дача нади леже переделкино
Переделкино: история, музеи, поселок писателей, достопримечательности, недвижимость, литфонд. На сайте представлен авторский материал, посвященный этой заповедной территории подмосковья. Мы приветствуем жителей и гостей Переделкина, а также всех, кто неравнодушен к истории и культуре своей страны
Горячая тема! | ||
А знаете, что. | ||||||||||
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982) родилась в Белоруссии в большой крестьянской семье. В 16 лет она стала учиться в мастерской Малевича, а затем переехала во Францию, где стала музой и подругой знаменитого французского авангардиста Фернана Леже (1881-1955), который состоял в компартии, даром что миллионер. Много лет семья Леже собирала коллекцию факсимиле точных копий картин знаменитых художников. Незадолго до своей смерти все 2000 картин Надя завещала Советскому Союзу своим соотечественникам. В 1981 г. коллекцию разделили и распределили по художественным музеям страны. (Факсимиле это точная, вплоть до воспроизведения текстуры и трещинок на полотне, типографская копия картины. Она не только точно передает краски, но даже в какой-то мере удивительную ауру живописного шедевра.) Надя всей душой тянулась к своей родине, любила и знала русскую культуру, часто бывала в Москве, дружила с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР и членом Президиума ЦК (так в то время называлось политбюро). Благодаря этой дружбе Надя во многом определила международные культурные связи СССР в тот период. Она не только выполнила мозаичный портрет своей влиятельной подруги, но и взяла под свою опеку гардероб Фурцевой, самой элегантной дамы советской верхушки. По особому, как говорят, решению Политбюро Наде дали построить дом, который после ее смерти не побрезговал купить Зураб Церетели. Покупка не представляется случайной. Тут целый коктейль плюсов: слава Переделкина как места элитного, с еще не вовсе исчезнувшей интеллигентной публикой, плюс постройка действительно просторная и добротная, плюс студия в доме. Надя дружила с семьей известного режиссера Александра Зархи (постановщик классической киноверсии «Анны Карениной» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым), который очень любил Переделкино, но не мог тут поселиться несмотря на художественные заслуги. А вот Надя, подруга Фурцевой, могла. Она и предложила: «Я построю, а живите вы. Я буду наездами. А после моей смерти откройте здесь музей Фернана». Музей Леже, открыли, но не в Переделкине, а во французском городке Био. А Зархи действительно жили на этой даче. И не только они, в разное время тут проживали, кто подолгу, а кто задерживаясь лишь на несколько дней, многие деятели культуры. Это был один из главных богемных домов Подмосковья. Наде это чудо обошлось, кажется, в семь миллионов франков, старых еще, неденоминированных. Сколько это сейчас, не приложу ума. Считайте сами. Огромная, с невиданной в то время двусветной гостиной, дача производила впечатление дворца. И на стенах картины: Фернана, Нади, их друзей-художников. И в заключение маленький штришок о Наде. Она не возвращалась во Францию без мешка белорусской картошки и шматка сала. Тогда это казалось блажью. Сейчас люди, пожившие за рубежом, хорошо понимают ее. На чужбине, кстати, и водка не пьется. Дом творчества. «Старый» корпус постройки 1955 г. Фото Льва Лобова Попасть в ПеределкиноВ советские времена, чтобы узнать свое место в отечественной литературе, писателю нужно было попросить в Литфонде дачу в Переделкино или комнатку в Доме творчества. Какая жилплощадь – такое и место. Сейчас все не так. Какая литература в России – такое и Переделкино. В советские времена, чтобы узнать свое место в отечественной литературе, писателю нужно было попросить в Литфонде дачу в Переделкино или комнатку в Доме творчества. Какая жилплощадь – такое и место. Сейчас все не так. Какая литература в России – такое и Переделкино. Отправившись в этот некогда знаменитый писательский поселок, мы застали там невероятно пеструю картину – смешение всех жанров, стилей и персонажей. Как увидеть старца Илия Если подняться чуть в гору со станции Переделкино, уткнешься в высокую стену с дворцовыми башенками. У проезжей части сидят на бордюре грязные и опухшие с похмелья мужики. – Подайте на пропитание! – встрепенулся один из них. Протягиваю 10 рублей и спрашиваю: – А что за дворец такой красивый? – Неужель не знаешь?! Сам Патриарх здесь живет. Летняя резиденция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выглядит сказочно. Возле нее в это утро было много народу. Служба уже закончилась, но, видно, кого-то важного ждали. – Не Патриарха ли? – спрашиваю бабушку в синем платочке. – Нет, батюшку Илия, – шепчет она в ответ. – Он – знаменитый старец с Оптиной пустыни, духовник Патриарха Кирилла. Но бывает, и простых людей принимает. Это уж как повезет. Нам повезло. Высокие расписные ворота открылись, и из резиденции выехал черный джип Range Rover. Толпа бросилась к автомобилю, облепив его со всех сторон, так что охранники с трудом открыли дверцу, дабы помочь выйти седому старцу. Глаза у схиигумена Илия были небесно-голубого цвета и лучились светом и радостью, так что мое настроение улучшилось. – Это редчайший случай! – восклицает женщина рядом. – К батюшке пытаются попасть паломники со всей России. Мы вот неподалеку живем – в писательском городке, и все никак не удавалось его увидеть. Хотя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл писателей любит и некоторых из них даже приглашает к себе на обеды. Женщина указала нам с фотографом дорогу к поселку писателей – вдоль кладбища, через реку. Птички щебечут, воздух свежий. У полуразвалившегося флигелька мужчина с голым торсом жарит шашлык, дальше на участке стройка. – Не подскажете, а какой писатель тут живет? – кричу мужчине через забор. – Э-э, дэвушка, я не знал, что мой хозяин еще и писатель! – А как зовут хозяина? На улице Горького особняки – один причудливей другого. Но, по словам местных жителей, поэты и прозаики в них не живут. Вроде как есть здесь дачи высших чинов Министерства обороны. Одна из самых главных примечательностей поселка – дача Зураба Церетели. Купил ее скульптор в 90-х. Когда-то она принадлежала Наде Леже, жене французского авангардиста Фернана Леже. На старости лет та решила жить в Переделкино и вести светскую жизнь. Наняла французского архитектора, он построил два красивых дома. Но Церетели переделал дачу на свой вкус. Через дорогу, на месте бывшей дачи кинорежиссера Александра Довженко, Зураб Константинович воздвиг еще бетонный дворец. Говорят, для внука Васи. Литвойна за сотки Особняком в городке писателей стоят бывшие дачи «Литературной газеты». – Вон там коттедж главного редактора «Литературки» Юрия Полякова, – выдает нам секрет местная жительница Мария Петровна. – Его жену Наташу жалко. На нее в прошлом году в коттедже напал какой-то человек в маске и с пистолетом. Стал бить ее по лицу. Юрий Михайлович был на втором этаже. Но пока спустился, а потом побежал опять наверх за десантным ножом, преступник скрылся. И ведь ценного-то ничего брать не стал. Историю мне эту в поселке пересказали не раз, равно как и поведали про войну между Поляковым и поэтом из Якутска Иваном Переверзиным, который ныне возглавляет международный Литфонд. Писательские дачи принадлежат Литфонду. И Поляков в паре с бывшим директором Института мировой литературы Феликсом Кузнецовым обвиняют Переверзина и Ко в том, что те якобы передают дачи и участки коммерческим структурам. Вторые отбиваются – мол, дай Полякову власть в руки, он приватизирует всё… Кто прав – до сих пор суды не могут поставить точку. А воевать в поселке есть за что. Переделкинская сотка земли стоит дороже 100 тысяч долларов, и стоимость участка величиной с гектар доходит до 10 миллионов долларов. Директором знаменитого Дома творчества в Переделкино, где так любят летом отдыхать писатели, является один из ближайших соратников Переверзина Степан Иванович Колмаков. Светловолосый крепкий мужчина с цепким взглядом хозяйственника. – Я в 35 лет работал главным инженером автобазы аэропорта Якутска, – рассказал он корреспонденту «Собеседника». – У меня было 600 человек подчиненных и около 1000 единиц техники. – А с творческими людьми получается работать? – К каждому человеку нужен свой подход. Когда я сюда пришел, ежемесячные убытки составляли 500 тысяч рублей. А сейчас у меня 4–5 миллионов прибыли ежемесячно. – За счет того, что люди с удовольствием едут сюда… Говорят, прошлым летом по аллеям Дома творчества гуляли не только писательницы в ярких сарафанах, но и летчики и стюардессы с «Якутских авиалиний». В местном ресторане «Дети солнца» любит бывать телеведущий Андрей Малахов. За неделю до нашего приезда в Доме творчества отдыхал сын Пастернака Евгений Борисович со своей женой Еленой Владимировной. Их называют здесь самой интеллигентной парой поселка. Евтушенко открыл галерею Но кто же все-таки проживает в скромных деревянных дачах писательского поселка? По-прежнему литераторы. Но кто они и что создают? Остались ли имена, сопоставимые с Чуковским, Пастернаком и Окуджавой, чьи дома давно превратились в музеи? Поэт Евгений Евтушенко каким-то образом успел приватизировать дачу через суд. В прошлом году открыл на своем участке галерею. На первом этаже можно увидеть его авторские фотографии. В другом зале – живописные работы из частной коллекции поэта. Пикассо, Шагал, Жан Кокто, Михаил Шемякин… – Евгений Александрович мечту о галерее вынашивал еще в советское время, – говорит директор музея Нина Набиевна Назирова. – Построил он ее на свои деньги и подарил государству. Галерея принадлежит Музею современной истории России. Самого поэта в Переделкино сейчас нет, он до июля в Америке – в Оклахоме преподает в университете. Дача его выглядит, кстати, скромно по сравнению со строящимся по соседству коттеджем парфюмера Игоря Денисова. Через дачу от Дома-музея Бориса Пастернака мы встречаем свояченицу драматурга Михаила Шатрова, умершего год назад. Он скончался скоропостижно. Утром проснулся, сказал жене: «Что-то мне нехорошо». И всё. – Сейчас Юлия живет в Москве, – говорит София Чернышева. – Ей тяжело здесь бывать после смерти мужа, и сестра разрешила мне переехать на их дачу. Гляжу на обветшавший деревянный дом с покосившимися балконами: – А как же зимой здесь живете? Жутковато, наверное, и холодно… – В морозы дом выветривается. Тут все ветхое, проводка опасная, в любой момент может загореться. Но в Литфонде говорят, что у них денег на ремонт нет. А какой смысл нам ремонтировать, если мы дачу у государства арендуем? Через месяц могут прийти и сказать: «Выезжайте!» Кто строит коттеджи с бункерами – Мы – как динозавры. Все спрашивают: «Вас еще не выгнали, не сожгли?» – иронизирует писательница Алла Андреевна Рахманина. – Наши дома здесь с 1935 года, с тех времен, когда Горький выбил Переделкино для писателей. На этой даче все собирались. В ней жил драматург Афиногенов. Жена его, американка Джейн, танцовщица, морила мужа диетами. И тот иногда бегал к Пастернакам и спрашивал: «У вас котлетки от обеда не осталось?» – Белла Ахмадулина в Переделкино ведь умерла? – Да. В последние годы была здесь редко, но когда Белле совсем плохо стало, ее сюда привезли. Раньше она подолгу жила в Доме творчества. Тут был детский писатель, вроде Мамин его фамилия, он ее обожал и не давал выпивать. Белле повезло и с последним мужем – Борисом Мессерером. Как нянь ей был. Он и продлил ей жизнь. – В прошлом году ушел из жизни Андрей Вознесенский… – Жена его, Зоя Борисовна Богуславская, здесь живет. Вспоминаю, как Вознесенский по утрам бегал в белоснежной рубашке куда-то в лес. Собаки на него однажды там напали. И если бы не рабочие в поле, где сейчас буржуи строят коттеджи, неизвестно, чем бы все закончилось. – А кто на Неясной поляне сейчас строит? – Непонятно. Сначала ходили разговоры, что Батурина. Потом про какого-то Гусинского упоминали, но не того, который очень известный. В 2005-м можно было стройку на писательском поле остановить. Но кому выходить на митинги? – Там теперь не коттеджи, а дворцы! – Говорят, внутри домов бассейны есть, а в подвалах на случай войны бункеры выстроены. Так ведь Неясной поляны им мало. Родник было перегородили. Но старички и старушки из Новопеределкино пожаловались солнцевским авторитетам, и родник открыли обратно… Местные дачи в большинстве своем пузырятся от амбиций, и никто ни к кому в гости не ходит. А вот в доме Чуковского сохранилась добрая атмосфера. Музей не продыхает от детей. Пока выдалась минутка перерыва, экскурсовод Владимир Спектор приглашает выпить чайку: – Нам очень хочется дух Переделкино сохранить. Мы часто с писателями тут собираемся. Здесь воздух волшебный! Вон то дерево когда-то высохло, и его хотели срубить. А наш бывший директор Лев Шилов не дал. Говорит: набираем ботинки и развешиваем. Пусть будет чудо-дерево, как в стихотворении у Корнея Ивановича. И вы представляете, через полгода коряга зазеленела! Роман Абрамович занялся идеологией
Творческую интеллигенцию всколыхнула новость: легендарный Дом творчества писателей в подмосковном Переделкине купил Роман Абрамович. Как справедливо пишут, «Переделкино — это главный символ советской литературы». И вот теперь, мол, новые хозяева жизни решили стать начальниками «инженеров человеческих душ» новой формации. Мы решили съездить в Переделкино на разведку. — Опоздали немного! — Румяный охранник у входа в новое здание Дома творчества развел руками. — Писатели отсюда съехали позавчера. Жили несколько дней. — И что же тут делали? — Ну-у-у… — Охранник скосил глаза на газон и запнулся. Там стояла большая белая табличка с надписью «Коллобарируй». Видимо, чем-то этим и занималась творческая интеллигенция. Ей только дай — причем во все времена. Говорят, что однажды к Сталину пришли чины НКВД с жалобами на литераторов. Мол, пьянствуют на своих переделкинских дачах, шалят с дамами, пишут друг на друга доносы. Вождь все внимательно выслушал и отчеканил: «У меня для вас других писателей нет!» Новый Дом творчества построен прямо рядом со старым и отличается от него, как юный хипстер от арбатского пенсионера. Там — узкие коридоры, люстры на бронзовых цепях и потертый паркет. Здесь — дерзкие стеклянные стены, винтовые лестницы и открытые пространства. Только старый был предназначен именно для проживания и работы, а новый — для презентаций и выставок. Ночуют гости в отдельном корпусе. Вообще, новое художественное пространство предназначено не только для мастеров слова — поэтов и писателей. Но и для переводчиков, художников, а также «исследователей звуковых ландшафтов», что бы это ни значило. Мы выяснили: информация о покупке Романом Абрамовичем культового комплекса не совсем верна. Действительно, структуры олигарха в лице бывшего вице-губернатора Чукотки Андрея Городилова и Алексея Шубина (глава принадлежащей Абрамовичу компании «Заречье-девелопмент». — М. П.) учредили автономную некоммерческую организацию, которая должна окормлять, так сказать, создателей новых смыслов. Но на недвижимость, находящуюся на балансе государства, бизнесмены не только не претендуют, но и дают деньги на ее ремонт. Как же ко всему этому относиться? Наверное, смотреть по результату. Абсолютная свобода творчества — абсолютный миф. И пока неизвестно, какая идеологическая установка задана Романом Абрамовичем. Вполне возможно, в Подмосковье появится нечто вроде отделения Ельцин-центра, где будут воспевать святые 90-е, а может, наоборот, начнут работу по воспитанию новых инженеров человеческих душ, способных возродить у подрастающего поколения имперское сознание. Время покажет. Переделкино собственности
|