былина на куликовом поле

Куликовская битва поэма-былина

Солнце тучами закрывается.
Рать монгольская надвигается,
Землю русскую – мать-Расеюшку
Погубить, распять собирается.

Под копытами гнётся травушка,
Ковылей моря пригибаются,
Зверь бежит, и шумит дубравушка,
С горя горького наклоняется.

Кулики кричат, вдаль торопятся,
Побросали все свои гнёздышки.
В роще дикая, злая конница
Все повыдерет перья-пёрышки.

Зайцы вдаль бегут вместе с лисами,
Оленихи вскачь с оленятами.
Заполошные мыши рыскают.
И прощаются русы с хатами.

На войну спешат, битву грозную.
Прощевай, жена, малы детушки.
Небо хмурится, веет грозами.
Не вернёмся мы без победушки.

Сколько рабствовать под монголами?
Сколько ж нам терпеть изголения?
Хватит жить уже голью голою.
Мы же сильного роду-племени!

В Куликовское поле чистое
Защищать свою волю-вольную
Собирались конники быстрые
И монахи, и пешие воины.

То не просто так пыль поднимается –
Пересвет с Челубеем смыкаются.
Кони резвые, копья-то быстрые.
Оба – в волюшку – на небо чистое.

В ковыли кудри русые клонятся,
А над ним уж сомкнулася конница.
Пересветушка, сердце ты ясное,
В гости к Богушку, к Солнышку красному.

Ну, а битва идёт, разливается,
А победа-то ждёт, ждёт и мается,
Думу думает, ищет решеньице –
Так кому же отдать предпочтеньице?

Ноги, головы, руки и лошади –
Всё смешалось и зло, и хорошее.
Кровь одна у всех яркая, красная!
Жизнь одна у всех – двух не заказано!

Вместе русские спят с монголами –
Спят последним сном успокоены,
Никуда уже не торопятся,
В гости нА небо к Богу просятся.

Пересвет в раю да с иконами,
К Богу тянется, бьёт поклоны он:
«Помоги ты, Бог православныя,
Ты Руси родной в битве славныя!»

«Не клони, монах, русу голову –
Победила Русь над монголами.
Подвиг свЯтый твой принимается.
Будет злой монгол вечно каяться».

Вот и кончилась злая битва та.
С Божьим знаменем да с молитвою
Вся монголов рать тут разбитая
В ковылях лежит позабытая.

ЗОря-зорюшка, утро раннее.
Поле-полюшко – поле бранное
Куликовское, бескуликое.
Рать монгольская. Время дикое.

Небо-небушко сине-чистое.
Ты, кобылушка, лошадь быстрая,
Сера в яблоках, раскрасивая,
Выноси меня с поля, сильная!

Выноси-неси к дому рОдному
Не живого-то, уж холодного.
Во сыру-землЮ пусть схоронит мать –
Только мёртвому битвы не видать.

Мати-матушка, что кручинишься?
Русь-Расеюшка, ты поднимешься!
Копья острые мы повынули!
Вора-ворога вон повыгнали.

ЗОря-зорюшка, утро раннее.
Поле-полюшко – поле бранное
Куликовское, бескуликое.
Рать монгольская вся разбитая.

Разве можно так петь, ковыли
Под ветрами степными раздольными,
У пропитанной кровью земли,
Где сражались недавно за волю мы?

Где ещё тут и там ручейком
Чуть засохшая кровь пробивается,
Там где вороны снова тайком
Человечьим мяскОм пробавляются.

Здесь кругом ещё копья, щиты
Да и кони, и люди повалкою.
А сквозь кости степные цветы
Уж подняли головки украдкою.

И курганы ещё не стоят,
Собирают лишь мёртвых станичники.
А земля сквозь кровавый закат
Ковыли подняла – всё приличнее!

Здесь ещё много взрытой земли,
Что копытами в битве заверчена,
Но упрямо встают ковыли –
Мы живые, мы сильные, вечные!

И встают, и, как море, шумят,
Переливчаты с белого к красному,
И поют (пусть убитые спят)
Колыбельные светлые, ясные.

Пусть века пролетят, пробегут,
И столетья несутся, как лошади.
Ковыли, как и прежде, цветут
Мягким морюшком, проча хорошее.

Источник

Фестиваль «Былина» на Куликовом поле: Как это было

Отгуляла-отшумела «Былина» – фестиваль народных традиций на Куликовом поле. На фестивале работали наши замечательные студенты журфака ТулГУ. Предлагаем вам их материалы.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! На площадке «Смакуха» мы ощутили это в прямом, а не в переносном смысле. Хотя общую атмосферу праздника создавали не только запахи — но и народные костюмы, музыка, песни.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Здесь уже жарятся первые блины на пеньках и варится рыба для ухи. Запах жженой древесины смешивается с ароматом сладкого травяного чая и разносится вокруг. Сейчас здесь самое большое количество гостей и чтобы получить свой заветный блин с «огоньком», они выстраиваются в очередь.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Секрет вкуса заключается лишь в особенности жарки.

«Тесто для блинов готовится обычным образом. Все, как и дома: молоко, мука, яйца, сахар, соль, сода. А вот пекутся они непривычно: на огне, разведенном в любом пеньке. Самое главное — выпилить очень компактную середину. А потом с помощью бумаги и щепок, разжечь пламя. Для того, чтобы блины не сгорели вместе со сковородой, на пень нужно положить пару деревянных палочек», — рассказывает повар Валентина.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Ее помощник Дмитрий уточняет, что пень лучше брать дубовый: он дольше всего горит, значит, можно приготовить больше блинов для всей нашей честной компании!

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Тут же готовится и наваристая уха. Рыбу для нее обычно ловят местные рыбаки в текущих рядом Непрядве и Дону.

«Для приготовления ухи мы используем традиционную технологию: варим бульон, добавляем картофель, лук, морковь, рыбу, зелень и приправы. Как нас и учило старшее поколение. Важно то, что готовится уха, как встарь, на костре. Огонь придает особый вкус всем блюдам», — поясняет повар Ирина, продолжая разливать душистое варево по тарелкам.

На «Смакухе» царит самая вкусная атмосфера. Очередь не редеет.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Кстати, выбор названия для площадки не случаен. Слово «Смакуха» образовано от слова «смак», что означает получение приятного вкусового ощущения от еды. Так что это место полностью оправдало все ожидания гостей.

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Марина Федосеева, «Услада»: «Здесь я чувствую свою принадлежность к великой нации!»

19-го мая на Куликово поле приехало огромное количество талантливых ребят. Все они участвовали в фольклорном конкурсе «Травень», который вот уже 10 лет подряд проходит в рамках фестиваля «Былина».

На вопросы студентов кафедры журналистики ТулГУ, участников проекта #coolpolepress ответила Марина Федосеева, руководитель ансамбля «Услада», член жюри конкурса.

— Вы давно оцениваете «Травень»?

— Уже достаточно давно. И в этом году целенаправленно ехала сюда. Считаю, у конкурса достаточно высокий уровень. В этом святом месте собирается огромное количество детей, которые занимаются очень правильными вещами: поют народные песни, танцуют и просто чувствуют свою принадлежность к великому русскому народу. Поэтому я вижу в этом конкурсе большой смысл. Очень рада, что существует Благотворительный фонд «Наши дети». Он совместно с Музеем-заповедником «Куликово поле» помогает ребятам проявить свои таланты, ощутить свою востребованность. Разве не замечательно в качестве поощрения поехать отдохнуть на море или получить первое признание в виде пусть не большого, но финансового вознаграждения. Есть дети, которые в прошлый раз стали победителями и потратили свой выигрыш на то, чтобы поехать на конкурс и в этом году. Понимаете? Не просто сходили в магазин и купили игрушку. Здесь я чувствую свою принадлежность действительно к великому делу, к великой нации.

— Много ли здесь вы открыли настоящих талантов?

— Сегодня мы слушали потрясающе талантливого ребенка — он играет на гармошке не просто как маленький мальчик, правильно перебирая клавиши и попадая в ноты, он глубоко чувствует ощущает русское слово, русскую песню. Я просто счастлива, что была здесь и узнала этого ребенка. Но не могу сказать, что он самородок, потому что с ним занимаются. С каждым ребенком работает преподаватель. И это очень важно: люди отдают время, душу, знания, умения детям. Я сама педагог с большим стажем. Каждое утро встаю и благодарю судьбу за то, что могу поделиться своими умениями и опытом с детьми. Считаю, что если наши дети будут петь русские песни, эту страну никто не победит. У меня и внучка поет, у нее это хорошо получается. Если человек считает, что его профессия удачна, он будет стараться учиться ейдетей, внуков.

— А ваша внучка будет сегодня выступать?

— Да, будет петь в ансамбле, сейчас пойду болеть за нее. Вообще болею за всех детей, они замечательные. Сегодня члены жюри из Калуги в первый раз слушают вступления ребят и восхищаются голосами участников. Этим тоже отличается наша тульская земля. Куда бы наши «народники» ни поехали, везде отмечают высокое качество вокала и любви к песне. Говорят: из Тулы приехали, значит призовые места займут. Здесь практически 90 процентов моих учеников, студентов, которые сейчас занимаются со своими детьми. Это счастье! А их неудачи — это и мои неудачи тоже.

— В этом году участников больше, чем в предыдущих?

— Да, и сегодняшний конкурс это показал. Я считаю, организаторы постарались. Ребята могут послушать музыку, поиграть в традиционные игры, получить футболку с надписью «Куликово поле». Моя внучка тоже получила футболку, теперь это настоящий талисман для нее. Тут все очень продумано и с каждым разом все интересней.

Елена Орликова, художественный хореографического ансамбля «Ровесники», г. Новомосковск:

— Мы здесь выступаем в первый раз. Очень рады, что приехали. Надеемся, погода не подведет и мы покажем своё мастерство. Перед выступлением не переживаем, девчонки справятся! Организация замечательная, даже не ожидали, что здесь будет настолько интересно, масштабно. Такое огромное количество людей приехало. Услышали о конкурсе в прошлом году, и решили, что в этом непременно будем участвовать. Нашли заявку на сайте, заполнили и вот мы здесь. И через год обязательно приедем.

Нелли Фролова, художественный руководитель детского образцово-хореографического коллектива «Родничок», Щекинский район, поселок Первомайский:

— Мы как минимум четвертый раз участвуем в конкурсе «Травень». Занимали 3-е место дважды. Выигрывали приз в десять тысяч рублей. Детям тут всегда нравится.

Фольклорный ансамбль «Ладушки», посёлок Шварцевский:

— Мы участвуем в конкурсе «Травень» все 10 лет. В прошлом году взяли «Гран-при». Получили путевки в лагерь «Нива», это в Геленджике. Организация конкурса нравится, но хотелось бы больше шатров и посадочных мест.

Детский фольклорный ансамбль «Жаворонушки», Тульская область, Донской:

— Мы участвуем третий год в конкурсе. За это время успели стать лауреатами 2-ой степени. Место для проведения конкурса выбрано очень красивое. И людей приезжает всегда очень много, и это не может не радовать.

Анна Кочкина, студентка 3 курса кафедры журналистики ТулГУ. Фото Марии Семеновой, студентки 2 курса кафедры журналистики ТулГУ.

Источник

Летописная повесть о Куликовской битве

О сражении на Дону и о том, как великий князь бился с Ордой

былина на куликовом поле. Смотреть фото былина на куликовом поле. Смотреть картинку былина на куликовом поле. Картинка про былина на куликовом поле. Фото былина на куликовом поле

Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича. Но человеколюбивый Бог хотел спасти и освободить род христианский молитвами Пречистой Его Матери от порабощения измаильтянского, от поганого Мамая, и от сборища нечестивого Ягайла, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. И станет ему, исчадию ада и ехидне, день великий Господень кончиной!

Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царем, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви Божии сожжем, и кровь христианскую прольем, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже. И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости подвигнувшись и в силе великой, желая пленить христиан. И тогда двинулись все племена татарские.

И начал Мамай посылать в Литву, к нечестивому Ягайлу, и к хитрому сотенщику, сообщнику дьявола, отлученному от Сына Божия, помраченному тьмою греховной и не хотящему уразуметь – Олегу Рязанскому, помощнику бесерменскому, лживому сыну, как сказал Христос: «От нас вышли и на нас поднялись». И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с поганой Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семенов день на благоверного князя.

И когда наступил август, пришли из Орды вести к христолюбивому князю, что поднимается на христиан измаильтянский род. Олег же, отступивший уже от Бога, так как злой сговор учинил с погаными, послал к князю Дмитрию с лживой вестью: «Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими».

И, встав с молитвы, вышел из церкви, и послал за братом своим Владимиром, и за всеми князьями русскими, и за великими воеводами. И обратился к брату своему Владимиру и ко всем князьям и воеводам: «Пойдем против окаянного, и безбожного, и нечестивого, и темного сыроядца Мамая за правоверную веру христианскую, за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан, живых и усопших. И возьмем с собою скипетр Царя Небесного – неодолимую победу, и восприимем Авраамову доблесть». И, воззвав к Богу, сказал: «Господи, прислушайся к мольбе моей, Боже, на помощь мне поспеши! Пусть устыдятся враги, и посрамлены будут, и узнают, что имя Твое – Господь, что Ты – один Всевышний во всей земле!»
И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской – князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его – князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами.

В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию еще одна весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию дани просить не по своему договору, а как было при царе Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития, хотел ему выплатить дань посильную для христиан и по своему договору, как было установлено с ним. Тот же не захотел и высокомерничал, ожидая своего нечестивого сообщника литовского.

Олег же, отступник наш, присоединившись к зловерному и поганому Мамаю и к нечестивому Ягайлу, стал дань ему платить и войско свое к нему посылать на князя Дмитрия. Князь же Дмитрий узнал о хитрости коварного Олега, кровопийцы христианского, нового Иуды-предателя, неистовствующего на своего повелителя. И, тяжко вздохнув, князь Дмитрий произнес из глубины сердца своего: «Господи, заговор неправедных сокруши и развязавших войну погуби, не я начал кровь христианскую проливать, но он, Святополк новый! Воздай же ему, Господи, семьюжды семь раз, ибо во тьме ходит и забыл благодать Твою! Поострю, как молнию, меч мой, и прииму суд в руки свои, воздам месть врагам и ненавидящим меня воздам, и напою стрелы мои кровью их, чтобы не говорили неверные: «Кто Бог их»« Отврати, Господи, лицо Свое от них и покажи им, Господи, все зло их напоследок, ибо род их развращен и нет веры у них в Тебя, Господи! И излей на них гнев Твой, Господи, на народы, не ведающие Тебя, Господи, и Имени Твоего святого не призывающие! Какой бог более велик, чем Бог наш! Ты один Бог, творящий чудеса!»

И, помолившись, пошел к Пречистой и к епископу Герасиму и сказал ему: «Благослови меня, отче, пойти на этого окаянного сыроядца Мамая, и нечестивого Ягайла, и изменника нашего Олега, отступившего от света в тьму». И епископ Герасим благословил князя и воинов его всех пойти на нечестивых агарян.

И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня, уповая на милосердие Божие и на Пречистую Его Матерь Богородицу, на Приснодеву Марию, призывая на помощь святой Крест. И, пройдя свою отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую. А сам князь в понедельник переехал реку вброд со своим двором. В Москве же оставил он воевод своих у великой княгини Евдокии и у своих сыновей, у Василия, у Юрия и у Ивана – Федора Андреевича.
И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий. И слышно было рыдание безысходное, – словно Рахиль, которая, оплакивая детей своих с великими слезами и с воздыханием, не могла утешиться, – ибо пошли с великим князем на острые копья за всю землю Русскую! Да и кто не заплачет, видя, как рыдают и горько плачут жены эти, каждая ведь из них причитала: «Горе мне! Бедные наши чада, лучше для нас было бы, если бы вы не родились, тогда бы эту злострастную и горькую печаль о вашем убиении не испытали бы! Отчего же повинны мы в гибели вашей!»

Мамай же, услышав о приходе князя к Дону и убитых своих воинов увидев, рассвирепел, и помутился ум его, и распалился он лютой яростью, и раздулся, словно аспид некий, гневом дышащий, и сказал: «Подвигнемся, силы мои темные, и властители, и князья! Пойдем, встанем у Дона против князя Дмитрия, пока не прибудет к нам союзник наш Ягайло со своими силами».

Князь же, слышав похвальбу Мамая, сказал: «Господи, не велел Ты в чужой предел вступать, я же, Господи, не вступил. Этот же, Господи, окаянный Мамай, пришедший, как змей к гнезду, нечистый сыроядец, на христианство дерзнул, и кровь мою хочет пролить, и всю землю осквернить, и святые церкви Божии разорить». И сказал: «Что есть великая ярость Мамаева» Словно некая ехидна, прыская, явилась из некой пустыни и пожрать нас хочет! Не предай же меня, Господи, сыроядцу этому Мамаю, покажи мне величие Своего Божества, Владыка! Где же сонм ангельский, где херувимское предстояние, где серафимов шестокрылых служение» Перед тобой трепещет вся тварь, тебе поклоняются небесные силы! Ты солнце и луну сотворил и землю украсил всеми красотами! Яви, Боже, величие Свое и ныне; Господи, перемени печаль мою на радость! Помилуй меня, как помиловал слугу Своего Моисея, в горести душевной возопившего к Тебе, и огненному столпу повелел Ты идти перед ним, и морские глубины в сушу превратил, как Владыка и Господь, Ты страшное возмущение на тишину обратил».

И, все это сказав, обратился к брату своему и ко всем князьям и воеводам великим: «Пришло, братья, время брани нашей и настал праздник Царицы Марии, Матери Божией Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной, и святого ее Рождества. Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!» И приказал мосты мостить на Дону и броды разыскивать в ту ночь, в канун праздника Пречистой Божией Матери.
Наутро же в субботу рано, месяца сентября в восьмой день, в самый праздник Богородицы, во время восхода солнца, была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа. И велел Господь тьме отступить, а свету пришествие даровал. Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды местные. И врата смертные растворились, страх великий и ужас охватил собранных издалека, с востока и запада, людей. Пошли за Дон, в дальние края земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один Господь Бог, и не отвернулся Бог от него. О, крепкое и твердое дерзновение мужества! О, как не устрашился, не смутился духом, увидя такое множество воинов! Ведь на него поднялись три земли, три рати: первая – татарская, вторая – литовская, третья – рязанская. Однако же он всех их не убоялся, не устрашился, но, верою в Бога вооружившись, силою святого Креста укрепившись и молитвами Святой Богородицы оградившись, Богу помолился, говоря: «Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня милостью Своею, видишь, как умножилось число врагов моих. Господи, за что умножились досаждающие мне» Многие поднялись на меня, многие борются со мной, многие преследуют меня, мучают меня, все народы обступили меня, но именем Господним я противился им».

Тогда же на том побоище были убиты в схватке: князь Федор Романович Белозерский и сын его Иван, князь Федор Тарусский, брат его Мстислав, князь Дмитрий Монастырев, Семен Михайлович, Микула Васильев, сын тысяцкого, Михайло Иванов Акинфович, Иван Александрович, Андрей Серкизов, Тимофей Васильевич Акатьевич, именуемый Волуй, Михайло Бренков, Лев Морозов, Семен Меликов, Дмитрий Мининич, Александр Пересвет, бывший прежде боярином брянским, и иные многие, имена которых не записаны в книгах сих. Здесь же названы только князья и воеводы, и знатных и старейших бояр имена, а прочих бояр и слуг опустил я имена и не написал из-за множества имен, так как число их слишком велико для меня, ибо многие в той битве убиты были.

Это из-за наших грехов приходят войной на нас иноплеменники, чтобы мы отступились от своих прегрешений: от братоненавистничества, и от сребролюбия, и от неправедного суда, и от насилия. Но милосерден Бог-человеколюбец, не до конца гневается на нас, не вечно памятует зло.

И возвратился князь великий оттуда в Богохранимый град Москву, в свою отчину с победой великой, одолев противников, победив врагов своих. И многие воины его возрадовались, захватив добычу большую: пригнали с собой стада коней, и верблюдов, и волов, которым нет числа, и доспехи захватили, и одежды, и все добро их.

Поведали князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свои силы, а сам на реках мосты разломал. А кто с Донского побоища поехал восвояси через его отчину, Рязанскую землю, бояре или слуги, то тех приказал он хватать и грабить и обобранными отпускать. Князь же Дмитрий за это хотел на Олега послать рать. И вот неожиданно приехали к нему бояре рязанские и поведали, что князь Олег оставил свою землю и сам побежал и с княгиней, и с детьми, и с боярами. И упрашивали великого князя о том, чтобы на них рати не посылал, и сами били ему челом, и соглашались быть у него в подчинении. Князь же внял им, и принял их челобитье, рати на них не послал, а на Рязанском княжении посадил своих наместников.

Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращен в бегство, и посрамлен, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь. Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идет на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым и пошел на него. И встретились на Калках, и была у ник битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и принесли присягу ему по своей вере, и стали на его сторону, а Мамая оставили посрамленным; Мамай же, увидев это, поспешно бежал со своими единомышленниками. Царь же Тохтамыш послал за ним в погоню воинов своих. А Мамай, гонимый ими и спасаясь от Тохтамышевых преследователей, прибежал в окрестности города Кафы. И вступил он в переговоры с кафинцами, уговариваясь с ними о своей безопасности, чтобы приняли его под защиту, пока он не избавится от всех преследователей своих. И разрешили ему. И пришел Мамай в Кафу со множеством имения, золота и серебра. Кафинцы же, посовещавшись, решили обмануть Мамая, и тут он был ими убит. И так настал конец Мамаю.

А сам царь Тохтамыш пошел и завладел Ордой Мамаевой, и захватил жен его, и казну его, и улус весь, и богатство Мамаево раздал дружине своей. И оттуда послов своих отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили с честью и с дарами, а сами той зимой и той весной отпустили с ними в Орду к царю каждый своих киличиев с большими дарами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *