дача морозова в клязьме
Ярославское шоссе: стародачные места (Клязьма, Мамонтовка, Любимовка)
Новая Деревня. Сретенская церковь (1905, 1922г).
иконостас.
Интерьер храма выглядит не слишком новодельно.
Рядом какой-то старый амбар.
Старое промышленное здание в поселке Клязьма.
Клязьма. В этом доме жил и работал писатель М.Шолохов.
Старых домов в Клязьме осталось очень мало. Но вот такие образцы еще попадаются.
И его деревянная резьба.
Или вот еще старый дом.
он же за фантазийным забором.
С замечательными воротами.
Да и сам забор здесь интересный.
Клязьма. Церковь Спаса Неруктворного Образа (1913-1916гг).
Она же со стороны апсиды.
Ряды кокошников шатра церкви богато украшены майоликой.
Здесь и святой Николай.
И какие-то фантастические птицы.
Красиво оформлены майоликой и окна трапезной,
И окна самого храма,
и псевдорусский портал.
Клязьма. Церковь Спаса Неруктворного Образа (1913-1916гг).
Фрагменты майолики с фасада церкви по эскизам С.И. Вашкова.
Дом А.И.Мамонтова (арх. А.С. Каминский, 1890-е гг).
Ее ажурная деревянная резьба.
она же в некотором приближении.
Неподалеку через ж/д полотно находится чудесный особняк Ермакова, выстроенный по проекту самого Л.Кекушева. Сейчас это жилой дом. Рядом должна быть дача фабриканта Лужина, но мы ее не идентифицировали.
Чудесная застекленная терраса особняка Ермакова.
И ее прекрасная башня.
Мамонтовка. Особняк Ермакова (арх. Л.Кекушев, 1900-е гг).
На другой стороне Ярославского шоссе на территории поселка Тарасовка расположена бывшая усадьба Алексеевых Любимовка, нынешняя судьба которой для меня осталась загадкой. По хорошему, здесь должен функционировать музей (напомню, что из рода Алексеевых происходит известный реформатор театра К.С.Станиславский, который вырос в Любимовке), но территория нынче огорожена, а постройки как будто пребывают в состоянии перманентной реставрации. Летом 1902г здесь по приглашению Станиславского жил А.П. Чехов, работавший в то время над «Вишневым садом». Нам постройки усадьбы удалось худо-бедно рассмотреть, обойдя по периметру территорию усадьбы. А сохранилось здесь немало: главный дом, какие-то флигеля, хозяйственные постройки, театральный павильон и даже деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1870-е гг).
Любимовка. Господский дом (нач.XIXв).
Господский дом с другого фасада.
Хозяйственные постройки усадьбы.
Театральный павильон (сер.XIXв).
Он же с другого фасада.
Усадьба стоит на берегу реки Клязьма.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1870-е гг)
Деревянный барабан колокольни с изображениями святых.
Прогулки по Клязьме. Дача Леоновых
21 сент. 2020 г., 16:09
С началом движения поездов в 1862 году на участке от Москвы до Сергиева Посада окрестности Пушкино становятся популярным местом для загородного отдыха. Однако со временем урбанизация вытеснила в наших краях прежние, преимущественно деревянные дачи. Одна из немногих таких дач сохранилась в микрорайоне Клязьма, в поисково-информационных системах этот дом обозначен как «Дача Леоновых».
Дом строили «вашковцы»
Дача Леоновых находится в нескольких минутах ходьбы от железнодорожной станции, её трудно не заметить благодаря массивной темно-красной крыше с килевидными фронтонами. У этого чудом уцелевшего шедевра архитектуры весьма интересная судьба.
Вероятно, дом был построен в 1905 году так называемыми вашковцами – группой последователей философии архитектора Сергея Вашкова, который был автором и других проектов в Клязьме: церкви Спаса Нерукотворного Образа и ныне утраченной дачи Александренко.
Нынешние хозяева рассказывают, что первым владельцем этого дома был предприниматель Серафим Васильевич Второв. Вскорости после революции он эмигрировал в Европу, и некоторое время дом стоял заброшенным, лишь в 1929 году его приобрёл Иван Иванович Леонов. Он был родом из Тверской губернии, занимался поставкой войлока для военного обмундирования. В семье Леоновых было восемь детей, вместе с родителями в этот дом заселились шестеро из них. Нынешние хозяева – прямые потомки Ивана Ивановича Леонова.
Таинственные символы
Популярный фотограф и тревел-блогер Федор Савинцев, побывав на даче Леоновых, поделился впечатлениями в своем профиле: «Эта дача выполнена в стиле модерн с элементами дохристианских символов, что, безусловно, говорит о глубоком и вдумчивом подходе 〈автора〉 к миропониманию». Символов тут действительно много, и знатоки наверняка найдут здесь отсылку к древнерусскому зодчеству.
Дом имеет четыре входа по всем сторонам света. При этом ни один из фасадов не повторяется. Щипец крыши в форме полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом (такую крышу еще называют «бочкой») обрамляют причелины.
В Древней Руси причелину связывали с обозначением лба, «челом» дома. Орнамент причелины указывает на связь дома с верхним миром, где находится солнце и «хляби небесные». Причелины защищают дом от негативного влияния небесных явлений.
Другой интересный элемент внутри кокошника крыши – разветвленный символ. Он напоминает руну Альгиз – знак древнейшего алфавита, похожий на фигуру человека, который призывает богов или заряжается энергией небес. Руна Альгиз символизирует собой мощную защиту, покровительство руны позволяет оставить все неприятное где-то снаружи, обеспечить человеку надежное укрытие.
Свесы кровли украшены подзорами, а над верандой – массивными гирьками. Дому присущи асимметричность и диспропорция объёмов, которые являются характерными особенностями в архитектуре деревянного модерна
Чаепития по воскресеньям
Сейчас правнук Ивана Ивановича Леонова, Леонид Николаев, восстанавливает дом и мечтает создать в нем некий культурный центр Клязьмы. По воскресеньям Леонид организует в доме чаепития с прогулкой, небольшой экскурсией и возможностью покормить домашних животных, которые живут здесь же, на участке. Попасть с визитом сюда можно по предварительной договорённости.
Усадьбы Морозовых на реке Киржач
Освоение нижнего течения реки Киржач в XIX веке тесно связано с родом выдающихся промышленников и благотворителей Морозовых, а именно – с двумя самыми известными ее представителями – Тимофеем Савичем (1823-1889) и Саввой Тимофеевичем (1862-1905).
Все началось осенью 1880 года, когда отец Саввы Тимофеевича Морозова, фабрикант и меценат Т.С. Морозов, вместе со специалистами из Москвы, Петербурга и Харькова приехал в Городищи для выбора места под строительство новой отбельной фабрики. Ученые остались довольны расположением места и качеством воды, а местные крестьяне согласились продать необходимые участки земли. И в июне 1883 года фабрика уже была пущена в эксплуатацию. Для удобного управления недалеко от фабрики у Тимофея Савича Морозова было поместье в Усадах, где он часто проводил летние дни, несмотря на множество комаров.
Усадьба Т.С. Морозова располагалась в 2-х километрах от Городищенской фабрики, между бывшей старицей реки Киржач и автострадой Москва-Нижний Новгород. Въезд в усадьбу был с северной стороны. На территории выделялся насыпной холмик, где, по-видимому, стояла беседка. В конце 80-х гг. прошлого века еще сохранилась тропинка к старице и заброшенному колодцу с родниковой водой. На этом месте в 1986 г. удалось побывать нашему известному краеведу В.С. Лизунову (1935-2010). Он отведал воды из источника, посетовав потом в воспоминаниях, что она была с запахом сероводорода, но, по выражению Владимира Сергеевича, пить можно было. На территории было много деревьев, в том числе редких: пирус, ирга, а также дубы, липы, ели, березы и другие. Пирус и ирга были завезены с территории Крыма и Кавказа. Плоды этих реликтовых форм растений местные мальчишки называли «деревянные яблочки».
Морозовская дача упоминается в архивах деревни (ныне – поселок городского типа) Городищи: «К Морозовской фабрике в 1895 году принадлежал один двор и 967 жителей, которые жили в казармах и казённых домах. На Морозовской даче: число дворов – 2, жителей – 8. Станция Усад Московско-Нижегородской железной дороги: число дворов – 2, число жителей – 27».
После смерти Тимофея Саввича усадьба перешла к его старшему сыну Савве Тимофеевичу.
Участник знаменитого пеше-лыжного перехода в 1936 году по маршруту Орехово-Зуево – Москва – Комсомольск-на-Амуре, Константин Михайлович Власов в свое время рассказывал, что в 1917 году, когда ему было 10 лет, он видел, как к берегу Клязьмы бежал человек средних лет в черном пальто и шляпе с тростью в руке. Это был младший брат Саввы, известный меценат, участвовавший в строительстве Зимнего театра, помогавший художнику И.Левитану, Сергей Тимофеевич Морозов (1863-1944). С 1905 г. до 1917 г. он был последним из династии директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Сергей Морозов скрылся за обрывом берега в кустах. Через несколько минут прискакали казаки с красными лентами на папахах и спросили, не видел ли мальчик убегавшего человека. Костя испугался и машинально ответил, что не видел. Позже Константин Власов узнал, что Сергей Морозов отсиделся до утра в кустах по колено в воде и скрылся. Позже, как известно, он эмигрировал из России с женой в 1925 г. и скончался в Париже.
Когда в советское время на месте усадьбы Тимофея Саввича Морозова шло строительство, рабочие наткнулись на остатки старого фундамента из белого кирпича. Предположили, что на этом месте стоял главный особняк Морозовых, он был наполовину бревенчатым. После 1917 года его разобрали, а из материала построили в Городищах три дома.
На реке Киржач находилось еще одно поместье Морозовых, принадлежавшее Савве Тимофеевичу. В июне 1888 года Савва и Зинаида Морозовы узаконили брак в Москве и уехали в Англию. По возвращении оттуда они некоторое время жили в местечке Никольском (ныне – г. Орехово-Зуево) на даче Марии Федоровны Морозовой (дача находилась рядом с городским парком, сожжена в 1997 г.), затем переехали на дачу на реке Киржач в родовом имении Усады. Дача Саввы и Зинаиды Морозовых была спроектирована в 1892 году архитектором Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926) в виде воздушного деревянного терема. Строительство было окончено в 1894 году. По словам потомков купца, Т.П. Морозовой и И.В. Поткиной, почти на всех фотографиях С.Т. Морозова с детьми – этот дом.
Этим зданием восхищались А.П. Чехов, а также друзья хозяев дачи и ее создателя. Именно особняки, построенные молодым Ф.О. Шехтелем для Морозовых, утвердили в Москве славу первооткрывателя новой стилистики в архитектуре. Федор Осипович всегда с теплотой вспоминал о дружбе, которая была между ним и Саввой Тимофеевичем.
Дачу для С.Т. Морозова строили быстро и добротно. Она была деревянной, двухэтажной, с оградой и садом. Здесь Савва Тимофеевич играл свадьбу. Почти все жители Городищ присутствовали на этом брачном обряде. Вино для мужиков выкатывали бочками, женщины с дачной террасы бросали в народ гостинцы. Певчие в красных рубахах и черных шароварах были из Орехова. В те дни хозяйкой дачи стала Зинаида Григорьевна.
Тимофей Саввич приехал однажды осмотреть отстроенную для сына дачу на Киржаче. «Хороша дача! – похвалил он Савву. – Во сколько она обошлась?» Узнав, что на ее строительство затрачено 12 тысяч рублей, Тимофей Савич посетовал: «Очень дорого, очень дорого! Так нельзя тратиться, сынок!»
Дачу по проекту Ф.О. Шехтеля строил А.Г. Розенблюм. Тимофей Савич рассчитался с англичанином и уехал. Савва Тимофеевич вынужден был основную часть времени жить в Москве, а Зинаида Григорьевна не хотела жить одна в Усадах. Она уговорила супруга дать указание разобрать дачу. Этим было поручено заняться одному из управляющих фабрикой Осипу Марковичу Герману. Утварью и материалами разобранной дачи он одарил пол-Городищ. Одну каменную кладовую он подарил Кате Казаковой.
Изначально планировалось перевезти дачу в Загорск, однако позже было решено подарить ее близкому другу супругов Морозовых – великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904 гг.). Доктора советовали А.П. Чехову поселиться в Подмосковье, которое подходило писателю, больному туберкулезом, по климату и по красоте. И Савва Тимофеевич с Зинаидой Григорьевной присмотрели для Чехова одну из дач Маклаковых, которая продавалась. Но Антон Павлович побоялся там оставаться больным, в одиночестве, вдали от докторов, особенно, когда зимой заметет дороги. Тогда Савва Тимофеевич и Зинаида Григорьевна Морозовы решили подарить другу-писателю свою дачу на Киржаче и перенесли ее в имение Покровское-Рубцово, где сами проживали в то время. Однако А.П. Чехов умер в 1904 году в Германии, не успев воспользоваться подарком.
Деревянная дача Саввы Морозова сгорела в годы революции 1905-1907 гг. Тем не менее, сохранился фундамент дачи. Теперь на территории имения расположен МАУ «Центр детского отдыха «Луч» (поселок Барская Гора Орехово-Зуевского района), а на месте самой дачи стоит киноконцертный зал.
Следует также отметить, что между дачей Саввы Морозова на Киржаче и Городищенской фабрикой была построена усадьба лесничего. В то время лес в России особенно ценили и охраняли, за ним ухаживали с большим вниманием. Морозовы, как рачительные хозяева, не допускали такого вопиющего состояния, в котором находятся многие леса и лесопарковые территории в наше время, а лесничий для фабрикантов Морозовых был крупной фигурой и приравнивался по зарплате к директору фабрики.
Напомню, что в 2014 г. нас ждут несколько знаменательных дат, связанных с деятельностью Морозовых: будет отмечаться 155-летие архитектора Ф.О. Шехтеля, 120-летие основания Морозовской дачи на Киржаче и 55-летие лагеря «Луч», на территории которого находилась дача Морозовых.
Путеводитель по историческим местам поселка Клязьма
Посёлок, а ныне микрорайон г. Пушкино, Клязьма, начиная с ХХ века, приобрёл известность как элитный, дачный посёлок. Из всех близлежащих поселений: Пушкино, Листвяны (Мамонтовка), Звягино, Тарасовка, Черкизово, насчитывающих пятивековую историю, он самый молодой, ему всего 175 лет.
Для более углублённого представления об истории посёлка прежде следует ознакомиться с краеведческими материалами о нём, книгами: «Клязьма, история воспоминания» ; « моя»; «Клязьма во времени и лицах» ; «Энциклопедия Клязьмы» ; «На высоком берегу Клязьмы» ; публикациями и Ивана Клязьминского. Эти книги имеются в нашей библиотеке.
Изучив краеведческую литературу и вооружившись этим путеводителем, каждый самостоятельно или в компании друзей может совершить интересную, познавательную пешеходную экскурсию по историческим местам посёлка Клязьма. Маршрут составляет около км и займёт 1,5 — 2 часа.
В добрый путь!
Маршрут краеведческой экскурсии по Клязьме
Путешествие начинаем с пересечения Тургеневской и Крыловской улиц. (1) Это исторический центр Клязьмы. В былые годы поблизости были сосредоточены основные торговые, социальные и культурные объекты посёлка: рынок, магазины, аптека, дом культуры с библиотекой и танцплощадкой, кинотеатр «Культура», школа, почта, отделение милиции, парикмахерская и другие.
Сегодня из этого перечня осталась только аптека (в изменённом виде). (2) Это самое старое из сохранившихся здание Клязьмы, ему 117 лет.
Основали «Аптекарский и парфюмерный магазин» молодые (22 года) провизоры, супруги Иван и Александра Руссковы в году.
В 1862 году между селом Звягино и клязьминским хутором пролегла Северная железная дорога. Платформа «Клязьма» (первоначальное название — «Хутор» 1900 г.) дала толчок к интенсивному развитию посёлка. Тогда же и возникло название поселка, по названию реки.
Тургеневская улица — главная улица Клязьмы, она напрямую соединяет платформу с храмовым комплексом зданий. В хорошую погоду в конце улицы просматриваются купола церкви Гребневской Божией матери.
Идём по улице Чайковской параллельно железной дороге приблизительно 600 метров. Перед нами археологический памятник вв. — курганные могильники кривичей. (4) Памятник федерального значения, занесён в реестр Института археологии РАН (фонд № 589). Кривичи и вятичи — славянские языческие племена, основное этнографическое ядро великорусского народа.
Неподалёку от этого места, восточнее, находилась усадьба водочного магната Петра Арсеньевича Смирнова, (5) питейные лавки (магазины) которого были не только в Москве и Петербурге, но и на пушкинском вокзале. Едва прослеживается тополиная, так называемая, «Смирновская аллея», спускающаяся к реке.
У самой реки был огромный, метров 20 в диаметре, круг (клумба), обсаженный туями и голубыми елями. (6) Несколько деревьев сохранились.
В гг. в усадьбе располагался штаб запасного пехотного полка, расквартированного в посёлке. Солдаты проходили здесь военную подготовку с последующей отправкой на фронты Первой мировой войны.
Проходим по Верещагинской улице и попадаем на Даргомыжскую. К ней примыкает небольшая улица (фактически тупик) Абрикосовский парк. (7) Это романтическое название она получила потому, что здесь начиналась усадьба «шоколадного короля России» Алексея Ивановича Абрикосова и его многочисленных потомков. В те далёкие времена (1898 год) она называлась «Дубы». В этом месте действительно была дубовая роща; да и сейчас ещё сохранилось несколько десятков дубов, что аномально для посёлка с преобладанием хвойных деревьев.
На Даргомыжской ул. в доме № 9 (8) жил (1879–1983), известный в Клязьме цветовод, знаток лекарственных растений и искусства; собиратель грамзаписей, самыми модными из которых были в то время песни Петра Лещенко. В и послевоенные годы у него снимал дачу советский писатель, лауреат Сталинской премии Валентин Петрович Катаев.
Здесь были написаны повести «Белеет парус одинокий», рассказы для детей, «Сын полка», многочисленные статьи.
Мы идём по Боткинской улице; справа от нас бывший парк усадьбы Абрикосовых.
Мы на естественной смотровой площадке на высоком берегу реки, (9) с которого открывается чудесная панорама самой реки и поросшего соснами крутого берега
Здесь речка Клязьма среди зарослей петляет.
С крутого берега такой чудесный вид
И живописцев и поэтов вдохновляет,
А в летний зной к себе прохладою манит.
Посёлок Клязьма наш родной,
Тебя мы любим всей душой.
Хоть обойди весь белый свет,
Но лучше Клязьмы в целом мире места нет!
Строки из Гимна Клязьмы
Внизу, у самой реки, — популярный пляж «Песочек»; левее — обустроенный и освящённый в 2003 г. источник. (10) К нему спускается недавно построенная на средства прихожан добротная лестница; здесь же памятный крест.
Переходим на Аксаковскую улицу. У дома № 10 установлен памятный знак первожителям Клязьмы. (11) Их имена были обнаружены в Исповедальных ведомостях Никольской церкви села Пушкино за 1843–45 гг. Это были молодые (23–25 лет) выпускники земледельческой школы, открытой в 1833 г. под Петербургом по указу Николая I.
Проходим Аксаковскую улицу, первую улицу Клязьмы, до конца, обращая внимание на возможно оставшиеся от той эпохи ветхие дома. Поворачиваем на улицу Державинскую.
Иван Афанасьевич Александренко (1840–1919) — купец первой гильдии, владелец текстильной фабрики в Москве, на которой, помимо основной продукции, выполнялись заказы Товарищества Оловянишниковых по производству церковной утвари. Художественным руководителем этого предприятия был Сергей Иванович Вашков (1879–1914). Так возникло сотрудничество фабриканта и художника.
По проектам и эскизам Вашкова, на средства Александренко в Клязьме были построены три уникальные сооружения: дача Александренко (1909), школа (1911) и церковь Спаса нерукотворного образа (1916).
Угол Салтыковской и Пушкинской улиц (15) огорожен глухим, в некоторых местах повалившимся, забором. За ним руины памятника федерального значения, шедевра деревянного зодчества, жемчужины Клязьмы, дачи Александренко (Пушкинская, 48). Она сгорела 22 сентября 2003 г. в результате поджога.
Выходим на Лермонтовскую улицу. На углу Лермонтовской и Пушкинской улиц (Лермонтовская, 24) в начале ХХ в. находился Общественный круг (16), где проходили увеселительные мероприятия: балы, концерты, спектакли, организованные Комитетом Общества благоустройства Клязьмы. Общество существовало с 1902 по 1914 гг., насчитывало до 400 членов. Оно обустраивало дачную жизнь по социальным, природоохранным, культурным и другим направлениям.
Итак, мы у храмового ансамбля (17) (Лермонтовская № 18; 20; 22), включающего в себя две церкви: Гребенской Божией матери и Спаса Нерукотворного образа; две часовни: во имя св. Александра Невского и надкладезную во имя Илии Пророка; бывшую имени Ивана и Пелагеи Александренко школу (сохранилась надпись старославянской вязью на фасаде).
Летняя шатровая церковь во имя Гребенской (но не Гребнёвской) иконы Божией матери была построена на средства прихожан, богатых дачевладельцев в 1904 г. по проекту архитектора в традициях русского деревянного зодчества
Колокольню пристроили в 1906 г. Церковь простояла более ста лет и сгорела 11 октября 2007 г. Причина — неисправность электропроводки. На её месте в 2015 году воздвигнут каменный храм, повторяющий архитектуру утраченного.
В 1938 г. церковь закрыли, колокол был сброшен, дал трещину, потерял голос. Дальнейшая судьба колокола на полвека была не известна. Он был случайно обнаружен на подворье Сретенской церкви в Новой деревне прихожанином клязьминской церкви. Колокол вернули на подворье, и поставили возле часовни.
Кондрашовы Сергей Никитич и Иван Никитич — почётные граждане, крупные фабриканты, владельцы текстильной фабрики в Щёлкове. Иван Никитич был одним из инициаторов строительства церкви, внёс крупный вклад. Он имел три дачевладения в Клязьме, состоял в Обществе благоустройства посёлка.
Зимний храм во имя Святителя Николая заложен в 1915 г. в ознаменование дома Романовых. Строительство было закончено к году. Отделку и внутреннюю роспись храма закончить не удалось по причине начала Первой мировой войны и последующих революционных событий. Освящён храм спустя семьдесят три года, в 1989 г. во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа. Наш храм один из первых в России построен с применением железобетона. Над звонницей — образ Спасителя в затейливом обрамлении райских растений и животных в окружении крылатых серафимов и херувимов.
На фасаде изображения двух святых Николая Мирликийского и митрополита Московского Алексия — покровителей Николая II и цесаревича Алексея. Внешнее оформление храма изначально было выполнено в майолике.
Застывает взгляд проворный на иконе всякий раз,
А на ней нерукотворный бесподобный дивный Спас.
Светлый лик, глаза такие в душу искренне глядят,
Будто бы сама Россия подарила этот взгляд.
В нем терпение и муку меткий глаз изобразил,
Словно целый мир художник в этот дивный взгляд вложил.
Э. Бушуева
На этом нашу экскурсию можно закончить и возвратиться по ул. Тургеневской на исходную точку. Если возвращаться по параллельной Пушкинской ул., то надо обратить внимание на дом № 26, так называемый «Минутка». (19) Он лучше виден со стороны Салтыковской улицы и узнавем по миниатюрной башенке на крыше. В годы здесь в летний период жили семьями И. Ильф, Е. Петров, К. Ротов, Б. Левин. Здесь бывали писатели: В. Катаев, М. Кольцов, В. Ардов, Ю. Олеша; художники: Б, Ефимов, Л. Бродаты, Кукрыниксы — «Клуб чудаков», как они себя называли.
Желающим посетить частный музей «По волнам нашей памяти» по предварительной заявке надо пройти от церкви по Лермонтовской ул. ещё с километр на ул. Чеховскую, дом № 19. (20) В музее собраны предметы быта середины прошлого века и более ранние; действующие технические устройства; представлены произведения народных промыслов; картины. С музеем можно ознакомиться по Интернету.
Использование материалов полностью или частично с письменного разрешения автора