрес главного «Feinkostladen» в престижном мюнхенском районе Bogenhausen, который любила посещать Майя Плисецкая. Магазин и ресторан европейской кухни принадлежит известной в Германии гастрономической империи «Kaefer», основанного мюнхенским «королем деликатесов» Гердом Кефером, скончавшимся в возрасте 82 лет в 2015 году.В 60-х годах Герд Кефер принял бизнес от своего отца Пауля. Майю Михайловну часто видели на первом этаже этого магазина, где она покупала фрукты.Сеть магазинов деликатесных изделий Кефера насчитывает 12 филиалов в Мюнхене, кроме того, ещё рестораны во Франкфурте, Шанхае и на крыше Бундестага в Берлине. Видели Майю Плисецкую с супругом Родионом Щедриным и на 2 этаже одноимённого магазина деликатесов, где находится ресторан с прекрасной кухней. Супруги трапезничали в узком кругу в одном из изысканно стилизованных индивидуальных кабинетов. Здесь официант подает одному посетителю средний счёт в размере 120€.
Rosenheimer Strasse 5 ( городской район Haidhausen-Sued)
— Я прямо остолбенела и только одно могла произнести: «Ой! Майя. » А Майя Михайловна на меня взглянула и с иронией сказала:»Вот так встреча! Да?» Я как кинулась к ней и поцеловала ее в щеку. Она прямо оторопела и испугалась моего прыжка к ней. Я и не подумала, что от меня может жареным луком и маслом пахнуть. Ведь я сразу после работы пошла на концерт. «
Здание «Гастайга», построенное по проекту ассоциации архитекторов Рауэ
(Raue), Ролеханген (Rollehagen) и Линдеманн (Lindemann), было открыто в 1984/85 году. Комплекс зданий площадью 23 000 кв. м включает в себя концертный зал Мюнхенской филармонии, Городскую библиотеку и Центр обучения взрослых. Ежегодно в мероприятиях принимают участие около 750 тысяч человек.
Salvatorstrasse 5 ( городской район Altstadt)
С 2012 года Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили почти в самом центре баварской столицы, недалеко от церкви «Сальваторкирхе» и «Дома литературы» В одном из интервью Майя Михайловна как-то призналась, что «любит пиво и селедку, которую называла «селедой», а ее «любимым заведением был ресторанчик рядом с домом в Мюнхене» Этот «ресторанчик» находится в «Доме литературы» на площади Сальваторплац 1.
Имя Майи Плисецкой (См. также: Theresienstrasse 23) стало легендарным при жизни. «В её имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая – полюс магии», – так написал о Плисецкой поэт Андрей Вознесенский. Балерина выступала в крупных партиях примерно на 30 лет дольше, чем это принято в балете.
28 мая 2010 года в городском культурном центре Мюнхена «Gasteig» состоялась встреча горожан с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным на показе фильма-балета «Чайка». Зрители из первых уст узнали подробности о создании балета и фильма.
В начале мая 2015 года роковой сердечный приступ настиг Майю Михайловну в квартире на улице Salvatorstrasse. В апреле она вернулась в Мюнхен из Москвы и готовилась к юбилейным торжествам в российской столице, где в ноябре Большой театр планировал отметить 90-летие балерины. Легендарная балерина Майя Плисецая ушла из жизни в возрасте 89 лет после сердечного приступа. После смерти великой балерины 2 мая 2015 года соседка по подъезду, где жила Плисецкая, госпожа Дороти Паркер сообщила СМИ: «. Я живу этажом выше и знаю эту семью очень хорошо. Майя была очень скромная и тихая. В тот день я видела, как подъехали две машины с врачами и вышла Майя очень бледная.— И потом это известие о смерти…»
К подъезду, где жила Майя Михайловна, русскоязычные жители Мюнхена приносили букеты цветов. Кому-то из них удалось встретить у дома композитора Родиона Щедрина (род. 1932), выразить слова соболезнования и узнать у овдовевшего супруга о времении и месте кремации под Мюнхеном тела великой балерины.
В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина, но общих детей у них не было. До замужества с Родионом Щедриным недолгое время (три месяца в 1956 году) Майя Михайловна была замужем за солистом балета Марисом Лиепой, которому балерина помогла перейти из Риги в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В мемуарах Плисецкая писала и о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. Но именно Родион Щедрин сыграл особую роль в ее жизни. Он был не просто супругом балерины, но и ее вдохновителем и соавтором. На музыку Щедрина Майя Михайловна как балетмейстер создала балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
Sternwartstrаsse 7 (городской район Bogenhausen).
Wеоrthstrasse 47 (городской район Maxvorstadt).
Отношения Майи Плисецкой и дирекции Большого театра складывались не просто, но она всегда повторяла: «На Большой театр обижаться невозможно. Большой театр можно только обожать, потому что этот театр – самый лучший на свете». В своих многочисленных интервью Майя Плисецкая говорила, что она «дожила бы до 150 лет, если бы не вечная борьба. А так едва ли дотяну до ста!»
В связи с тем, почему Майя Плисецкая занималась в Мюнхене распродажей своих книг, приведем ниже фрагменты воспоминаний (январь 2017 года) племянницы Майи Михайловны — Анны Плисецкой. Приведем некоторые фрагменты: «. У Майи была безумно трудная жизнь. От нее все время требовали что-то выдавать и доказывать. Если кто-то приходил и плакался, она помогала. Она была нищей, а все вокруг зарабатывали. Я никогда не видела у Майи каких-то излишеств, ее отличала дикая аскетичность. У нее даже не было мобильного телефона. Она вообще потерялась в век информационных технологий и коммерции. От слова «Интернет» ее бросало в дрожь. «
«. У Майи не было денег даже на туфли. Она брала пенсию, мы шли в магазин, где я договаривалась о 30-процентной скидке. Денег хватало на две пары туфель. Ей почему-то хотелось купить лодочки на каблуке, я говорила: «Ты не будешь это носить, у тебя косточка заболит!» — «Нет, я куплю». Естественно, эти туфли потом раздавались. Майя вспоминала, как еще до моего дня рождения они ездили с гастролями на Запад. Артисты жили в пятизвездочном «Шератоне», а по коридору плыл нестерпимый запах от супов из консервов. Импресарио, который тратил по 300 тысяч за гастроли, спрашивал: «Что, что такое?» Ему объясняли, что они получают по 5 долларов в сутки, а им еще надо семью одеть. Майя около 80 процентов от гонорара примы отдавала. Мы шли с ней как-то по улице в Мадриде, и она мечтала: «Только бы все потратить!». «
«. Она была доверчива, а постоянная нужда толкала ее на всевозможные авантюры, будь то «несчастная и гонимая шоу-дива», много лет использовавшая ее имя для раскрутки своего, или делец, который получал от ее импресарио деньги и, не платя своей провинциальной труппе, пытался выбить театр, школу, подписав кабальный контракт с немолодой балериной. То где-то подмахнула письмо на использование ее имени, и начали выпускать кремы «Майя Плисецкая». Весь этот цирк преследовал ее много лет. «
«. Она много работала по контрактам. Импресарио требовали еще и еще, публика шла на нее в любом виде: хоть руками танцуй, хоть просто выйди, но будь! Она устала. И вообще была пассивна. Любой творческий человек ждет, когда ему позвонят. Это привычка из советского прошлого. Майя говорила: «Я ничего не хочу, мне уже ничего не надо». Она хотела слушать музыку, ходить на концерты, общаться. Она очень любила рестораны. Майя любила вкусно поесть. «
Знавшие Майю Плисецкую люди говорили, что она очень хвалила японское блюдо «суши» и ей «нравилось баварское пиво».
Ismaninger Strasse 22 (городской район Haidhausen)
Это адрес больницы Технического университета г. Мюнхена («Klinikum rechts der Isar ist das Universitaetsklinikum der Technischen Universitaet Muenchen), где 2 мая 2015 года врачи боролись за жизнь Майи Плисецкой, но их усилия оказались тщетными. Майя Михайловна скончалась от обширного инфаркта миокарда. В день смерти она, бледная, сама вышла на улицу и села в машину скорой помощи.
Больница «Рехтс дер Изар» Технического университета, где трудятся 5.500 сотрудников, одна из престижных в городе. Она состоит из 33 клиник и отделений, а также 17 институтов и нескольких междисциплинарных центров. В ней находится Онкологический центр им. Романа Герцога.
Что терпел муж великой Плисецкой
Музыку Родиона Щедрина считали и считают за честь исполнять великие артисты мира сего. В эти дни знаменитый композитор принимает поздравления с 85-летием со всего мира, но среди них не будет самого дорогого – от его жены. Однажды его спросили: «А вы не переживаете, что простые люди знают вас прежде всего как мужа Майи Плисецкой?» Щедрин только рассмеялся. В другом интервью его попросили назвать три главных желания. И композитор трижды повторил: «Быть вечно с моей женой». К сожалению, его желание не исполнилось.
Держать осанку
Родион Щедрин никогда не смотрелся «живым классиком». Пока рядом была Майя Плисецкая, мы видели композитора смешливым, легким на подъем и подтрунивающим над самим собой. Он совершенно спокойно рассказывает о своем детстве, когда отец пришел в такое отчаяние от поведения отпрыска, что уже готовился записать паренька в ленинградское Нахимовское училище.
Константин Михайлович Щедрин был музыкантом от Бога. Сам окончил духовную семинарию, но музыку не просто понимал и любил, а мог сыграть все услышанное почти на всех инструментах. Он видел, что у сына – абсолютный слух и блестящая музыкальная память. Но заставить мальчика заниматься не было никакой возможности. Отец шел на шантаж: сыграешь вот это – поедешь со мной на Оку на рыбалку. Рыбалку Родион Щедрин обожает всю жизнь.
Когда началась война, их семью эвакуировали в Куйбышев. Там маленький Щедрин близко познакомился с великим Шостаковичем и присутствовал при процессе создания знаменитой Седьмой симонии. Но гораздо больше Родион любил Дмитрия Дмитриевича за то, что тот был необыкновенно добрым человеком и как мог помогал окружающим, в том числе семье Щедриных. Сам Родион Константинович, когда его избрали (по благословению Шостаковича) на пост главы Союза композиторов РСФСР тоже старался помогать, особенно тем музыкантам, чье творчество шло вразрез с советской идеологией.
Когда семья вернулась в Москву, юный Родион решил, что играть гаммы в то время как идет война – это неправильно. И дважды сбегал на фронт. По счастью, в конце 1945-го в столице открыли другое училище – хоровое. Константина Михайловича пригласили туда преподавать. И Щедрин-старший попросил, чтобы взяли и сына. В училище была интернатская система и полувоенная дисциплина. Там были только мальчики. Во время пения они должны были держать осанку. Один из педагогов, которого дети прозвали Кадетом, бил их, если замечал, что кто-то облокачивается на стену или сутулится, а провинившихся отправлял в карцер. Может быть, поэтому Щедрин всегда такой подтянутый, а любимым качеством в женщине называет грацию.
Дмитрий Шостакович. wikimedia
Музыка и политика
В училище Родион начал сочинять музыку и удостаивался похвальных отзывов от знаменитых композиторов. Но, когда в 1948 году начали травить Шостаковича за формализм, в этом же грехе обвинили и юного Щедрина. С тех пор, наверное, он понял, что музыка вовсе не вне политики. И несколько раз за свою жизнь снова в этом убеждался. Например, в 1968 году он, уже автор двух симфоний, балетов и других серьезных произведений, член Союза композиторов, отказался подписывать письмо, поддерживающее ввод советских войск в Чехословакию. Он уже был женат на Майе Плисецкой, которую только-только начали выпускать на мировые гастроли с Большим театром (долгие годы Плисецкая была невыездной). Звездной семье пригрозили большими неприятностями, Щедрин был вынужден уволиться из консерватории.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин дома. globallookpress.com
И тогда он решил сочинить нечто к столетию В.И. Ленина. Но сделал по-хитрому: взял тексты документальных воспоминаний, а не специально написанные панегирики, и написал ораторию «Ленин в сердце народном», музыку из которой потом исполняли во многих и отнюдь не социалистических странах.
Николай Рыбников в фильме «Высота»
На излете советской власти Щедрин был избран депутатом Верховного Совета СССР, где яростно полемизировал с Горбачевым, и генсек даже не хотел пускать его на трибуну.
Главное, чтобы купальник сидел
Встреча таких людей, безумно одаренных и с трудом уживающихся с советской властью, как Щедрин и Плисецкая, была, наверное, предопределена свыше. Но осуществила ее знаменитая Лиля Брик, большая любовь Маяковского. У Лили даже в советское время был салон, где собирались «випы». Туда приходила Майя Плисецкая. Брик разработала целый план, как помочь Майе сделаться выездной.
Однажды Брик предложила Щедрину послушать, как некая балерина поет музыку Прокофьева к балету «Золушка». Щедрин удивился, что танцовщица обладает абсолютным слухом и чистым голосом. Потом Родион и Майя познакомились лично. Окончательно Щедрин влюбился, когда Плисецкая пригласила его в балетный класс. На ней был импортный купальник-стрейч, обтягивающий прелестную фигуру. Они поженились 2 октября 1958 года и прожили почти 57 лет.
Майя Плисецкая готовится к выступлению. globallookpress.com
Щедрин писал не только балеты для Майи Плисецкой. Он – автор семи опер, в том числе по произведениям Гоголя, Лескова и Набокова, пяти балетов, каждый из которых так или иначе действительно связан с Плисецкой, а также трех симфоний, 14 концертов и многих других сочинений. Щедрину заказывали музыку для художественных и мультипликационных фильмов и драматических спектаклей.
Родион Константинович всегда был прекрасным пианистом, он даже во время учебы в консерватории хотел забросить сочинительство и быть только исполнителем, слава богу, его отговорили. Работал он, как говорила Плисецкая, круглые сутки и переживала, что в шесть утра муж уже на ногах.
Особенно хорошо работалось Щедрину в Литве, где еще при советской власти супругам выделили участок, а уже в отделившейся республике им было предоставлено почетное гражданство. Злопыхатели любили пообсуждать, что пара якобы почти не живет в России. Но, когда все сбережения превратились в прах, когда народу стало не до классической музыки, а Плисецкая не находила применения своим способностям на родине, Щедрину сделало предложение известное немецкое музыкальное издательство, где хранятся рукописные партитуры величайших в истории композиторов. Они заказали ему хотя бы три сочинения, Щедрин написал в десять раз больше.
Мы долгое эхо друг друга
Щедрина и Плисецкую постоянно «разводили». Перешептывались, что у композитора был роман с актрисой Марией Шелл и что она якобы подарила ему ту самую квартиру в Мюнхене, которой Плисецкая и Щедрин часто пользовались в последние годы. Родион Константинович на это отвечал, что действительно дружил с Марией, но никакого романа у них не было. Плисецкой приписывали в любовники и молодых танцовщиков Большого, и артистов, и политиков, даже Роберта Кеннеди. Щедрин всегда смеялся над этим и говорил, что он прекрасно понимает всех мужчин, влюблявшихся в Майю Михайловну.
Любили ли Плисецкая и Щедрин друг друга? На этот вопрос может быть только один ответ. Достаточно было посмотреть на Родиона Константиновича во время концерта, посвященного 90-летию великой балерины. Майя не дожила до юбилея полгода. Она ушла внезапно, от обширного инфаркта. И до последних дней обсуждала все детали предстоящего праздника, готовилась к нему, моталась между разными городами.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1999 год. globallookpress.com
Наверное, глядя на сцену, Родион Константинович вспоминал эти обсуждения до мельчайших подробностей, снова слышал голос Майи, видел ее перед собой – всегда гордую, ослепительную, острую на язык. По его лицу текли слезы.
Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой
Хроника
В этом году исполнится 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Самой знаменитой отечественной балерины уже нет с нами: пять лет назад она скончалась в Мюнхене в возрасте 89 лет. У артистки была очень интересная и насыщенная жизнь (недаром она выпустила несколько книг мемуаров). Рассказываем самое интересное.
Детство и страшные годы
Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. У супругов подрастали трое детей, Майя была старшей. В зрелом возрасте она рассказывала в интервью:
Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: «Я здесь, я с тобой», а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.
Рахиль Мессерер-Плисецкая
Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, «с шиком сыграла свою крошечную роль».
Михаил Плисецкий
Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище. Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген.
Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его (отца — Прим. ред.) арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое,
— вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины. Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом.
Майя Плисецкая
«Умирающий лебедь» под аккордеон
В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать.
Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала,
— писала артистка в своей автобиографии «Я, Майя Плисецкая».
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев
«Умирающий лебедь» стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась. в Московский зоопарк.
Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи,
В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились.
Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете «Спящая красавица» она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в «Дон Кихоте». Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.
Балерина с характером
Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку.
Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.
Балерина честно говорила — характер у нее не сахар:
Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.
Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда «и в искусстве, и в жизни», она всячески пыталась бороться против несправедливости.
Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь.
Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте. До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба,
— писала звезда в своей книге.
В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель.
Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто «не сошлись характерами».
В гостях у Лили Брик, музы Владимира Маяковского, Плисецкая познакомилась с композитором Родионом Щедриным. Он тоже был младше балерины — на семь лет. Майя вспоминала о первой встрече:
Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.
После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.
В 1958 году пара сыграла свадьбу. Кстати, по признанию артистки, Родион не спешил брать ее в жены, но Плисецкой говорили, что официальный брак поможет ей избежать преследований КГБ:
Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали.
Детей у пары не было. Майя не скрывала, что предпочла сделать аборт, когда забеременела. Муж «без восторга, но согласился» с ее решением. Свое нежелание иметь детей балерина объясняла так:
Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.
В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях. Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго. И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее «прекрасный муж».
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба:
Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала.
Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го.
Роберт Кеннеди
Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован. Он писал о Плисецкой:
В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.
Балерина рассказывала, что при встрече с ней люди всегда удивлялись: на сцене она казалось высокой, а на самом деле ее рост составлял всего 165 сантиметров. Вопреки стереотипу о вечно сидящих на диете балеринах, Плисецкая признавалась:
Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть.
Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще «лучшее, что придумали люди». При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности:
Не жрать! Более действенного способа еще не придумали.
Позднее балерина немного смягчила свою знаменитую цитату:
Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она «никогда не любила тренироваться и репетировать». Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги «неизмученными», что позволило ей долгие годы не покидать сцену.
До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности:
От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.
Жизнь после балета
Карьеру Майя Плисецкая завершила в 65-летнем возрасте. Но еще через пять лет станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».
О современном балете Плисецкая обычно высказывалась одобрительно, хотя и сказала однажды, что «из танца ушла душа», поскольку сегодня «следуя за техникой, многие забывают про эмоции»:
Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно.
Майя Плисецкая и Пьер Карден
Экстравагантные находки в современных постановках Плисецкая тоже не критиковала:
Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.
С начала 90-х Майя и Родион жили в Мюнхене. Своего жилья, кстати, супруги так и не приобрели: Плисецкая в этом не видела необходимости.
Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков.
Готовить дома Майя тоже никогда особенно не любила, предпочитала есть в кафе и ресторанах. В Мюнхене их с мужем знали во многих заведениях как постоянных клиентов.
Плисецкая выпустила три книги о своей жизни, причем, говорят, каждую тщательно вычитывала и редактировала сама.
До своего 90-летнего юбилея звезда балета не дожила: 2 мая 2015 года она скончалась в Германии от обширного инфаркта миокарда. Родион Щедрин рассказал о последних месяцах жизни Плисецкой:
В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном «Левше». Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.
Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце.
Родиону Щедрину сейчас 87 лет, он по-прежнему живет в Германии. Иногда бывает в Москве: например, три года назад в день рождения своей знаменитой жены присутствовал на открытии ее скульптурного портрета в образе Кармен. Памятник был установлен именно по его инициативе, скульптуру установили на Большой Дмитровке — в том месте, где Плисецкая любила гулять, приезжая с мужем в столицу.
Когда Плисецкой не стало, было оглашено ее завещание: в нем балерина просила соединить ее прах с прахом Щедрина после его смерти и развеять над Россией.