банник дух русской бани
Банник – и злой, и добрый дух русской бани
Банник – хозяин бани в преданиях древних славян, обладающий невиданным могуществом
Для славянских народов баня играла важнейшую роль в жизни. Она помогала не только согреться в холодную пору, расслабиться и очистить тело и разум, но и выполняла лечебную функцию. Баня была особым местом, в котором, конечно же, существовал свой хозяин и покровитель – Банник. О нём наши предки сложили немало преданий.
Как ни странно, в этих легендах он выступает порой как самое доброе создание, а иногда указывается, что нет духа злее Банника. Его нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным персонажам сказаний, хотя некоторые считают его образ вполне демоническим. Кого же можно было встретить в русской бане? Почему нрав Банника настолько противоречив?
Тайна бани
В древности баня была непростым помещением. В ней не только мылись, но и стирали одежду. В этом месте соединялись противоборствующие стихии – огонь и вода – к которым примешивалась человеческая энергетика. Более того, в зимнее время в тех краях, где лютовали морозы, покойников нередко хоронили под полом бани.
Это был единственный участок почвы, где земля поддавалась лопате. Кроме того, после родов послед также закапывали под баней, считая, что так сохранятся добрые силы, которыми боги наделяли мать. Как несложно догадаться, столь необычное сочетание различных особенностей и даже функций породило банного хозяина – Банника, что не менее противоречив, чем стихии.
Древние славяне верили, что в бане тесно переплетаются и уживаются вместе добрые и злые духи. Конечно, управлять ими мог лишь крайне необычный персонаж. Банник знал, что его владения – это словно граница между мирами: человеческим и потусторонним.
Он легко управлял различными силами, гранями. Больной человек мог исцелиться в бане, а это также считалось переходом в иное состояние. Однако и об опасностях забывать не стоило.
Александр Маскаев «Банник»
Банник – суровый дух бани
Банника считали не просто обитателем, а хранителем бани. Его представляли в виде голого старика, чьё тело было покрыто листьями от банных веников. На лице Банника сияют разноцветные глаза, а обрамлено оно длинной белоснежной бородой. Впрочем, в своём истинном облике Банник появлялся перед людьми крайне редко. Чаще всего он мог преобразиться в собаку, кошку или зайца.
Чтобы Банник был добр к хозяевам бани, те оставляли ему воду, мыло и веник. Сам хранитель бани часто мылся, а во время посещения его “дома” хозяевами поддерживал нужную температуру, нагонял пар, создавал наиболее комфортные условия.
Если же разозлить Банника, он может брызгаться кипятком, напускать угар и скидывать камни с каменки. Его помощники и друзья – Домовой и Дворовой, что живут в непосредственной близости к Баннику. В праздничные дни требовалось оставить властителю бани соли и хлеба, чтобы он тоже мог насытиться и повеселиться.
Поверья о Баннике
Но, как вы заметили, многие черты характера Банника отличаются положительными особенностями, и в таком описании он совсем не напоминает злого духа. Я хочу заметить, что недобрым Банный староста, как называли его, мог стать по отношению к нерадивым людям.
Если хозяева не следили за баней, оставляли там грязь, забывали убираться, Банник мог сурово наказать. Не терпит он, когда в его владениях кричат или бранятся. Банник ценит спокойствие и порядок.
У наших предков существовало немало поверий, связанных с почитанием Банника. На Новгородчине до сих известна поговорка: “Нет злее Банника, да нет его добрее”. И, на мой взгляд, это очень верные слова. Если с Банником люди ладили, он защищал их от злых духов, любых напастей. На Святки девушки призывали духа помочь им, раскрыть будущее во время гаданий.
Владимир Аржевитин «Банник»
Чтобы получить поддержку Банника, следовало соблюдать ряд определённых ритуалов. Мужчины входили в баню с правой ноги, женщины – с левой. Каждый гость Банника должен был испросить разрешения посетить его владения, а при выходе из бани поблагодарить Банного дедушку.
Если человек хотел попросить помощи у Банника, следовало идти с определёнными подарками для духа. Например, при болях в спине хозяину бани несли мёд, молоко и хлеб, призывая Банника излечить от недуга. Если же человеку требовалось избавиться от дурных мыслей, очистить душу, он брал с собой в баню полынный веник, с которым парился. Считалось, что полынь способна прогнать всякую нечисть, а Банник помогал это сделать.
Как рассказывают поверья, порой люди просили Банника и о богатстве. Для этого в бане оставляли неразменную монету. Правда, сразу же ожидать получения желаемого дохода не стоило – Банник сам решал, когда человека обогатить, и стоит ли дарить ему богатство.
Андрей Шишкин «Банник»
Могущество Банника было поистине сказочным. Он объединял силы двух великих стихий, а потому мог использовать огненную или водную энергию. Такой силой он мог поделиться с человеком, укрепив не только его тело, но и дух.
Напоследок хочу отметить, что о Баннике существовало и совсем иное мнение. Некоторые исследователи фольклора считают, что он был злым духом, что чаще выступал в качестве опасности для человека.
«Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом. Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню»
Бернштам Татьяна Александровна российский этнограф, и фольклорист
В старину баню называли “нечистым” местом, а все предметы, находящиеся в ней (миски, тазы, ковши) также считались не слишком положительными. Их нельзя было брать в дом, а в самом банном помещении следовало вести себя крайне аккуратно. Банник мог бросить в человека раскалённые угли, облить кипятком. Над женщинами он особенно любил подшучивать, издавая странные звуки и таким образом пугая их. Людям следовало помнить, что баня – владения особого духа, который требует порядка в его владениях и уважения к своей персоне.
Банник дух русской бани
Народные представления
Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.
Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.
Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком.
Другой вариант женщины-банника — Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.
Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница.
Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.
БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).
Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.
Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре — обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).
Сам банник очень силен, может придушить, оглушить, обжечь кипятком, и дверь при этом припрет, что хоть топором руби, не откроешь. Только святой водицей надо побрызгать. тогда отворится. Вообще баня издревне считается местом гиблым, на местах заброшенных бань никогда не строят домов. Любой путник ночью никогда не войдет в баню для ночлега.
Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на «мужские» и «женские». Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали «священный брак» со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась «женской» культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.
Банник в славянской мифологии — что вы знаете об этом?
Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин — банник.
Кто такой банник в мифологии?
Узнайте больше
о мифологии славян:
Какой облик у Банника?
Подобно остальным домашним духам, Банник многолик и способен к перевоплощениям:
Кому как покажется етот баенник. Кому в сарафане, кому совсем страшно. Лиза пошла в байну-то, залезла на полок, да не смогла помыться. Вся байна заполнилась маленькими собачками, баенниками-то.
Обычно банник представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.
Есть ли в бане Банник? Как узнать?
Считали, что Банник есть в каждой бане, но он не всегда враждебен к людям. Но если начнет озорничать, так все сразу узнают. Он может издавать разные звуки, бросаться камнями, может вылить всю воду. Если банник совсем недоволен поведением, то может физически напасть. Об этом рассказывают разные былички. Чтобы банник не мешал моющимся, перед входом в баню всегда спрашивали разрешения, приветствовали хозяина постройки, а после — оставляли ему и Обдерихе чуть-чуть воды и мыла самому помыться, пригласить духов бани:
В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».
Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.
Чем Банник опасен и что он не любит?
Банник — дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать. Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банник явится сам — обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.
Обдериха, «банница» опасна еще тем, что может подменить ребенка у роженицы или у матери, пришедшей с ним мыться в неурочный час. Поэтому рожавшую женщину в бане обязательно кто-то сопровождал, ей предлагалось прибегать к различным предосторожностям против подмены младенца. Считалось, кстати, что обдерихи заводятся в бане после того, как там пройдут роды или вымоют перед свадьбой невесту, поэтому в недавно построенных банях этот дух не обитал.
Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банника и Обдерихи. Вот какую быличку рассказывают на Севере:
Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрешка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».
Рассказывали, как Банник защищал своего гостя от других духов дома или леса.
Как защититься от Банника? Чем он может быть полезен?
Прежде всего, надо неукоснительно соблюдать обычай здороваться и прощаться с Банником. Приносили ему в дар различные продукты, а строя новую баню, прикапывали под порогом черную курицу.
Банник помогал в гаданиях на суженого. В полночь девушки просовывали руку в дверь бани и примечали: погладит рука мохнатая — быть замужем за богачом, голая — за бедняком. У Банника хранятся такие волшебные предметы, как неразменный рубль и шапка-невидимка. Ловкие, знающие люди могли их обрести.
Банник в славянской мифологии — воплощение довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда его образ — не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. В славянской мифологии одушевлено все, поэтому неудивительно, что повсюду есть свои духи. Узнавать о них очень интересно!
Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?
В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.
Но обо всем по порядку.
Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.
Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.
Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.
Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.
Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.
Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.
Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.
Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.
Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.
Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.
Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.
Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).
Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.
Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.
Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.
Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.
Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.
Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.
Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Как угодить Баннику – духу бани
Кто такой «банник» и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?
Среди преданий наших предков немало мифических историй о духах, чертах и прочей нечисти. Сейчас это объясняется попытками понять устройство мира и хоть как-то на него воздействовать в те времена, когда не было еще ни физики, ни любых других наук. Можно, конечно, насмехаться над дремучестью нравов того времени, а можно использовать этот опыт, по крупицам собирая народную мудрость.
О духах мест говорят часто. Все эти Лесовики, Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные прочно вошли в русский фольклор. А вот из духов построек популярным стал разве что Домовой. Однако значимыми еще считались дух амбара – Овинник, и дух бани – Банник. Все эти существа описываются далеко не как доброжелательные помощники хозяина избы, напротив, этих духов надлежало задабривать, иначе они много зла могли принести.
Кто такой Банник?
Банник – это злой дух бани, который может быть опасным для посетителей. Однако он же охраняет баню от других еще более опасных для человека существ из потустороннего мира. Ведь баня воспринималась нашими предками как некий портал между мирами, и, чтобы сохранять равновесие и оберегать эти миры друг от друга, необходим был хранитель. А поскольку в бане смывают не только грязь, но и различные болезни и негативные энергии, считается, что хранитель такого места просто не может быть доброжелательным, поскольку ему постоянно приходится иметь дело с различными нечистотами.
Банник появляется в бане не просто так. Если у хозяев уже была баня, то при переезде на новое место его зовут с собой, всячески уговаривая и задабривая. А если баня была только построена, то приход Банника был возможен только при рождении в этой бане ребенка. Раньше роды часто принимали именно в бане. Это было удобно и из соображений гигиены, и ради защиты, поскольку считалось, что роды открывают проход между миром живых и мертвых. Именно из того, другого мира приходил Банник и сразу призывался на защиту матери и ребенка, которые были очень уязвимы для злых духов первое время.
Получается, что Банник – это один из злых духов потустороннего мира, который призывался в баню в момент родов, чтобы защищать людей от других злых духов. В каком-то смысле, Банник присваивается местом, а место присваивается Банником. Люди же воспринимаются лишь как гости в бане, поэтому так важно наладить контакт с Банником, который все-таки остается весьма негативно настроенным духом.
Моется Банник грязной водой, которая остается после омовений людей. Все банные предметы из-за соприкосновения с Банником считаются нечистыми, впрочем, как все, что долгое время находится в бане.
Сила поверий оказалась настолько высока, что даже верующие православные люди, которых на Руси становилось все больше, продолжали уважать и бояться Банника. Считалось обязательным снимать перед посещением бани крестик, так он мог разозлить нечистую силу. Это сейчас мы можем объяснить такую необходимость элементарной безопасностью, ведь крестик, нагреваясь при высоких температурах, мог оставить ожог на теле, а ранее в бане запрещались вообще любые иконы и предметы культа.
До сих пор у многих любителей бани, особенно из глубинки, сохранился обычай спрашивать у Банника разрешения перед посещением бани, а после – благодарить. Также к Баннику, точнее, к женской его ипостаси, обращались для избавления от недугов.
Как выглядит Банник
Как правило, Банник не показывается людям, однако его присутствие выдают разные события в бане, особенно неприятные. Обжегся кто-то – Банник шалит, полок упал или покосился – опять Банник развлекается. Но если его всерьез разозлить, то он может показаться воочию. И здесь информация, конечно, разная.
Обычно Банника описывают как страшного старикашку с лохматыми всклоченными волосами, перекошенным лицом с крючковатым носом, длинными узловатыми руками и острыми когтями. Несмотря на то, что обитает он в бане в непосредственной близости от воды, Банник всегда грязный, голое тело облеплено листьями от веника, бороденка перекошена и в ней тоже застряли листья и ветки. Одним словом, нечисть. Кстати, иногда Банника величали банным чертом, поэтому логично, что никакой привлекательности от него ждать не стоит.
Еще Банника называли Банщиком, Баенником, Лазником, Байнушкой, Банным домовым. Женщинам он иногда представлялся в женском обличье – Банницей, Банщицей, Баенной матушкой, Байницей, Обдерихой, Шишигой. В некоторых поверьях Банница предстает как спутница Банника, женский дух бани, однако большинство преданий все-таки повествует о разных обличьях банника. Она выглядит чуть более опрятно и напоминает старушку с длинными седыми волосами, которая тоже появляется без одежды.
Мог Банник появиться и в образе черной кошки, что тоже не предвещало ничего хорошего.
Обычаи и приметы, связанные с Банником 
Если Баннику не понравится место, на котором построена баня, то он может наслать на кого-то болезнь, которая ничем не излечивается. Но стоит только переложить баню, болезнь волшебным образом исчезает.
На месте сгоревшей бани ни в коем случае нельзя ставить новую. Вообще ничего нельзя строить на этом месте, лучше к нему и не подходить вовсе: это место считалось нечистым и опасным, мол, не зря Банник позволил бане сгореть.
Банник очень злился, когда пили воду, приготовленную для умываний, даже если эта вода была чистейшей. Питье следовало приносить с собой из дома.
Ни в коем случае нельзя расходовать всю воду и пар, важно оставить Баннику возможность помыться. В качестве дара Баннику также оставляли свежий веник и кусок мыла. А чтобы он мог подкрепиться после всех процедур, ему подносили ломоть ржаного хлеба с солью.
Было принято считать, что Банник начинает хозяйничать в бане с наступлением сумерек. Он не только сам моется, но и разную нечисть может позвать, домашнюю и лесную, поэтому люди старались закончить все банные дела засветло.
В баню было не принято ходить в одиночку, чтобы в случае необходимости было легче противостоять Баннику. Важно, что он никогда не обижал детей, поэтому их по возможности брали с собой.
Еще один способ договориться с духом бани – это не мыться на третий или на седьмой пар. Попусту пропустить эту топку, рассчитав все так, будто там кто-то моется в это время, и ни в коем случае не входить. Ведь если Банник захочет помыться, тревожить его нельзя, гнев будет страшен.
Последствия гнева банного духа могли быть разными. Ожоги считались мелкими шалостями, по-настоящему страшно было, если Банник захочет запарить до смерти или подменить ребенка в родах, которые проходили в бане. Такой ребенок назывался подменышем и быстро умирал. Сейчас считается, что таким образом на Руси объясняли высокую младенческую смертность, что позволяло легче пережить утрату.
Сегодня про Банника почти не говорят, разве что в деревнях, где обычаи передают из поколения в поколение и следят за их соблюдением. Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения. В любом случае, будет нелишним соблюдать осторожность при посещении бани и быть внимательным: вдруг Банник захочет пошалить.