астено вегетативный синдром код по мкб 10 у детей
Астено-невротический синдром у детей ( Астенический невроз )
Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.
МКБ-10
Общие сведения
Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.
Причины
Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.
Патогенез
В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.
Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.
Классификация
Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:
Симптомы
Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.
Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.
Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.
Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.
Осложнения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.
Диагностика
Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.
Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:
Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.
Лечение астено-невротического синдрома у детей
Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.
Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.
Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.
Прогноз и профилактика
Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.
В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.
Расстройство вегетативной нервной системы у детей
14-16 октября, Алматы, «Атакент»
150 участников из 10 стран. Новинки рынка стоматологии. Цены от производителей
Общая информация
Краткое описание
Одобрен
Объединенной комиссией по качеству медицинских услуг
Министерства здравоохранения Республики Казахстан
от «19» апреля 2019 года
Протокол №63
Расстройство вегетативной нервной системы – это вегетативная дисфункция, которая является самостоятельным заболеванием, имеет полиэтиологическое происхождение и объединяет 3 ведущих синдрома – психовегетативный, вегето-сосудисто-трофический и прогрессирующей вегетативной недостаточности.
Периферическая вегетативная недостаточность– комплекс вегетативных проявлений, возникающих при поражении (как правило, органическом) периферического (сегментарного) отдела вегетативной нервной системы, причиной которых выступают инфекционные, эндокринные, системные и метаболические заболевания.
Пароксизмальная вегетативная недостаточность – это клинико- патогенетическая форма вегетативной дисфункции, которая характеризуется вегетативными кризами (пароксизмами), которая является результатом.
МКБ-10 | |
Код | Название |
G90 | Расстройства вегетативной [автономной] нервной системы |
G90.0 | Идиопатическая периферическая вегетативная невропатия |
G90.1 | Семейная дизавтономия [Райли-Дея] |
G90.2 | Синдром Горнера |
G90.3 | Полисистемная дегенерация |
G90.8 | Другие расстройства вегетативной [автономной] нервной системы |
G90.9 | Расстройство вегетативной [автономной] нервной системы неуточненное |
Дата разработки/пересмотра протокола: 2014 год (пересмотр в 2019 г.)
Сокращения, используемые в протоколе:
АД | – | артериальное давление |
АЛаТ | – | аланинтрансфераза |
AСаT | – | аспартатаминотрансфераза |
ВНС | – | вегетативная нервная система |
ВПР | – | врожденный порок развития |
ВСД | – | вегето-сосудистая дистония |
ЖКТ | – | желудочно-кишечный тракт |
ИФА | – | иммуноферментный анализ |
КФК | – | креатининфосфокиназа |
ЛФК | – | лечебная физкультура |
ЛДГ | – | лактатдегидрогеназа |
МРТ | – | магниторезонансная томография |
МАО | – | моноаминооксидаза |
НЦД | – | нейроциркуляторная дистония |
ОАК | – | общий анализ крови |
ОАМ | – | общий анализ мочи |
ПНС | – | периферическая нервная система |
ПЦР | – | полимеразная цепная реакция |
ПМСП | – | первичная медико-санитарная помощь |
ПЭП | – | перинатальная энцефалопатия |
РЭГ | – | реоэнцефалография |
СВД | – | синдром вегетативной дистонии |
СОЭ | – | скорость оседания эритроцитов |
ССС | – | сердечно-сосудистая система |
СМЖ | – | спинномозговая жидкость |
СПИД | – | синдром приобретенного иммунодефицита |
СДВГ | – | синдром дефицита внимания и гиперактивности |
УЗД | – | ультразвуковая диагностика |
УЗДГ | – | ультразвуковая допплерография |
ЦНС | – | центральная нервная система |
ЧСС | – | частота сердечных сокращений |
ЧМТ | – | черепно-мозговая травма |
ЧД | – | частота дыхания |
ЭКГ | – | электрокардиография |
ЭЭГ | – | эхоэнцефалограмма |
ЭЭГ-видеомониторинг | – | видеомониторинг электроэнцефалограммы |
ЭНМГ | – | электронейромиография |
Пользователи протокола: педиатры, детские неврологи, врачи общей практики.
Категория пациентов: дети.
Шкала уровня доказательности:
А | Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию. |
В | Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортных или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию. |
С | Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+). Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию. |
D | Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов. |
GPP | Наилучшая фармацевтическая практика. |
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
— кардиальные;
— васкулярные (гипертензивные или гипотензивные).
— генерализованная форма (вагоинсулярные, симпатоадреналовые или смешанные кризы);
— локализованная форма (церебральный, кардиальный, абдоминальный, дыхательный и т.д.).
Бывает первичная и вторичная периферическая вегетативная недостаточность.
Первичные формы:
Диагностика
МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез:
Жалобы | Характер жалоб при вегетативной дисфункции | Направление обследования | |
Цефалгия, головокружения | пульсирующая головная боль в одной половине головы с тошнотой, рвотой. | исключение наличия у детей сосудистых и ликвородинамических нарушений. | |
Кардиалгии | боли колющие, иррадиирущие в лопатку, руку, возникающие при волнении, переутомлении, перемене погоды, не связанные с физическими нагрузками, купирующиеся приемом седативных средств. Дети жалуются на ощущение сердцебиения в области сердца, неприятные ощущения в области сердца. | Необходимо исключить кардиалгию. | |
Со стороны органов дыхания | Одышка во время умеренной физической нагрузки, пароксизмы невротического кашля, которые проходят при седативной терапии, у детей с ВД возможны приступы одышки в ночное время, при волнении. | высокое содержание ацетилхолина, снижение активности сывороточной холинэстеразы говорит в пользу ВД. Необходимо исключение локального процесса (инфекция, бронхиальная астма) |
При ваготонии склонность к покраснению кожных покровов, кисти рук цианотичны, влажные и холодные на ощупь, мраморность кожных покровов, общий гипергидроз, склонность к угревой сыпи в пубертате, нередки проявления нейродермита, различные аллергические реакции по типу крапивницы, отека Квинке. У этой категории детей могут быть склонность к задержке жидкости, преходящие отеки на лице. Дети склонны к полноте, гипотермии, гипотонии АД.
При симпатикотонии кожные покровы у детей бледные, сухие, сосудистый рисунок не выражен. Кожа на кистях рук сухая, холодная, иногда проявляются экзематозные проявления, зуд. Дети с симпатикотонией чаше худые, хотя имеют повышенный аппетит. Склонность к гипертермии, к повышению АД.
Признаки | Симпатоадреналовый | Вагоинсулярный |
Частота возникновения | Часто | Редко |
Наличие предвестников | Отсутствует, внезапное начало | Имеются слабость, разбитость, тревожность |
Частота пульса | Резкая тахикардия | Брадикардия или тахикардия |
Артериальное давление | Повышено | Снижено |
Приступ одышки | Отсутствует | Присутствует |
Потливость | Не выражена | Значительная |
Озноб, похолодания конечностей | Имеются | Отсутствуют |
Болевые ощущения | В области сердца | Головная боль, боль в животе |
Лабораторные исследования:
Общий анализ крови, биохимический анализ крови в пределах возрастной нормы.
Схема диагностики
Характер вегетативных нарушений
Дифференциальный диагноз
Диагностические критерии | Вегетативные пароксизмы | Кардиогенные синкопы | Сосудисто- церебральные приступы | Приступы эпилептической природы |
Синкопальные проявления | Головокружение, слабость, дурнота, потливость, нехватка воздуха, мелькание перед глазами, бледность, звон в ушах, наличие гипо- и ангидроза, отсутствие вагальной реакции, замедления ритма сердца во время приступа | Могут отсутствовать или возможны ощущение перебоев, боли в сердце | Могут отсутствовать или возникают кратковременное головокружение, боль в затылке, шее, тошнота, общая слабость | Могут отсутствовать или развиваются кратковременно в виде ауры |
Клинические проявления синкопального состояния | Бледность, редкое глубокое дыхания, слабый нитевидный пульс, резкое падение АД | Бледность и цианоз, частое и поверхностное дыхание, пульс редкий или отсутствует, иногда тахикардия. АД снижено | бледность может быть акроцианоз, дыхание поверхностное, пульс редкий, АД разное | Акроцианоз, дыхание частое, шумное, нерегулярное, периодически апное, пульс редкий, АД разное |
Наличие судорог во время потери сознания | При глубоком обмороке | Могут быть | Редко | Могут быть |
Серия повторных синкоп | Редко | Очень редко | Часто | |
Скорость возвращения сознания | Быстро и полностью | Медленно, период дезориентации | ||
Клинические проявления постсинкопального периода | Общая слабость, головная боль, головокружение, потливость | Общая слабость, дискомфорт, боль в области сердца, головная боль в области сердца, головная боль | Общая слабость, общая головная боль, боль в шее, затылке, наличие неврологических расстройств (дизартрия, парезы и т.д.) | Оглушенность сонливость, заторможенность, адинамия, невнятная речь, головная боль |
Диагностические критерии | Нейрогенные синкопы (вазодепрессорный синкоп) | Кардиогенные синкопы | Сосудисто- церебральные синкопы | Синкопы Эпилептической природы |
Провоцирующие факторы | Страх, испуг, взятие крови, лечение зубов, вегетативный криз, душное помещение, длительное стояние, голод, переутомление | Физическая нагрузка, прекращение нагрузки, эмоциональные факторы, отсутствие провоцирующих факторов | Резкий поворот головы, разгибание головы, без явной причины | |
Положение в котором наступил обморок | Вертикальное | Чаще вертикально если, лежа | Чаше вертикальное, но может быть в любом положении | |
Прикус языка | Нет | Редко | Нет |
Есть
эмоциях, при длительном стоянии
Дифференциальный диагноз вегетососудистой дистонии при употреблении медикаментозных препаратов или токсических веществ
Ослабления симпатической активности | при употреблении клонидина, метилдопы, резерпина, барбитуратов, альфа- и бета-адреноблокаторов |
Усиление симпатических эффектов | употребления амфетаминов, кокаина, трициклических антидепрессантов, ингибиторов МАО и бета-адреномиметиков. |
Усиление парасимпатической активности | употреблении холиномиметиков (таких, как пилокарпин, бетанехол), или ингибиторов холинэстеразы (пиридостигмин), или фосфорорганических пестицидов. |
Ослабление парасимпатической активности | при употреблении антидепрессантов, фенотиазинов, антихолинэргических препаратов, ботулотоксина |
Лечение
Препараты (действующие вещества), применяющиеся при лечении
Амитриптилин (Amitriptyline) |
Диазепам (Diazepam) |
Карбамазепин (Carbamazepine) |
Пиридоксин (Pyridoxine) |
Пиридоксин (Pyridoxine) |
Преднизолон (Prednisolone) |
Тиамин (Thiamin) |
Цианокобаламин (Cyanocobalamin) |
Лечение (амбулатория)
ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ [9]
Медикаментозная терапия включает в себя:
· седативная и анксиолитическая терапия;
· метаболическая терапия;
При симпатоадреналовых кризах – карбамазепин, бензодиазепин.
Перечень основных лекарственные средств, имеющих 100% вероятность применения:
Лекарственная группа | Международное непатентованное наименование ЛС | Способ применения | Уровень доказательности |
Противосудорожные препараты | Диазепам | таблетка 5мг |
Диазепам 1-12 мес первоначально 250 микрограмм/кг 2 раза в день
Лечение (стационар)
ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА СТАЦИОНАРНОМ УРОВНЕ
Медикаментозное лечение
Перечень основных лекарственных средств (вероятность использования 100%):
Лекарственная группа | Международное непатентованное наименование ЛС | Способ применения | Уровень доказательности |
Противосудорожные средства | Диазепам | Диазепам 1-12 мес первоначально 250 микрограмм/кг 2 раза в день |
Детям 1–5 лет первоначально 2.5мг 2 раза в день Детям 5–12 лет первоначально 5 мг 2 раза в день
Детям 12–18 лет первоначально 10 мг 2 раза в день; максимальная общая доха в сутки 40 мг.
Хирургическое вмешательство: нет.
Госпитализация
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ С УКАЗАНИЕМ ТИПА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ:
Показания для экстренной госпитализации:
Информация
Источники и литература
Информация
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОТОКОЛА
Список разработчиков протокола с указание квалификационных данных:
Указание на отсутствие конфликта интересов: нет.
Условия пересмотра протокола: пересмотр протокола через 5 лет после его опубликования и с даты его вступления в действие или при наличии новых методов с уровнем доказательности.