баня в гареме картина
История похищения «Бассейна в гареме»
Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.
Французский живописец Жан-Леон Жером именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.
Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.
В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.
22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно. Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5×62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.
По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.
История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.
29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.
Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.
И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.
Вора ищут до сих пор.
Киноакадемия США
Основана 11 мая 1927 года.
Академия кинематографических искусств и наук известна своей премией «Оскар»
Интересная история похищенной в Эрмитаже картины
Жан-Леон Жером. Бассейн в гареме. 1875 год.Холст, масло. 73,5 ; 62 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
«Бассейн в гареме» был написан в 1875 году по заказу великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III) и выставлялся в Салоне 1876 года под названием «Турецкие женщины в бане»; позднее входил в число произведений, составляющих постоянную экспозицию французской живописи XIX века.
22 марта 2001 года картина была варварски вырезана из рамы и похищена из залов Государственного Эрмитажа. 20 декабря 2006 года в приёмную председателя Коммунистической партии Российской Федерации Геннадия Зюганова в здании Государственной думы на Охотном ряду в Москве позвонил неизвестный, по его словам, верящий только коммунистам.
Он заявил, что хочет передать Зюганову в руки очень ценную вещь, которую тот «не украдет и не перепродаст, а вернет стране и народу». Аноним встретился с спустившимся к подъезду членом Центрального комитета КПРФ Александром Куликовым и передал ему неизвестную на тот момент картину, сложенную вчетверо сначала в целлофановый, а затем в простой бумажный пакет.
Впоследствии пресс-секретарь фракции партии Екатерина Кибис выяснила, что данная картина принадлежит кисти Жерома и была украдена из Эрмитажа в 2001 году, а по примерной залоговой цене её стоимость составляет 1 миллион долларов США.
Состояние возвращенного полотна характеризовалось как аварийное. Холст был сложен, хрупкие нити тонкой основы перетерлись и лопнули. По линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре части, соединенные между собой лишь отдельными нитями.
С февраля 2007 по ноябрь 2009 года работа французского мастера прошла сложный процесс реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа (Т. П. Алёшина, художник-реставратор высшей категории и М. В. Шулепова, художник-реставратор I категории).
7 декабря 2009 года картина была выставлена впервые после реставрации в специально отведённом для неё отдельном зале Эрмитажа, в связи с чем Пиотровский отметил, что «полотно было сложено, из-за чего краски потрескались, волокна холста тоже были повреждены», но «наши реставраторы смогли восстановить картину».
В настоящее время картина под инвентарным номером ГЭ-6221 числится в постоянной экспозиции французской живописи XIX века в Эрмитаже. Она находится под стеклом, а в зале установлена дополнительная сигнализация.
В глубине зала видны ещё несколько фигур обнажённых наложниц, стоящих или сидящих возле бассейна на фоне двух ниш заднего плана и павильона, украшенного изразцами с цветочным орнаментом и арабскими надписями.
Прекрасные одалиски, наложницы султана, изображённые в сладострастных позах практически без одежды и окутанные лёгкой банной дымкой посреди изящных инкрустированных мозаикой предметов интерьера, создают у зрителя ощущение погружения в атмосферу Востока.
У зрителя создаётся ощущение повышенной чувственности изображаемых женщин не только за счёт их наготы, но и за счёт неизменно присутствующего кальяна — в Европе XIX века курящая женщина воспринималась как агрессивная в сексуальном плане, чувственная нарушительница социальных норм. В то же время присутствующая во всех сюжетах вода бассейна и скруглённые арки трактуются как символы женственности и покорности.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жан-Леон Жером Бассейн в гареме.
Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме».
7 декабря 2009 г. в рамках программы Дни Эрмитажа состоялось представление после реставрации картины Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме».
«Бассейн в гареме» поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде.
Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.
22 марта 2001 г. полотно «Бассейн в гареме» было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа
(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем картины).
29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину «Бассейн в гареме» именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.
Картина была в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.
Комплекс и методику предполагаемых консервационных мероприятий, а также прохождение полного технико-технического исследования в Отделе научной технической экспертизы (зав. А. И. Косолапов) утвердила Реставрационная комиссия Лаборатории научной реставрации станковой живописи (председатель А. Г. Костеневич).
Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций.
Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1см.
Таким же методом по периметру пристыковали срезанные авторские кромки с фрагментами оригинальной живописи.
Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию «этнографического художника», которой он гордился.
После демонстрации «Бассейна в гареме» в Салоне 1876 г. репродукции с картины, изготовленные издательским домом «Гупиль», приобрели широкую популярность
Картина «Бассейн в гареме», Жан-Леон Жером — описание
Описание картины:
Картину «Бассейн в гареме» Жерому в 1875 году заказал российский император Александр III, слывший знатоком живописи и собирателем различных произведений искусства.
Частые путешествия художника по Ближнему Востоку позволяли с точностью воссоздавать сцены из жизни мусульманского мира.
На картине изображена турецкая баня в гареме. Сквозь маленькие щелочки в потолке проникает солнечный свет. Взоры двух женщин обращены к служке, подающей им кальяны. Одна из них сидит на разноцветном национальном ковре, другая полулежит на ступеньке хамама. На заднем плане возле бассейна виднеется еще несколько женских фигур.
Казалось бы, для любителя гладиаторских боев и философских суждений сюжет более чем банальный, но излюбленная Жеромом тема наготы женских тел противоречила мусульманским традициям. Художник с такой точностью изобразил все составляющие турецкой бани, что невольно возникает мысль, будто он видел это собственными глазами.
Но этого быть никак не могло, потому что гарем ревностно охранялся от посторонних взглядов, тем более европейских мужчин. Гарем был гордостью султана. Он постоянно пополнялся новыми наложницами со всех концов света. И даже при всём уважении к творчеству Жерома ему вряд ли позволили бы писать с натуры в женской бане. Неординарная фантазия художника в очередной раз воссоздала реальный мотив.
Картина была передана в Эрмитаж и спокойно прожила там добрых сто лет. Особой ценности ни для кого не представляла ровно до тех пор, пока неизвестный «ценитель» раритетов не вынес её за пределы музея, бесследно исчезнув на целых пять лет. Так все узнали о реальной стоимости полотна в один миллион долларов.
То ли глубоко раскаявшись в содеянном, то ли от невозможности продать историческую, да ещё и сильно поврежденную картину горе-ценитель (или сочувствующие ему) решили вернуть её на место. От неправильного обращения и хранения полотно сильно пострадало. Реставрация продолжалась целых четыре года. На сегодняшний день она снова находится в одном из залов Эрмитажа.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2. 18+
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2.
1880-е_Покидание оазиса (Leaving the Oasis)_50 х 81.2_д.,м._Кливленд, Художественный музей
1880_Укротитель змей (The Snake Charmer)_83.8 х 122.1_х.,м._Уильямстаун, Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк
1882_Скорбящий паша (Grief of the Pasha)_92.4 х 73.6_холст на оргалите, масло_Омаха, Музей искусств Джослин
1887 (ок)_Продавец ковров в Каире (Carpet Merchant in Cairo)_86 х 68.7_х.,м._Миннеаполис, Институт искусств
1887-1888_Женщина на балконе (Woman at a Balcony)_50 х 41_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен
1875_Раб с лошадьми (остановка в пути) (The servant with the horses)_78 х 63_х.,м._Частное собрание
1884 (ок)_Тигрица с тигрятами (Tiger and Cubs)_74 х 91_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Эскиз для Мавританской бани. Купание турчанки (Study For A Moorish Bath, Turkish Woman Bathing)_50.5 х 40.5_х.,м._Частное собрание
1870_Мавританская баня (Купание турчанки (A Moorish Bath (Turkish Woman Bathing))_81.5 х 65.5_х.,м._Частное собрание
1876 (ок)_Бассейн в гареме (Pool in a Harem)_73.6 х 62_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1889_Охранник (The Guard)_55.6 х 46.7_х.,м._Индианополис, Художественный музей
1882_Шутка (Арно, выпускающий струю дыма в морду борзой) (A joke (Arnaute smoking in the nose of a dog))_60 х 73_х.,м._Частное собрание
1884_Кафе в Каире (Отливка пуль) (Cafe House, Cairo (Casting Bullets)_54.6 х 62.9_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен
1876_Красавица-черкесска под вуалью (Woman circassian veiled)_40.7 х 32.6_х.,м._Катарский музей Доха
1874_Маркос Боцарис (Markos Botsaris)_70 х 54_х.,м._Частное собрание
1875_Женщина из Константинополя (Woman of Constantinople)_40.6 х 32.5_х.,м._Частное собрание
1871_Спор арабов (Dispute D’Arabes)_30 х 24_х.,м._Частное собрание
1871_Невольничий рынок (The Slave Market)_74.9 х 59.7_х.,м._Цинциннати, Музей искусств
1873_Продажа рабынь (The Slave for Sale)_х.,м._Сен-Этьен, Музей совр. искусства и промышленности Рубе
1872_Каирская рабыня (Slave in Cairo)_48 х 38_х.,м._Частное собрание
1870_Мавританская баня (Moorish Bath)_50.8 х 40.6_х.,м._Бостон, Музей изобразительных искусств
1870_Интерьер мечети (Interior of a Mosque)_57 х 89_х.,м._Рочестер, Галерея искусств университета
1869_Каирский торговец шкурами (Pelt Merchant of Cairo)_61.5 х 50_х.,м._Частное собрание
1869_Каирский продавец ковров (The Carpet Merchant of Cairo)_81 х 55.9_х.,м._Нью-Йорк, Музей искусства Бруклин
1880-1885_В мавританской бане (A Moorish Bath)_73.7 х 59.7_х.,м._Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств
1878_Голубая мечеть (The Blue Mosque)_72 х104_х.,м._Частное собрание
1877 (ок)_Молодая египтянка (A young Egyptian woman)_46 х 38_х.,м._Частное собрание
1871_Молитва в мечети (Prayer in the Mosque)_89 х 75_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен
1876_Стена плача (The Wailing Wall)_92.7 х 73.7_х.,м._Частное собрание
1880_Стена плача (The Wailing Wall)_х.,м._Иерусалим, музей Израиля
1857_Верблюды на водопое (Camels at a Watering Trough)_73.6 х 119.4_х.,м._Оттава, Национальная галерея Канады
1859_Игроки (The Draught Players)_40.3 x 28.6_д.,м._Лондон, Коллекция Уоллеса
1865_Молитва (The Prayer)_49.9 х 81.2_д.,м._Гамбург, Кунстхалле
1864_Молитва в пустыне (Prayer in the Desert)_33 х 54_д.,м._Частное собрание
1867 (ок)_Невольничий рынок (Slave Market)_84.8 х 63.5_х.,м._Уильямстаун, Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)
1885 (ок)_Настороженный лев (Lion on the Watch)_72 х 100.5_д.,м._Кливленд, Художественный музей
1888 (ок)_Настороженный тигр (Tiger on the Watch)_63.5 х 90.5_х.,м._Хьюстон, Художественный музей
1889_Преследование (The Pursuit)_65.5 х 100.4_х.,м._Частное собрание