дача максимова в ломоносове
В окрестностях музея-заповедника “Ораниенбаум” на Краснофлотском шоссе расположена дача Максимова, датирующаяся 1892 годом постройки. И хоть здание входит в список памятником архитектуры федерального значения, оно пребывает в довольно плачевном состоянии. Стоит отметить, что фасады и внутренние интерьеры сохранили свою изначальную историческую архитектуру, что довольно редко в наше время. Дачу Максимова нужно посещать параллельно с визитом в музей-заповедник Ораниенбаум, чтобы прочувствовать на себя весь колорит различия между заброшкой и роскошью с шиком дворцового ансамбля.
Историки уверены, что дача Максимова – это “последний из могикан”, который является последним представителем строений, возведённых вдоль южного побережья Финского залива на стыке XIX — XX веков, когда в данной местности был настоящий бум дачного строительства. На протяжении длительного периода времени, точно было не известно, кто был первым владельцем дачи. В 90-ых годах прошлого столетия историки были уверены, что участок принадлежал некому Максимову, который был адмиралом.
И вот совсем недавно наконец-то появилась проверенная информация, что первым владельцем дачи был 1-й гильдии Иван Максимович Максимов. Если верить записям купеческой книги 1891 года, то изначально Максимов получил домашнее образование, с 1862 по 1879 года – имел статус купца 2-о1 гильдии, а вот с 1880 года он становится потомственным почетным гражданином и ему пожалован статус петербургского купца 1-ой гильдии.
Изначально Максимов основал свое дело в Санкт-Петербурге, он занимался ссудным процентом и делал это довольно успешно. Если изначально он владел небольшой меняльной лавкой по адресу Банковская линия 2(современная улица Ломоносова, 2), то уже в 1900 году он был владельцем банкирской конторы. Основным видом деятельности банкирских контор, находящихся рядом с биржей, было кредитование биржевых игроков. В прошлом веке он даже занимал должность в Санкт-Петербургском городском кредитном обществе, смог даже получить чин действительного статского советника.
Дача Максимова была возведена на территории усадьбы Андреевское, которая была так названа в честь управляющего Ораниенбаумом. В 1820 году эти земли были подарены управляющему по личному распоряжению Александра I. Император в последние года своего царствования очень любил Ораниенбаум и таким способом хотел показать похвалу за превосходное состояние свой резиденции.
В наши дни при желании можно ознакомится с сюитой литографий Мартынова этого времени, на которых изображены различные пейзажи окрестностей Ораниенбаума. Несколько была созданы как раз на даче Максимова.
Во времена СССР на территории дачи был расположен Ломоносовский дом ребенка, который закрыли лишь в 2009 году.
В настоящее время здание не используется, при этом оно охраняется дежурной и собаками. Самым удивительным моментом является то, что в доме хорошо сохранились внутренние интерьеры и при желании можно упросить дежурную показать их вам.
Дача Максимова стала популярна после того, как в социальных сетях появились мистические фотографии со скульптурами детей, одетыми в одежду. Смотрится это конечно жутковато на фоне леса, но многие поспешили приехать, чтобы сделать аналогичные кадры. В момент моего приезда, вокруг бегали три собаки, настроенные явно недружелюбно, поэтому сделав пару кадров, мне пришлось удалиться, до дежурной дойти не удалось.
Адрес: Ломоносов, Краснофлотское шоссе, 16
Как добраться до Дачи Максимова
Дача Максимова (деревянная)
Дача Максимова
Ломоносов, Краснофлотское шоссе, 16
Ломоносовский психоневрологический дом ребенка
Дача Максимовых
в начале XX века.
Семья Максимовых
на даче
Внучка петербургского купца
гильдии Ивана Максимовича Максимова
— поэтесса Мария Карамзина,
урождённая Максимова.
(добавил Magedu)
Дача Максимова
Дача Максимова в городе Ломоносов (Ораниенбаум) по Краснофлотскому шоссе,16, является памятником архитектуры федерального значения. Исследователь архитектурного наследия Петергофской дороги и ОраниенбаумаС.Горбатенко писал в своей монографии: «Фасады и даже (редкий случай) интерьеры главного здания во многом сохранили историческую архитектуру».Этот дом – своего рода «последний из магикан» масштабного дачного наследия рубежа XIX-XX вв. вдоль южного берега Финского залива. Между тем, до сих пор не было известно даже, что за Максимов построил эту дачу. В постановлении о взятии под охрану от 1992 г., подписанном Б. Ельциным, она значится как дача «адмирала Максимова». Тот же Горбатенко предположил, что, возможно, имеется в виду Прокопий Максимов, учредитель пароходной фирмы в Кронштадте. Не так давно мне удалось установить, что владельцем дачи был петербургский купец 1й гильдии Иван Максимович Максимов. Объектом моего исследования была, впрочем не сама дача, а судьба его внучки, эмигрантской поэтессы Марии Карамзиной, поэтому я не претендую на полноту сведений именно по даче. Однако было бы несправедливо не поделиться фактами, которые стали мне известны.
Иван Максимов родился в 1840 г., скончался в 1906, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре. По купеческой книге 1891 г.: «получил домашнее образование», в 1862-1879 гг. – купец 2й гильдии, с 1880 г. – петербургский купец 1й гильдии, потомственный почётный гражданин. История его успеха – история развития капитализма в России. В пореформенное время Иван Максимов начал собственное дело в Петербурге и поле деятельности выбрал нестандартное – ссудный процент, и на поприще этом преуспел. Начинал он деятельность с меняльной лавки. Она находилась в Малом Гостином дворе, по Банковской линии, ныне улица Ломоносова, д. 2. В 1900 г. И. М. Максимов преобразовал меняльную лавку в банкирскую контору. Банкирские конторы, особенно расположенные вблизи биржи, занимались кредитованием биржевых игроков. К XX в. он был одним из руководителей Санкт-Петербургского городского кредитного общества, дослужился до чина действительного статского советника. Это звание соответствовало чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте. Возможно, отсюда «дача адмирала»? Общество было образовано в 1861 г. для выдачи ссуд под залог недвижимого имущества, находящегося в черте Петербурга. О значении общества в сфере жилищного кредита свидетельствует тот факт, что председателя комитета владельцев облигаций общества назначал министр финансов империи. В здании городского кредитного общества (нынешний адрес – площадь Островского, д. 7) и сейчас размещается банк «Санкт-Петербург», его ипотечный отдел. Символично, что именно здесь, в зале собраний общества, в 1895 г. впервые публично выступал молодой писатель Иван Бунин, о чём возвещает мемориальная доска. Впоследствии Бунин, маститый уже литератор, лауреат Нобелевской премии, сыграл важную роль в судьбе Марии Карамзиной, внучки Ивана Максимова. Первая супруга Ивана Максимова скончалась в 1881 г. Вскоре он женился вторично на Марии Георгиевне Клаповской, представительнице известного московского клана купцовдомовладельцев. Достаточно указать, что представительство администрации Ленинградской области в Москве планируется разместить в усадьбе Клаповской на Гончарной улице. После второго брака заметно меняются приоритеты в деловой активности Ивана Максимова – он начинает вкладываться в недвижимость. (Горбатенко С.Б.Петергофская дорога. – 4е изд., испр. и доп. – СПб, 2013, с. 412).
От первой жены Иван Максимов имел сыновей Владимира и Николая, дочь Софью. Дети от второго брака: Иван, Евгений, Александр и Мария. В 1889 г. Иван Максимов построил четырёхэтажный особняк для своей большой семьи на Спасской улице. Этот дом до сих пор стоит и в путеводителях по Петербургу так и называется – особняк купца Максимова (современный адрес ул. Рылеева, 29): «Трёхэтажное пастельное здание выполнено в неоклассическом стиле. Особо примечателен его второй этаж, выделенный высокими полуарочными окнами. Нарядный вид дому придают тёмно-коричневые лепные элементы, выделяющиеся на общем светлом фоне». В последующие годы он приобрёл ещё несколько объектов недвижимости на территории Петербурга. Ему принадлежали, например, дома с адресами: Бол. Зеленина, 15, Гродненский пер., 8. Дореволюционные купцы были людьми глубоко религиозными и почитали насущной необходимостью заниматься «богоугодными» делами, говоря проще – благотворительностью. Иван Максимов состоял членом хозяйственного комитета Покровской общины сестёр милосердия, более того, был её казначеем. Как раз к рубежу XIX-XX веков относится масштабное строительство на участке общины на Васильевском острове. По сведениям энциклопедии Санкт-Петербурга: «В 1897-1899 по проекту архитектора В. В..Виндельбандта было построено новое трёхэтажное здание главного корпуса общины. В нём расположились больница, аптека, помещения для сестёр и испытуемых. Здание имеет выступ над входом, где на втором этаже располагалась церковь во имя иконы Божией Матери всех скорбящих радости с Митрофаниевским и Покровским приделами. Община приобрела новое оборудование для операционной, врачебных кабинетов, аптеки, лаборатории, а также обстановку для общежития сестёр. Новое здание имело центральное паровое отопление, канализацию и собственную электростанцию. Перед ним разбили сад, а все подъезды вымостили булыжником. К началу ХХ века благотворительные учреждения общины размещались в 30 каменных и деревянных домах, выстроенных на её территории. Община имела: отделение сестёр милосердия (до 100 человек); аптеку и амбулаторную лечебницу для приходящих больных, принимавшую свыше 30 000 человек в год; больницу на 50 кроватей с хирургическим, терапевтическим и гинекологическим отделениями; приют для малолетних, в котором находились 25 девочек; Покровскую женскую гимназию с интернатом, где учились и проживали 100 девочек (для неё в 1900-е возвели специальное двухэтажное здание; оно не сохранилось); приют для бездомных св.Иоанна Молчальника (Гаванская ул., 4), где призревалось 30 детей; ремесленный приют и амбулаторию для приходящих… Имущество общины оценивалось более чем в 1 млн. руб. Её деятельность материально поддерживала Городская Дума». Общине покровительствовали члены царской семьи. Поскольку именно В. Виндельбандт был автором особняка Максимова на Спасской улице, думается, появление его в списке авторов комплекса зданий Покровской общины на Васильевском острове обусловлено его знакомством и сотрудничеством с Иваном Максимовым. Логично тогда предположить, что и проект дачи в ОраниенбаумеИ.Максимов мог заказать В.Виндельбандту. Хронологически появление «дачи Максимова» (1892) укладывается в это предположение. В.Виндельбандт не принадлежит к числу знаменитостей на архитектурном олимпе Петербурга, таких крупных авторов, в том числе, дачного строительства, как, например, Л.Бенуа (дача М. Н. Бенуа в Мартышкино) или В. Стаценко (дача Репина «Пенаты»). В семье дачу в Ораниенбауме называли «Марьино» – в честь Марии Георгиевны. Именно она унаследовала имущество и бизнес после достаточно ранней смерти супруга. По отцовской купеческой стезе пошёл только старший сын Владимир, отец поэтессы. Он председательствовал в разных финансовых учреждениях города Петербурга. К 1917 г. он занимал пост директора Санкт-Петербургского частного ломбарда, офис которого на углу Владимирского и Загородного тоже недавно был признан памятником архитектуры. В архиве М. В. Карамзина, его внука, сохранилось несколько фотографий, которые запечатлели В.Максимова и его детей на даче в Марьино. Предположительно, здесь же написано дебютное стихотворение тогда петербургской гимназистки Маши Максимовой, которое она впоследствии включила в свой сборник «Ковчег»: Завтра собираемся в столицу. Сыплет сад листвою пожелтелой. Уж растенья на зиму в теплицу Отвезли с террасы опустелой. Милый сад, ты пышно распускался. Помнишь гроз весенние набеги? На сырых дорожках след остался От колес садовничьей телеги. Я пойду проститься с полем, с лесом, Где груздей темны и мокры груды. Под сквозным, пестреющим навесом Постою у илистой запруды. Дома хлопоты, столпотворенье, Над посудой сердится дворецкий. – Летом я писала сочиненье – Параллель: «Онегин и Лаврецкий».
Садовник, дворецкий – признаки весьма обеспеченной жизни семьи из очень состоятельного класса. Теплица, садовые дорожки, запруда – признаки того самого имения «дача Максимова» по соседству с ораниенбаумским дворцом. Стихи перекликаются с описанием имения, которое даёт С.Горбатенко: «Был создан усадебный ансамбль с обширным деревянным домом. Также были сооружены оранжереи и подсобные строения. Вокруг дома и на склоне террасы разбили парк с экзотическими растениями, в ложе близлежащего оврага построили гранитную плотину-водоспуск, с помощью которой был создан пруд. Пейзажной дорогой ансамбль был подключен к Английской дороге ораниенбаумского Верхнего парка. К морю и вглубь леса проложили прямые «перспективные» аллеи».
(С.Горбатенко. Петергофская дорога. СПб, 2013; с. 411).
Надо добавить, что выбор жизненного пути М. И. Максимовой во многом был продиктован знакомством с Григорием Церетели. Муж её старшей сестры Софьи, Григорий Церетели (1870, Санкт-Петербург – 1938(9?) год, Тбилиси, репрессирован) – филолог-классик, видный папиролог, до революции был профессором Петербургского университета, где заведовал кафедрой классической филологии. В архиве М. И. Максимовой, который хранится в институте истории материальной культуры, сохранилась обширная переписка, в которой крупный учёный наставляет свою юную родственницу. Многие письма Григория Церетели адресованы «её превосходительству Марии Максимовой» (дочь действительного статского советника!) на «станцию Ораниенбаум, Красногорское шоссе, дачу Максимова».Есть фотография членов семьи Максимовых, в том числе Марии Ивановны, Григория Церетели и Маши Максимовой, будущей Карамзиной, предположительно, на даче в Ораниенбауме. Большинство Максимовых погибли во время революции или во время репрессий 1930-х гг. Памяти ещё кого-то из сыновей И. Максимова, погибшего в 1919 г., посвящено стихотворение М. Карамзиной «Уж много лет в чертогах рая» – пожалуй, вершина её религиозно-философской лирики:… Он в жизни был больной, беспутный, Богат деньгами, духом слаб, Покорен прихоти минутной, Беспечной суетности раб. То здесь, то там, В Париже, в Ницце, Всегда с родными не в ладу… А умер с голоду в больнице Он в девятнадцатом году…
Последняя владелица дачи Максимова Мария Георгиевна Максимова-Клаповская скончалась в 1929 г. в Ленинграде. Мария Ивановна Максимова продолжала жить вместе с матерью в бывшем особняке на Спасской, ставшей Рылеева, теперь уже в коммунальной квартире. Судьба её была непростой. Для тех, кто заинтересовался, могу порекомендовать статью Ю. Виноградова «М. И. Максимова. Путь русского учёного» в сборнике «Записки института истории материальной культуры» за 2016 г. Ещё в 1952 г., в советской анкете сталинского времени, она была вынуждена отвечать на вопрос, каким недвижимым имуществом родители владели до революции. Скрепя сердце и дрожа от страха стать «разоблачённым агентом мировой буржуазии», она выводила: «дом в Санкт-Петербурге и дача в Ораниенбауме».
(С. Гаврилов, Таллин, Эстония. Газета «Балтийский луч» № 7 от 15 февраля 2019 г.; добавил: Magedu )
Найдены возможные дубликаты
Даже если объект продать за рубль, то на проектно-изыскательские и согласование надо закладывать 10 млн., да на ремонт поболе того.
Доходный дом Р. Г. Веге
год постройки: 1912-1914
архитекторы: с. о. овсянников, и. п. ставицкий
Святой Вацлав на перевернутом коне
Почему дата гибели князя отмечается в Чехии как столь важный государственный праздник?
Все дело в том, что, во-первых, св. Вацлав очень активно отстаивал интересы маленькой, но гордой Чехии на международной арене. Во-вторых, ревностно вводил здесь христианство. В третьих, сделал многое для сплочения разрозненных людей внутри страны, и, как следствие, пользовался большой любовью своего народа. Без сомнений, сыграл здесь и тот факт, что погиб князь мученической смертью — от руки своего брата Болеслава, придерживавшегося другой веры, желавшего самостоятельно сесть на трон, а также ведомого подстрекательствами придворных, а по некоторым источникам — даже родной матери. Все это и привело к тому, что после смерти Вацлав был канонизирован, а затем назначен патроном* Чехии.
*Патрон — человек в Древнем Риме (от лат. patronus — «защитник, покровитель»), лицо, бравшее под своё покровительство малоимущих или неполноправных граждан.
Могила св. Вацлава в соборе св. Вита (первую версию которого, кстати, построил он же) является объектом всеобщего паломничества. Его останки — шлем, меч и панцирь — почитаются как святыня.
Любите легенды? Согласно одной из них, св. Вацлав (со своим войском, конечно же) до сих пор живет в недрах горы Бланик и ждёт дня, когда над Чехией нависнет реальная угроза, чтобы проснуться и спасти свои земли. По всей видимости, ни одну из войн прошлого века за такую опасность он не посчитал. В целом, думаю, он не ошибся, с Чехией вроде бы все хорошо 🙂
Вообще Вацлавская площадь была так названа в 1848 году, однако статуя, к которой мы привыкли, появилась там лишь в 1912. Изначально, до 1879 года, там стояла другая статуя за авторством Яна-Йиржи Бенделя, которую демонтировали и «переселили» в Народную Галерею (а копию поставили на Вышеграде), т. к. по мнению некоторых, она была недостаточно парадной для главной площади страны.
В целом ничего удивительного, ведь старую статую скульптор сделал еще в 1680, за 150 лет до того, как Вацлавак решили назвать Вацлаваком. Примечательно, что эта статуя стала последней в жизни автора: буквально через несколько месяцев после завершения ее создания он скончался от чумы, эпидемия которой бушевала в те годы в Чехии.
Ян-Йиржи Бендель считается первым выдающимся чешским скульптором эпохи барокко. Его скульптурному стилю подражали многие преемники, а некоторые из его статуй до сих пор можно увидеть в Национальной галерее, а также на Пражском Граде. К примеру, он работал над первой Марианской колонной, аналог которой в прошлом году вернулся на Староместкую площадь.
А то, что на фотке — так это вообще новодел эпатажного Давида Черного, и что хотел сказать автор своей работой, точно никто не знает.
Однако существует версия, что на коне сидит вовсе не св. Вацлав, а бывший во время создания статуи (1999) президентом страны Вацлав Гавел в образе князя, ну и типа он «засиделся» (он руководил страной почти 15 лет) на высоком посту (статуя же подвешена), так, что даже конь уже сдох. Учитывая, что пан Черный вообще любит продвигать через свое творчество антиправительственные идеи, вариант, как по мне, весьма правдоподобный.
Ну и вроде бы между хозяином Люцерны и автором работы было подписано соглашение о том, что «перевернутый конь» будет находиться в Люцерне до того времени, пока «в землях Короны Чешской не наступит период конституционной монархии». Но этого, само собой, наверняка никто не знает 🙂
Судьба Максимовой дачи
Можно просто ездить сюда на шашлыки. Можно смотреть на это место как на замусоренные развалины. А можно задуматься и представить что здесь было раньше, узнать судьбу этого места… Этот пост я начала писать после того как специально сходила на Максимову дачу представить как жили люди которые любили это место, любили Севастополь, как бы тут было красиво не случись всех тех трагических событий… Пост был заброшен на самом сложном для меня «введении» и «заключении», в суете будничных забот я едва ли найду время написать «идеальное вступление», так что не судите строго мой первый пост. Попробуйте и вы окунуться в атмосферу этого покинутого прекрасного парка, посочувствовать ему как человеку…
Райские годы в истории Максимовой дачи
Казалось, сами боги благосклонны к этой семье. Алексей Андреевич занят на строительстве двух крупных объектов. Для строительства собственной усадьбы он приглашает известного архитектора В. А. Фельдмана, автора таких знаменитых памятников, как Панорама и Памятник Затопленным Кораблям. (Немного отойду от темы: прогуливаясь возле Панорамы, обратите внимание на колону – фонарный столб на которой изображен Памятник Затопленным Кораблям…совпадение? не думаю(с)).
Чтобы разбить парк в пустынной Хомутовой балке были привлечены сотрудники Никитского Ботанического Сада. Их силами высажено более 1,5 тысяч ценных и реликтовых растений со всех уголков Крымского полуострова, разбиты цветники и клумбы, обустроены парковые зоны.
На территории усадьбы находился главный жилой комплекс, служебный комплекс и пчельник. Среди величественных деревьев и прудов расположились часовня, летний и арабский домики.
На склонах был высажен виноград редких сортов. Южнее усадьбы построили винный завод с подвалами. На территории парка находились оранжерея, розарий и вольер с экзотическими животными.
Парковая территория делилась на «верхний парк» и «нижний парк». По всей его площади были разбросаны многочисленные архитектурные элементы: мостики, беседки, фонтаны, каменные лестницы, искусственные руины, подражающие стилю Древнего Херсонеса.
В центральной части «верхнего» парка был устроен каскад, состоящий из трех водоемов. Два из них по своей форме напоминают Азовское и Черное моря. В прудах разводили рыбу и раков, которыми Алексей Андреевич щедро угощал своих гостей.
В 1901 году Максимова избирают Городским Головой Севастополя. На этой должности он находился до 1908 года. Усадьба к тому времени становится известнейшей достопримечательностью Севастополя. Семья Максимовых являлась известными меценатами: любой мог прийти к ним за помощью и получить беспроцентную ссуду.
Супруга Алексея Андреевича – Аполлинария Сергеевна также принимала активное участие в судьбе жителей Севастополя. Ее можно было увидеть в тюрьмах, больницах и сиротских приютах, куда она лично везла тележку доверху забитую всем тем, что выращивалось в усадьбе: медом, овощами и фруктами, молоком и мясом. Солидные суммы семья жертвовала на строительство храмов и библиотек.
Но счастье Максимовых было призрачным и недолгим. Судьба не сулила этой семье тихой уединенной жизни, о которой они так мечтали… 1904 год, Алексей Андреевич позирует со своей любимой собакой на фоне своих владений. Он еще не подозревает, что смутные времена уже на пороге.
После выхода Манифеста Николая II в Севастополе начинаются волнения. Максимов по долгу службы не мог оставаться в стороне. Алексей Андреевич поддерживает П.П. Шмидта – руководителя восстания на легендарном крейсере «Очаков». После подавления этого бунта, он скрывает мятежников на своей даче. Взрослые дети Максимова принимают активное участие в революционных событиях. На городского голову начинают сыпаться поклепы и доносы. Максимова отстраняют от должности. Он просит аудиенции у Николая II, чтобы объясниться, но не получает положительного ответа.
Не выдержав гонений, в августе 1908 года Алексей Андреевич решает покончить жизнь самоубийством в своей любимой усадьбе. Один точный выстрел забирает у города его главного благодетеля. Проводить в последний путь своего покровителя собирается рекордно большое количество горожан.
Незадолго до смерти Максимова появляется на свет его последний, девятый ребенок – дочка Вера. Аполлинария Сергеевна в одиночку не справляется с огромной усадьбой и многочисленным семейством. Парк потихоньку приходит в запустение. Старший сын, Алексей, устраивает в имении шумные попойки, чем окончательно доводит мать. Беды продолжают сыпаться на семейство Максимовых.
В 1916 году происходит страшная трагедия – на глазах у дочери покойного градоначальника, Надежды, взрывается линкор «Императрица Мария», унося из жизни ее возлюбленного. Надежда не может смириться с утратой и сходит с ума. От ужаса прямо на Графской пристани ее сводит паралич и вызывает преждевременные роды. Ребенка удалось спасти, но его мать так никогда и не оправится после пережитой утраты и проведет жизнь в богадельне. Аполлинарии Сергеевне некогда заниматься внучкой, она итак не справляется с управлением усадьбой, девочку отдают в сиротский приют.
Наступает роковой 1917 год. Приход революции окончательно ломает судьбы Максимовых. Семья продолжает распадаться. Две дочери уезжают за границу, дочь Евгения погибает. Старший сын Алексей уходит, как и многие офицеры вместе с армией Врангеля. Следы его теряются где-то в Турции. С приходом красных в 1920 году, Аполлинарию Алексеевну выселяют из собственного дома, оставшиеся деньги и драгоценности, как и дачу, конфискуют. Она забирает свою внучку, последнюю родную кровинку, из приюта.
Могла ли Аполлинария Алексеевна подумать, еще несколько лет назад, что ей придется стоять под стенами Покровского собора, построенного на деньги ее мужа, и просить милостыню?!
И реки станут красными как кровь…
Вскоре после вступления частей Красной армии в Севастополь в городе была объявлена регистрация. Поначалу людей регистрировали и распускали по домам. Но вскоре вышел новый приказ, объявивший повторную регистрацию, и все пришедшие на нее были арестованы и в подавляющей своей массе расстреляны.
Молодое советское государство получило в свою собственность 6 гектаров земли на отшибе города, для чего ее стали использовать?! Конечно, для вышеупомянутых расстрелов. По воспоминаниям современников под покровом ночи на грузовиках сюда привозили тысячи белогвардейцев и «неблагонадежных» жителей Севастополя.
В смертные ямы Максимовой дачи легли не только сотни офицеров и солдат Русской армии, но и представители гражданского населения – сестры милосердия, учителя, инженеры, актеры, чиновники. По злой иронии судьбы, именно здесь, в родительском имении, был расстрелян второй сын Максимова – Николай.
Чаще всего расстрелы происходили у каменной стены рядом с прямоугольным бассейном парка. После казни палачи-красноармейцы часто заходили к главному виноделу Максимова, Аверьяну Костенко, и просили у него вина. Ночью, когда все затихало, из комнат, где спали красноармейцы, слышались крики, команды и вопли.
Вспоминает Полина Василенко, которая в то время жила в Лабораторной балке (совр. ул. Ревякина) Севастополя и стала невольным свидетелем того, как вели на расстрел группу офицеров и молоденьких девушек-гимназисток, одетых в одежды сестер милосердия:
«Произошло это примерно в 5 часов утра. На улице раздался крик. Я вышла за ворота, и глазам моим предстала страшная картина: окруженные всадниками, в пыли, по дороге шли около 30 офицеров и 20 сестер милосердия. Один из кавалеристов оттеснил меня к забору, где я и оставалась, как вкопанная, наблюдая происходящие события. Медсестры были одеты в светло-серые платья, белые фартуки с красными крестами, нанесенными на груди девушек. За ними двигались три «драгаля»;—;небольшие пустые повозки. Вдруг один из молоденьких офицеров, быстро оглянувшись вокруг, бросил к моим ногам какой- то предмет. Я присела и подняла с земли изящный золотой медальон. Но тут на улице появилась мама. Она отругала меня за то, что я вышла на улицу без разрешения, и увела в дом, отобрав медальон. Когда мы оказались в комнате, мама открыла его золотую крышечку и осторожно извлекла записку на папиросной бумаге. «Умоляю, передайте родным, и маме, что меня расстреляли в Севастополе. Целую, люблю их всех…», дальше были написаны адрес и фамилия офицера. Я так и не узнала, выполнила его просьбу мама или нет, но на всю жизнь осталось в памяти лицо офицера: вьющиеся есенинские кудри, бледный цвет кожи и большие наполненные болью и слезами глаза…К сожалению, медальон сохранить не удалось. Во время немецкой оккупации 1942–1944 гг. его обменяли на хлеб. Говорят, и другие жители Севастополя вспоминали, что, когда приговоренных к казни вели по улицам города, они часто бросали вокруг себя записки. В них были прощальные слова и часто в разных интерпретациях звучали фразы «нас сегодня расстреляют», «ведут на расстрел», «сегодня я живу последний день»».
Мирное время не стало счастливым для Максимовой дачи… Все деревья были сломаны, здания разрушены, повсюду зияли воронки от снарядов. Никто не спешил восстанавливать величественный парк. Пока все новые и новые проекты по использованию этой земли ходили по коридорам административных зданий, а чиновники не могли поделить все еще лакомую землю, местные жители, как это водится, стали потихоньку разворовывать остатки былой роскоши. В прудах стали мыть машины, а ценные породы деревьев рубились в костер для шашлыков… Такую картину мы наблюдаем и по сей день. Что интересно, на данной территории периодически проводятся субботники, но с каждым разом Максимова дача становится все грязнее. Что это: проклятие Максимовой дачи (о нем читайте ниже) или немыслимое свинство местных жителей (тут то уже на отдыхающих стрелки на переведешь)?! Остается только гадать… Но по какому-то злому року не Севастопольского ботанического сада, не парка с музейной частью и зоной для пикников, которые все планируют тут построить мы тут не видим….
Проклятие Максимовой дачи
Многие люди замечают ухудшение самочувствия в этом месте, вплоть до навязчивого желания покинуть его. Часто здесь посещают тяжелые мысли и беспричинные страхи. Неудивительно, что в народе стали поговаривать о Проклятии Максимовой дачи.
Некоторые специалисты оккультных наук полагают, что архитектор Валентин Фельдман, проектируя парк, зашифровал тайные каббалистические знаки, сделавшие это место прибежищем злых духов. Однако обоснованного подтверждения данной теории они предоставить не могут.
По другой теории в древности в этих местах располагались какие-то античные поселения. Были найдены похожие на жертвенники, сооружения, назначение которых точно не удалось определить. Вероятно, эта балка имела культовое значение.
Если верить данной теории Максимов купил земли в этом месте не просто так. Здесь в ту пору залегал в огромном количестве известняк, которого так не хватало Алексею Андреевичу для городского строительства. Максимов, сделав расчет, увидел, что кубический сажень этого камня обойдется ему всего рублей в 15 — 16, между тем как камень из инкерманских каменоломен обошелся бы в 27 — 28 рублей. Таким образом, на каждом кубе камня он мог сэкономить около 12 рублей, тайно заменяя часть материалов более дешевыми. Выбирая камень только с поверхности, он получил в придачу великолепный плантаж на протяжении 2 или 3 десятков десятин (десятина = 1,092 кв. км), где развел роскошный виноградник. Кто знает, какие силы он потревожил, снимая поверхность почвы при добыче камня… И земля захотела крови. Земля захотела жертв, как раньше.
В заключении хочется сказать спасибо всем тем, кто неравнодушен к судьбе этого места и и оставить для вас интересный ссылки:
https://vk.com/maksimovs_estate группа вк посвященная Максимовой даче
http://my.mail.ru/mail/a..tala/photo/1126 «Мой мир» внучки Максимова, Натальи Астанкович, альбом с архивными фотографиями Максимовых
Также тем, кого заинтересовала это место, советую почитать книгу Аркадия Чикина « Севастополь, которого нет: Максимова дача». Признаюсь, сама не читала эту книгу, но если найду ее, обязательно поделюсь впечатлениями.
«Эта территория всегда будет находится в упадке, это проклятая территория, это территория стыда тех детей родители которых уничтожили на этом месте десятки тысяч людей, эта территория должна умереть, чтобы скрыть следы преступления, которое висит на нас с вами. Я больше часа не могу находиться там. Когда я представляю себе эти бассейны в которые реками стекала кровь, простите я не могу смотреть, как там жрут свой шашлык потомки и тех кто смотрел через прицел и тех на кого смотрели.
Там место храму и людской скорби, а пока оно должно находиться в как можно большем сраче и запустении, чтобы как можно меньше людей приходило туда хавать свои бутерброды. »
Это самое возмутительное объяснение человеческому свинству, которое я видела. Не надо так!
Как добраться до Максимовой дачи?
Доехать до Максимовой дачи из центра (пл. Нахимова, пл. Лазарева, пл. Ушакова и др. остановки Центрального городского кольца) можно на 12-ой маршрутке ( по- севастопольски на топике) или автобусе с таким же номером, ехать до конечной.
GPS координаты Максимовой дачи :
N 44 33.519 E 33 32.917