Анри руссо сон ядвиги

Картина «Сон Ядвиги» («Мечта»), Анри Руссо — описание картины

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Описание картины:

На огромном полотне изображены фантастические заросли экзотических растений. Среди трав, цветов на диване полулежит обнажённая девушка. Она приподнимается на одной руке и тянется к неведомому заклинателю, который играет на волшебной флейте. Обитатели джунглей, удивленные появлением незнакомки, выходят посмотреть на неё.

Сам мастер, стихотворным комментарием, пояснял смысл картины зрителям, что уснувшая на кушетке Ядвига видит сон, будто под звуки заклинателя она посетила таинственный мир джунглей.

Это полотно вобрало в себя весь опыт, мечты, задумки художника: нагое женское тело эпохи Ренессанса, библейские мотивы Рая, животный мир сказочной Индии и Востока, даже дань африканскому искусству, так внезапно ворвавшемуся с началом века во Францию. Эти, казалось бы, не имеющие ничего общего по отдельности элементы, сливаясь в единое целое, погружают зрителя в необыкновенный мир, где всё уместно и своевременно. Комментируя своё отношение к очередной работе Руссо, его друг Гийом Аполлинер сказал, что теперь вряд ли кто-то решит посмеяться над творчеством художника.

В 1910 году «Сон Ядвиги»была куплена французским торговцем картинами Амбруазом Волларом. С января 1934 года она являлась достоянием коллекции Сидни Яниса из Нью-Йорка. 1954 год — хозяином полотна становится Николас Рокфеллер, который презентует её американскому Музею современного искусства, где до сих пор собираются поклонники наивной живописи Анри Руссо.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Анри Руссо Сон

Анри Руссо Сон

Описание картины «Сон»

Огромное полотно «Сон» нередко называют лучшим произведением Руссо. Это то ли последняя, то ли одна из последних (сведения разнятся) его работ, и в ней, пожалуй, художник сказал всё, чему научился за свою жизнь.

«Сон» можно официально считать предтечей сюрреализма. Руссо нередко подстраховывался, дабы публика правильно поняла, «что хотел сказать художник», и снабжал картины обширными комментариям.

В частности, «Сон» получил такую аннотацию от создателя:

«Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».

По одной из легенд, Ядвигой звали польку, в которую Руссо в юности был влюблен. Впрочем, он утверждал, что на «Портрете Ядвиги», выкупленном Пикассо в магазине по цене чистого холста, изображена его учительница-полька.

Конечно, юноша вполне мог быть влюблен и в учительницу, но здесь мы окончательно переходим в область догадок, поэтому вернемся к факту: Руссо нравилось имя Ядвига.

«Сон» воспроизводит пространство сновидения, причем это именно пространство – потрясающее богатство палитры позволило художнику создать трехмерность. Новаторским сюжетным открытием стал перенос спящей девушки в мир ее сновидения.

То есть перенесена не Ядвига – персонаж сна, а сама Ядвига, смотрящая сон. Подзаголовком картины можно бы сделать «Так зарождался сюрреализм». Ирония в том, что столь необычным образом Таможенник выразил свое пристрастие к академической, салонной живописи.

Есть ли что-то более типичное для этого направления, чем обнаженная девушка, возлежащая на диване? В трактовке Руссо этот сюжет банальным точно не назовешь!

С технической и колористической стороны картина безупречна – множество оттенков зелени (здесь использовано более 20 зеленых тонов), создающих ощущение глубины, яркие вплетения экзотических цветов, спелые плоды.

Тропическое буйство цветов, плодов, зелени создает аллюзию рая. Множество животных и птиц, темнокожий музыкант, про которого нам художник разъяснил, что он – искуситель.

Но в этом сновидении речь не пойдет ни об опасности, ни об изгнании, сон явно и очевидно сладостен, воистину райский сон.

В отличие от множества других работ Руссо, которые встречали насмешками и публика, и коллеги, выставленный на 26-м Салоне Независимых «Сон» сразу же привлек восхищенное внимание.

Поэт Гийом Аполлинер написал об экспозиции статью, отметив, что уж теперь-то над Таможенником вряд ли кто осмелится смеяться – и публика, и художники признали картину шедевром.

А основоположник сюрреализма в литературе Андре Бретон утверждал, что эта картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».

Автор: Алена Эсаулова

Источник

«Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?

Диван с обнаженной девушкой посреди джунглей, райские кущи и темнокожий флейтист… «Ядвиге снится волшебный сон», – так пояснял картину сам Руссо. Но чей сон на самом деле нарисовал 66-летний художник-самоучка? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Французский художник Анри Руссо написал «Сон» в 1910 году. Картина выставлена в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА), США.

Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном.

Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.

Мария Ревякина: Совмещая эти несочетаемые элементы, Руссо не столько пародирует академическую живопись, сколько исследует тему бессознательного, границы фантазии и реальности. Тщательно выписывая детали, он показывает: реальность и вымысел тесно взаимодействуют, образуя такие же сложные «переплетения», как и растения в джунглях. Не исключено, что сюжет картины навеян трудом Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», который вышел за несколько лет до написания картины.

Андрей Россохин: На первый взгляд, это библейская история про райский сад и Адама и Еву, которых искушает змей. Но, как в любом сне, здесь есть и скрытое содержание. Библейский сюжет – это лишь рисунок на занавесе. А суть «Сна» – в фантазиях детского «Я» художника, которые рисуют первичный рай – не библейский, а младенческий, – где мать принадлежит ребенку целиком и полностью.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Флора и фауна

Мария Ревякина: Почти все пространство холста занимает экзотический пейзаж, мы видим буйство растительности с разнообразными цветами, плодами, травой, животными. Художник, отвергавший многие законы классической живописи, в том числе и законы линейной перспективы, достигает эффекта глубины и трехмерности в изображении тропического леса благодаря сложным, причудливым переплетениям растений и богатой цветовой палитре.

Руссо использовал здесь более тридцати оттенков зеленого цвета. Животных автор тщательно маскирует: увидеть их всех можно только в том случае, если продолжительно вглядываться в картину.

Андрей Россохин: Важные атрибуты картины – глаза и уши. Привлекают внимание глаза льва и львицы, глаза заклинателя, играющего на флейте. А самый большой глаз здесь – у слоненка (1) с высоко поднятым хоботом, который скрывается за ветвями. Форму ушей льва и львицы (2) повторяют цветы и листья. А бутоны повторяют форму глаза слоненка. Фактически, все цветы вокруг состоят из этих двух символических образов. Вся природа словно обращена в слух и в зрение.

Слоненок

Андрей Россохин: Слоненок (1), подсматривающий за всем, что происходит, – это для меня главная фигура и ключ к разгадке содержания сновидения. Он похож на ребенка, который ночью подглядывает за тем, что происходит в спальне у родителей. Фактически, картина Руссо – это классическая фантазия маленького ребенка о первосцене – сексуальных отношениях родителей. В реальности ребенок понятия не имеет о том, что происходит за дверями родительской спальни. И проникнуть туда может только в своих детских фантазиях.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Женщина на диване

Мария Ревякина: Интересно, что поза женщины (3) и ее вытянутая левая рука напоминает нам позу Адама в «Сотворении Адама» Микеланджело. Рука – один из древнейших символов в искусстве, знак творческой, преобразующей природы человека. У Микеланджело рука Адама становится «посредником» при передаче духовной энергии от Бога человеку.

В картине Руссо Адама нет, но есть Ева. Она не лежит пассивно, позируя зрителю. Напротив, она активна, энергична, она создает мир вокруг себя. Она такое же творение Бога, как и мужчина. Так в картине прослеживается тема гендерного равенства, актуальная для современного живописцу общества.

Андрей Россохин: Фантазия ребенка рисует обнаженную героиню, в которой нет никакой сексуальности. Зато есть диван, по отзывам современников, принадлежавший королю Франции Людовику. Король – отец нации, родительская фигура, а значит, и диван его может играть роль родительской кровати. Рядом мы видим родительскую пару – льва, царя этих джунглей (отцовская фигура) и львица (женская, материнская фигура).

Обратите внимание: две женщины, львица и женщина, смотрят друг на друга. Обе мужские фигуры, музыкант и лев, смотрят в одну сторону: их взгляды направлены на самого художника. С последними ребенок связывает свою мужскую идентичность. Но в то же время он отрицает парные отношения: взгляды мужских и женских фигур на картине не пересекаются.

Рисуя в своем воображении первосцену, он при этом отрицает интимную связь родительской пары. Собственно, это пытается сделать каждый ребенок, желая, чтобы отец и мать принадлежали ему по отдельности. Здесь существует только мать, у которой нет сексуальных отношений с отцом.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Музыкант

Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя. Мистический образ музыканта вызывает любопытство, вовлекает зрителя в пространство картины, делая его участником сна, в то время как образ хищника говорит об опасности этого любопытства. Такой контраст неслучаен: лес с его глубиной, неожиданностями и тайнами, которые символизирует фауна, подобен нашему бессознательному – исследовать его интересно, но результат может быть непредсказуемым.

Андрей Россохин: Играя на флейте, заклинатель успокаивает не только змею как символ сексуального соблазнения. Руссо, комментируя картину, писал: «Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки». Флейтист – это детское «Я» художника – кстати, он сам играл на скрипке, – чьи фантазии мы видим на картине.

Флейта помогает ему успокаивать животные, сексуальные страсти внутри себя, гасить возбуждение, вызванное фантазиями о первосцене. Этот образ – ребенок сам успокаивает себя, играя на флейте, – вызывает ассоциацию с мастурбацией. Что дополняется образом слоненка, у которого поднят хобот, напоминающий эрегированный пенис.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Детали

Мария Ревякина: «Сон» привлекает внимание ритмичным повторением геометрических форм: так, оранжевая змея (5) повторяет изгибы тела Евы, а луна (6) – окружность ее груди. В христианской традиции луна ассоциировалась с двойственной натурой Бога.

Что касается змеи, то в одном из апокрифов, где упоминается о первой жене Адама, своенравной и независимой Лилит, сказано: именно Лилит явилась в виде змеи и искусила Еву, приревновав Адама и желая таким образом ему отомстить. Возможно, образ змеи здесь олицетворяет не только независимость от мужчины, но и теневую сторону женской натуры.

Фантазии о первичном рае

«Фантазируя о первосцене родителей, ребенок, точнее, детское «Я» художника, представляет себе первичный рай, – подводит итог Андрей Россохин. – Там нет сексуальности, Ева, его мать, еще не соблазнена змием и принадлежит ему, младенцу, целиком. Так воображение защищает маленького ребенка от признания того факта, что между родителями есть нечто, ему неподвластное. Мы видим здесь присутствие отцовской фигуры – в виде льва, музыканта. Но тайной телесной связи между отцом и матерью нет. Он может спать спокойно».

Об экспертах:
Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвигиАндрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвигиМария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Источник

Анри Руссо. Архаический авангардизм

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Сон

Опять же, в отличие от Пиросмани, Руссо имел постоянное место работы – парижскую таможню, а искусству посвящал вечера и выходные. Т.е. в чистом виде оправдывал термин «художник выходного дня», коим в Европе стали обозначать таких самодеятельных творцов, количество которых к концу XIX века все увеличивалось. Пиросмани, как вы помните, сделал искусство профессией и жил за счет него. Я постоянно буду сравнивать этих двух художников – во-первых, на мой взгляд, это два самых могучих примитива, а во-вторых, несмотря на расположение на одной историко-культурной полке, у них полно существенных различий. Например, вот то, что они воспроизводили в своей практике два совершенно разных способа профессионального существования. Пиросмани – средневековую по сути модель жизни бродячего живописца, работающего исключительно на заказ и в широком диапазоне от вывески до фрески; Руссо – современную ему европейскую модель, когда художник пишет что хочет, а пиарится и реализуется через выставки и сопутствующую профессии прессу.

За кисти Руссо взялся поздно, ему было тогда уже около 40 лет. А впервые выставился в Салоне Независимых в 1886 году. В этом Салоне выставлялись все, кто хочет, или кого не взяли на официозные Парижские салоны. Выставлялись там, помимо прочих, и люди совсем не слабые. В том же 1886 месте с Руссо, например, там висели Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк – народ все из самых крутых тогдашних новаторов.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Карнавальный вечер

Работа Руссо вызывала у публики, в основном, одну реакцию – хохот, что уже тогда косвенно свидетельствовало в пользу работы, а не публики. Лет за пятнадцать до того она точно так же ржала перед работами импрессионистов. А вот Камиллю Писсарро, одному из этих осмеянных импрессионистов, кстати, картинка Руссо понравилась. Он нашел в ней отменную точность валеров и тональное богатство.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Муза, вдохновляющая поэта. Портрет Гийома Аполлинера и Мари Лорансен

Эти же наивность и доверчивость рождали у Руссо бесстрашие и уверенность в своих силах. Профессиональный художник несколько раз подумает, прежде чем взяться за что-нибудь, чего он еще не делал. Наивный же художник, как дите малое, смело и энергично берется за все. Руссо, скажем, отметился в совершенно разных жанрах. Кроме уже показанного портрета, это натюрморт:

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Цветы в вазе

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Люксембургский сад. Памятник Шопену

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Футбол

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Корабль, попавший в шторм

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Ева

И даже многофигурная аллегория:

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Война

Но больше всего Руссо прославился своими экзотическими и фантастическими картинами:

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Ягуар, напавший на лошадь

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Голодный лев бросается на антилопу

За пределы Европы Руссо не выезжал никогда, хотя любил рассказывать, как во время службы в армии его послали в Мексику. Некоторые – верили. На самом же деле все его познания в области животного и растительного мира жарких стран происходили из посещений Ботанического сада и рассматривания журнальных картинок. Оно, может, и к лучшему – фантастичность его представлений об обстоятельствах тамошней жизни породили совершенно странные, завораживающие работы. В некоторые из них даже присутствует какая-то малопонятная мистика. Впрочем, не знаю, бывает ли мистика понятной.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Спящая цыганка

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Заклинательница змей

Когда в авангардизме к власти пришли сюрреалисты, они заново открыли Руссо. К тому времени он уже лет десять как умер, и его слегка подзабыли. Сюрреалисты же объявили его своим предтечей, мастером грез и снов. Так что фраза, в которой Руссо называет себя самым современным художником, перестала звучать дико.

Умер же Руссо от гангрены – поранил ногу. Барельеф на его могиле сделан знаменитым Константином Бранкузи, стихи написаны знаменитым Аполлинером.

Анри руссо сон ядвиги. Смотреть фото Анри руссо сон ядвиги. Смотреть картинку Анри руссо сон ядвиги. Картинка про Анри руссо сон ядвиги. Фото Анри руссо сон ядвиги
Могила Анри Руссо

Этот текст я начал со стихов, логично ими и закончить. Вот они:

Милый Руссо, ты нас слышишь?
Мы приветствуем тебя,
Делоне, его жена,
Господин Кеваль и я.
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда‑то меня, ты написал звездный лик.

Источник

Анри руссо сон ядвиги

Анри Руссо. Сон Ядвиги. 1910

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Не менее проста и одновременно завораживающа подпись к знаменитому Сну Ядвиги, которому сам Руссо в салоне 1910 года дал подзаголовок «Мечта»: «Ядвига, сладко заснув, видит дивный сон; она слышит звуки флейты, на которой играет заклинатель. Свет луны падает на цветы и зеленую листву, а ядовитые змеи прислушиваются к веселым звукам флейты»[62]. Это одно из самых последних произведений Руссо, и текст к нему звучит наиболее поэтично, менее зашифрованно, хотя и сохраняет всю свою сказочную лубочную природу. Он как бы продолжает фразу, ранее сказанную Руссо Вильгельму Уде:

Оборона Парижа

Лубочная картинка из Эпиналя

«Это не я сам пишу мои картины, но моя бедная жена водит моей рукой с кистью, когда я сплю»[63]. Руссо имел в виду свою первую, давно умершую жену Клементину, происходившую из обедневшей парижской знати, которой он приписывал польское происхождение и называл ее Ядвигой. Очевидно, что картина Мечта имеет непосредственное отношение к этому визионерству Руссо и комментирующий ее текст является прямым на то указанием, сохраняя форму маленького стихотворения в прозе.

Но, пожалуй, самым ярким и лаконичным поэтическим текстом, вернее фразой, Руссо снабдил свое эпохальное полотно Война. В списке отправленных им в салон картин оно называется «Война», а ниже Руссо записал: «Она приближается, устрашающая, оставляя за собой отчаяние, слезы и руины»[64]. В основе этой фразы снова лежит лубочная легенда-указание: одного изображения было как будто мало. Руссо требовалось пояснение, стремительный, адресованный к изображению комментарий. Все остальное Руссо оставил на суд зрителя, не просто увидевшего картину один раз в салоне, но живущего под ее воздействием, вернее, под властью чар Руссо, его откровения, которое требовало изображения и записи, дабы стать доступным всем без исключения.

Анри Руссо. Артиллеристы. 1893

Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк

В сознании Руссо запечатлелись очень многие персонажи и образы лубка. Знаменитые картинки с изображениями излюбленных французских святых были в каждом доме; эти крупные гравированные листы развешивались в детских и в притворах католических соборов, входя, как и «ех voto», в состав популярной церковной культуры. Наибольшей известностью пользовались лубочные картины Ф. Жоржена, на которых торжественно застыли святые со своими атрибутами, – это наиболее популярные лубочные образы первой половины XIX века. Привлекает к себе внимание изображение Св. Соланж – она застыла в длинном свободном одеянии с веретенами в руках на фоне кулисного пейзажа с лужайкой, по которой бродят коза и овцы. Облик Св. Соланж проглядывает в утрированных и искаженных чертах Музы Руссо со знаменитого парного портрета. Разумеется, в портрете Таможенника аполлинеровская Муза утратила какие-либо черты святости, но нужно учитывать, что при создании своего сложного образа Музы XX века Руссо пользовался не только произведениями древних и кватрочентистских мастеров, но и любимыми с детства лубками.

Вероятно, ему также была хорошо известна эпинальская картинка История Поля и Виргинии – лубочное переложение пользовавшегося большой популярностью в начале XIX века романа. В последней сцене-финале романа на берегу моря изображена распростертая Виргиния, выброшенная волнами после кораблекрушения. Знаменитая спящая цыганка на картине Руссо лежит на берегу ручья в той же самой позе.

И снова это нельзя считать простым совпадением, неумением мастера лубка и Руссо изобразить лежащую фигуру в более естественной позе.

Очевидно, в данном случае Таможенника привлекла эстетика лубка, поэтичность позы Виргинии при всей ее условности, романтическая таинственность персонажей эпинальской картинки. И задумав свою картину-сон, он воспользовался лубком наравне с салонными композициями Жерома. Прославленный академик и безвестный мастер лубка в равной степени послужили ему прототипами для создания собственной мифологии.

В портрете первой жены в рост, который сам Руссо любил больше всего и на знаменитых вечерах у себя в мастерской всегда, смотря на него, играл на флейте, угадываются позы барабанщиц и гренадерок с популярной эпинальской картинки Компатриотки, появившейся после наполеоновских войн. Карикатурные женские фигурки с лубка обрели в портрете-монументе Руссо, возможно, написанном уже после смерти «Ядвиги»-Клементины, строгую торжественность, но лубочные персонажи, видимо, крепко утвердились в его художественном сознании. Даже образ самого Руссо со знаменитого пражского Автопортрета имеет нечто общее с персонажем с палитрой и кистями в руке из лубка Кредит умер, его убили злостные неплательщики. Может быть, сам Руссо невольно отождествлял себя с лубочным персонажем и старался сохранить не только в живописи, но и в жизни его облик и манеру держаться.

Многофигурные композиции Руссо, такие как висевшая на стене в мастерской Пикассо Представители иностранных держав, пришедшие приветствовать Республику в знак мира или Сама Свобода приглашает художников принять участие в 22 Салоне Независимых, несомненно, восходят к лубку, в них прямо использована стилистика эпинальских картинок, гравировавшихся по случаю какого-либо значительного многолюдного события, отмечавшегося в городе, например Процессия в день праздника Господня. На картине, где забавные, равномерно ритмически расставленные «черные» фигурки тащат под мышкой свои картины в Салон Независимых, текст с именами художников введен в саму композицию. Это уже чисто лубочный прием: на белом картуше, который держит в лапах лев – в данном случае олицетворение Независимости, – написаны имена представленных в салоне художников:

«Вальтон (имеется в виду Ф. Валлотон. – М.Б.), Синьяк, Каррьер, Вийетт, Люс, Сера, Ортиц, Писсарро, Жоден, Анри Руссо и т. д., и т. д., и все прочие конкуренты». Здесь прямое называние персонажей и одновременно это шуточная запись. Как и в ряде других полотен, торжественность и серьезность сочетаются у Руссо с мягкой иронией, дружеской шуткой, и найти правильную интонацию помог ему лубок. Старая добрая эпинальская картинка наряду с уличными вывесками и рекламами стала тем художественным средством, с помощью которого Руссо удалось создать свой удивительный, полубалаганный и полувеличественный, исполненный глубокого лиризма поэтический мир.

Цит. по: L’Opera completa di Henri Rousseau… P. 113, № 256.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *