Александр экман сон в летнюю ночь
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ
Балет в 2 действиях
Премьера в России
Хореография: Александр Экман
Музыка: Микаэль Карлссон
Классические названия тем и хороши, что дают широкое поле для интерпретаций. Нет, мы вас приглашаем отнюдь не на Шекспира — а на фантасмагорическую фантазию Александра Экмана по мотивам скандинавской мифологии и традиций.
Итак, добро пожаловать на празднование Дня летнего солнцестояния в края, где колдовские жемчужно-белые ночи еще более загадочны, чем в наших широтах.
День летнего солнцестояния — это магическая дверь между ночью, которая так коротка, и днем, который тянется бесконечно. Именно в этот краткий миг грань между миром смертных и царством сверхъестественного истончается до предела — она непрочна, как вуаль, и так легко провалиться из одного мира в другой…
Резко контрастируя с безжалостной зимой, длинные летние дни в Скандинавии будят все живое, обостряют чувственность, призывают вслушаться в зов природы — да поскорей, пока неизбежная ледяная тень не запечатала все вновь в сосуд тишины и спокойствия…Мощный, смелый, абсолютно современный, но пропитанный могучей, аутентичной архаикой, этот балет имеет все шансы войти в историю жанра — не говоря уж о вашем персональном топ-листе.
Мировая премьера: 17 апреля 2015 ода, Королевская опера
в Стокгольме.
Честное слово, ничего подобного вы еще никогда не видели и никогда больше не увидите
Что бы вы ни думали о своих вкусах и предпочтениях, забудьте это и ступайте на «Сон в летнюю ночь». Я хожу в театры и на выставки более 35 лет. И это — одно из самых глубоких театральных потрясений за всю мою жизнь
Этот сон Александра Экмана щедр, осязаем и часто весьма поэтичен
Потрясающе: Балет Александра Экмана «Сон в летнюю ночь». Мнение зрителя
Это было очень пронзительно, необычно, свежо и захватывало сразу и полностью.
О балете писать не доводилось ещё ни разу. Разве только про «Лебединое озеро», да и то в известном контексте а-ля 1991-й. Писать сложно – ибо в балете я не понимаю вообще ничего. То есть совсем.
Будучи ещё курсантом, очень давно, доводилось смотреть оперу-балет в Большом театре «Повесть о настоящем человеке». Помню только то, что «немцы» танцевали почему-то в противогазах – автор так видит, и ещё помню отличное пиво в буфете, которого вне Большого было просто не достать. Ещё – несколько раз видел куски различных действ в новостях – и на этом всё.
И даже недавнее, около двух лет, увлечение итальянской оперой как-то не сподвигло продвигаться в сторону балета.
Балет Александра Экмана «Сон в летнюю ночь»…
Остаток балета (повезло, нашёл почти в самом начале) – смотрел не отрываясь, на одном дыхании. И далее – всё. Передать свой восторг всё равно не смогу, слов не хватит. Я посто был счастлив, что увидел это. Хочу увидеть ещё раз. Если надо – поеду в Париж, в Стокгольм и куда угодно. Но – обязательно увижу, чего и вам желаю.
И – считаю, как всегда, своим долгом и обязанностью поделится своими чувствами и открытиями с моим народом.
О балете, с сайта «Культуры»:
“Сон в летнюю ночь“ в Чикаго
Интригующий финал 62-го сезона The Joffrey Ballet и новый сезон
С 25 апреля по 6 мая 2018 года Балет Джоффри (The Joffrey Ballet) впервые в Северной Америке покажет спектакль шведского хореографа Александра Экмана “Сон в летнюю ночь“ (“Midsummer Nights’s Dream”) на музыку его соотечественника, композитора Микаэля Карлссона. Либретто балета существенно отличается от шекспировского первоисточника. Экман показывает, как отмечают праздник середины лета — праздник летнего солнцестояния (ночь на Ивана Купалу) в Скандинавии. Когда стирается грань между миром смертных и королевством сверхъестественного, праздник превращается в сказочную фантазию, танцоры пляшут на сене, пьют водку и отдыхают на железных кроватях…
Премьера балета состоялась в 2015 году в Шведском королевском балете.
Художник по костюмам — бывший танцор Нидерландского театра танца Бреги ван Бален. Сценограф и дизайнер по свету — Линус Феллбом. В его активе более ста восьмидесяти постановок, включая мировой тур рок-группы из Швеции Refused.
Все спектакли пройдут с участием известной шведской певицы Анны фон Хаусвольф и оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы The Joffrey Ballet Скотта Спека. Анна фон Хаусвольф исполняет композиции в стиле инди-рока и экспериментальной поп-музыки. Четвертый студийный альбом певицы “Dead Magic” (label City Slang) вышел в свет 2 марта 2018 года. В спектакле “Сон в летнюю ночь“ Анна фон Хаусвольф исполнит три песни Карлссона.
Сцена из спектакля “Сон в летнюю ночь” (Шведский королевский балет, 2015 год). Фото – Ханс Нилссон
Александр Экман начинал свою карьеру в качестве солиста. Он танцевал в Шведском королевском балете, труппе “Кульберг балет”, Нидерландском театре танца-2. Большую известность получил его многоактный балет для труппы “Кульберг балет” “Триптих Экмана – обучение увеселению” (2010). С 2009 года он занят производством фильмов, в частности, был одним из авторов картины “40 метров под”. Вместе с известным хореографом Матсом Эком работает над видеопроектом – пьесой Эка “Hall Plats”, создает инсталляции для Музея современного искусства в Стокгольме. В 2014 году Экман сочинил собственную версию “Лебединого озера”. Он использовал шестьсот литров воды и создал на сцене настоящее озеро. Костюмы для балета сделал дизайнер модной одежды Хенрик Вибсков. После премьеры он адаптировал костюмы для показа в Париже и Копенгагене на Неделях моды.
Экман известен балетному миру оригинальностью и большим чувством юмора. Он работал с ведущими балетными компаниями мира. “Сон в летнюю ночь“ — четвертый балет Экмана, который представляет Балет Джоффри. В 2013 году во время Чикагского фестиваля танца (Chicago Dancing Festival) мы увидели его ритмическую композицию “Эпизод 31” (“Episode 31”), в 2015 году — чикагскую премьеру балета “Тулле” (“Tulle”, тоже на музыку Микаэля Карлссона), в 2017 году в программе “Глобальные перспективы“ — мировую премьеру балета “Радость“ (“Joy“).
Балетом “Сон в летнюю ночь“ заканчивается шестьдесят второй сезон Балета Джоффри. Впереди (20 апреля) нас ждет традиционный часовой гала-концерт для обладателей абонементов (Joffrey Gala Performance).
Сезон выдался на редкость насыщенным. Он начался на сцене Лирик-оперы с оперы К.Глюка “Орфей и Эвридика“. С чикагской балетной труппой работал один из признанных мэтров мирового балета, легендарный художественный руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер. Это была совместная постановка Лирик-оперы, Оперы Лос-Анджелеса и Балета Джоффри. Впервые за долгие годы Ноймайер создал новый балет в США, и впервые в своей истории оперные театры Чикаго и Лос-Анджелеса создали совместный спектакль с Балетом Джоффри.
Большой интерес вызвала чикагская премьера новой версии “Жизели” А.Адана в хореографии испанской балерины, бывшего заместителя руководителя Балета Сан-Франциско Лолы де Авилы. В декабре Балет Джоффри повторил бессмертный “Щелкунчик“ П.Чайковского в хореографии лауреата премии “Тони“, английского балетмейстера Кристофера Уилдона. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Наконец, в февральской программе “Современные мастера“ мы познакомились с балетами “Kammermusik No. 2” Джорджа Баланчина и “Glass Pieces“ Джерома Робинса, а также с новыми работами Николаса Бланка и Майлса Татчера.
А теперь — о новом, шестьдесят третьем (2018-19 годов) сезоне театра. Центральным спектаклем сезона обещает стать мировая премьера балета Ильи Демуцкого и Юрия Посохова “Анна Каренина“ — первая в истории совместная постановка Балета Джоффри и Австралийского балета. Сценический дизайн – лауреат премии “Эмми” Том Пай, дизайнер по свету – Дэвид Финн (он работал с Мартином Скорсезе на фильме “Эпоха невинности”, “The Age of Innocence”, 1993).
Постер к спектаклю “Анна Каренина”
С 13 по 24 февраля 2019 года состоятся десять представлений балета в Чикаго, в мае 2020 года спектакль в исполнении труппы Австралийского балета увидят зрители Мельбурна.
Замечательный российский композитор Илья Демуцкий знаком нам по музыке к фильму Кирилла Серебренникова “Ученик” (“The Student”), за которую был удостоен премии Европейской киноакадемии и получил звание “Лучший кинокомпозитор Европы 2016 года”. Демуцкий – автор балетов “Герой нашего времени” и “Нуреев” (режиссер обоих балетов — Кирилл Серебренников, хореограф — Юрий Посохов), премьеры состоялись на сцене Большого театра соответственно в 2015 и 2017 годах. За балет “Герой нашего времени” Демуцкий в 2016 году получил премию “Золотая маска”. По заказу Балета Сан-Франциско Демуцкий сочинил балет “Оптимистическая трагедия”. Премьера состоялась в январе 2017 года.
Юрий Посохов – еще одно громкое имя в современной хореографии. Он родился в Ворошиловграде (теперь – Луганск). После окончания Московского хореографического училища был принят в балетную труппу Большого театра и в течение десяти лет танцевал главные партии на главной балетной сцене России. Среди его наиболее известных работ — главная партия в “Блудном сыне” С.Прокофьева – первом балете Баланчина в Большом театре. С 1992 года Посохов работает в Европе, с конца девяностых – в качестве хореографа.
В 1993 году Посохов исполнил партию принца Дезире в “Спящей красавице” в Балете Сан-Франциско. С 1994 до 2006 года был премьером калифорнийской труппы, в настоящее время работает резидентом-хореографом.
В хореографии Посохова мы видели несколько произведений, в том числе — балет “Дон Кихот” и композицию “RakU” – выразительную историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году. Премьера в Чикаго прошла в сентябре 2014 года.
В 2017 году Балет Джоффри показал балет Посохова “Чудесный мандарин” на музыку Белы Бартока. Одноактная пантомима о Девушке, Юноше и Мандарине превратилась у Посохова в исследование темных страстей мужчины и женщины. В балете участвовали семь танцоров. Мировая премьера состоялась в феврале 2017 года в Кливленде.
В программе “Across the Pond” (24 апреля – 5 мая 2019 года, десять спектаклей) намечена мировая премьера восходящей звезды современного балета, основательницы и художественного руководителя London’s 201 Dance Company, лондонского хореографа Андреи Уолкер. Название композиции пока не придумано. Среди других участников – Уэйн Макгрегор с чикагской премьерой балета “Kairos” и сэр Фредерик Эштон с “Симфоническими вариациями” (премьера Балета Джоффри).
В новом сезоне Балет Джоффри повторит два балета Кристофера Уилдона: “Лебединое озеро” (17 — 28 октября 2018 года, десять представлений) и “Щелкунчик” (1 – 30 декабря 2018 года, двадцать девять представлений).
Сцена из спектакля “Щелкунчик”. Фото – Шерил Манн
Традиционный часовой гала-концерт для обладателей абонементов (Joffrey Gala Performance) состоится 12 апреля 2019 года, впервые – в помещении Лирик-оперы.
Сцена из спектакля “Лебединое озеро”. Фото – Шерил Манн
В новом сезоне состоятся первые в истории совместные концерты Балета Джоффри и Чикагского симфонического оркестра (30 мая – 1 июня 2019 года, Симфонический центр). В программе: мировая премьера композиции на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” (фамилия балетмейстера пока неизвестна) и балет “Commedia” в хореографии Кристофера Уилдона на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла”.
После окончания нынешнего сезона (25 – 30 июня 2018 года) Балет Джоффри отправится на гастроли в Париж. Чикагская труппа примет участие в ежегодном летнем балетном фестивале Les Étés de la Danse (“The Summer of Dance”). Темой фестиваля этого года станет столетие со дня рождения выдающегося хореографа XX века Джерома Роббинса. Балет Джоффри представит в Париже два балета Роббинса: “Interplay” (первое исполнение чикагской труппой – 2013 год) и “Glass Pieces” (премьера в Чикаго состоялась в феврале этого года в программе “Современные мастера”). Гастроли пройдут на сцене La Seine Musicale.
Все спектакли Балета Джоффри нынешнего и будущего сезонов пройдут под сопровождение оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы The Joffrey Ballet Скотта Спека.
Начиная с сезона 2020-21 годов, Балет Джоффри становится резидентом Lyric Opera House (20 North Wacker Drive, Chicago). Контракт подписан на семь лет. Это не означает слияния Балета Джоффри и Лирик-оперы. Обе компании будут функционировать как независимые труппы. Исполнительный директор Балета Джоффри Грег Камерон говорит: “Будучи коренным жителем Чикаго, я очень рад возглавлять компанию в период роста и трансформации. Объединение двух символов Чикаго — еще один способ поддержать приверженность мэра Эмануэля национальному и международному туризму, сделав Чикаго одним из главных культурных столиц мира“.
До конца сезона 2019-20 годов спектакли Балета Джоффри будут, как и прежде, проходить на сцене The Auditorium Theatre of Roosevelt University. Административные и репетиционные помещения Балета Джоффри сохранятся в помещении Joffrey Tower.
Александр экман сон в летнюю ночь
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Сон в летнюю ночь»
Действующие лица и исполнители:
Оберон, царь эльфов — Клаудио Ковьелло,
Титания, царица эльфов — Франческа Подини,
Кавалер Титании — Габриэле Коррадо,
Тезей, герцог афинский — Маттео Бонджорно,
Ипполита, царица амазонок, невеста Тезея — Антонелла Альбано,
Пэк — Риккардо Массими,
Лизандр — Алессандро Грилло,
Гермия, влюбленная в Лизандра — Сабрина Браццо,
Деметрий — Маурицио Личитра,
Елена, влюбленная в Деметрия — Эмануэла Монтанари,
Основа, ткач — Мэтью Эндикотт,
Мотылёк — Даниэла Каваллери.
В спектакле принимает участие детский хор Большого театра.
В адаптированном либретто I действия балета по пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» пересекаются три сюжетные линии, связанные между собой предстоящей свадьбой афинского герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты. Двое молодых людей, Лизандр и Деметрий, добиваются руки Гермии. А Гермия любит Лизандра, за которого отец запрещает ей выйти замуж, и тогда влюблённые решают бежать, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти и помешать. Их преследует Деметрий, а подруга Гермии Елена (из ревности к Деметрию) устремляется за ним.
По вине легкомысленно путающего людей эльфа Пэка, которому Оберон поручил уладить любовную коллизию, ситуация запутывается ещё больше. Происходит череда забавных ошибок, вынуждающих всех участников хаотически менять предметы любви: сок волшебного цветка заставляет их сначала заснуть, а после пробуждения всем сердцем полюбить первого, на кого упал их взгляд. В результате и в чаще сумеречного леса, и в лабиринте любовных взаимоотношений персонажей происходят удивительные метаморфозы.
В то же самое время царь фей и эльфов Оберон и его супруга Титания, находящиеся в ссоре, прилетают в тот же лес, чтобы присутствовать на брачной церемонии Тезея и Ипполиты. Причина размолвки — мальчик-паж Титании, которого Оберон хочет взять к себе в помощники.
И в это же время к свадебному торжеству Тезея и Ипполиты ткач Основа и его друзья-ремесленники готовят любительскую постановку пьесы, репетировать которую они решили в том же лесу (текст читают по разложенному прямо на сцене громоздкому фолианту ― с картинками). По нелепой случайности Основа превращается в Осла, в которого тут же влюбляется Титания. Очень хорош их дуэт: от нежностей прекрасной Титании танцующего Осла всё время отвлекают лежащие на сцене аппетитные пучки сочной зелёной травы, ― «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!»(С).
К общей радости все эти ошибки до конца первого акта будут благополучно исправлены, и в итоге под венец пойдут сразу три пары влюблённых.
Начинающееся знаменитым так называемым «Свадебным маршем Мендельсона» II действие балета сюжета не имеет, это дивертисмент ― вот он и есть роскошная брачная церемония герцога Тезея и царицы амазонок Ипполиты, Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Кстати, у каждой пары влюблённых костюмы одинакового цвета (удобно с самого начала спектакля различать персонажи в многочисленных коллизиях этого волшебного «сна»): у Елены с Деметрием ― пурпурно-красного, Гермия и Лизандр ― в синих, только костюмы Тезея с Ипполитой выполнены в индивидуальных оттенках чёрно-серебристой гаммы.
Декорации к спектаклю минимальны ― в основном это роспись на заднике сцены и кулисах. Но есть ещё изысканное по дизайну (и фантастически необъяснимое по смыслу!) место, где обнаружился волшебный цветок, и изящной формы ложе Титании: выглядит как раскрытая устричная раковина, но его вид с тыльной стороны напоминает… увядший бутон розы. Да и сценические костюмы просто восхитительны: салатовых оттенков ― у Пэка, белые со стрекозиными крылышками ― у мотыльков, зеленоватые ― у разных мелких букашек (их партии трогательно исполняют юные учащиеся МГАХ) и необычные, причудливой формы серебристые мантии Оберона и Титании (сценография и костюмы ― Луиза Спинателли). Впрочем, в балетах Баланчина привлекает не оформление, а сама хореография: от безупречной геометрии жестов, па и перестроений на сцене невозможно отвести взгляд, ― прекрасная гармония движений просто завораживает!
Театр «Ла Скала» в октябре 2003 года уже показывал этот балет в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, и теперь он первым из зарубежных трупп выступает в Большом после завершения его реконструкции. В этот раз на гастроли приехал обновлённый состав балетной труппы «Ла Скала», и хотя привычно высокой планки собственного балета Большого театра им достичь не удалось (временами не хватает слаженности в ансамблях, отчётливо видна разница в академической подготовке даже среди исполнителей главных партий, да и впечатления воздушной лёгкости, возникающей благодаря отточенности техники, в танце эльфов-мотыльков как-то не ощущалось), но самое главное, что общее позитивное настроение, оставшееся после спектакля, это всё-таки не испортило. Удивительное явление ― хореография Джорджа Баланчина!
Александр Экман
Шведский хореограф Александр Экман начал свой путь в балетное искусство в десятилетнем возрасте в качестве ученика школы Шведского королевского балета. Завершив обучение, он становится танцовщиком в Королевской Опере в Стокгольме, затем в течение трех лет выступает в составе труппы Nederlands Dans Theater. Как танцовщик он работал с такими хореографами, как Иржи Килиан, Начо Дуато, Матс Эк. Переломным в его творческой судьбе становится 2005 г.: будучи танцовщиком труппы Cullberg Ballet, он впервые проявляет себя в качестве хореографа, представляя в Ганновере на Международном хореографическом конкурсе первую часть своей балетной трилогии «Сестры» – постановку «Сестры, прядущие лен». На этом конкурсе он занял второе место, а также удостоился приза критики. С этого времени Экман, завершив карьеру танцовщика, полностью посвящает себя балетмейстерской деятельности.
Наряду с Cullberg Ballet он сотрудничает с Балетом Гетеборга, Королевским балетом Фландрии, Норвежским национальным балетом, Балетом Рейна, Балетом Берна и многими другими труппами. Хотя карьеру свою он начинал в качестве классического танцовщика, как балетмейстер он отдал предпочтение современному танцу с его свободой, не скованной какими-либо правилами и устоявшимися традициями. Именно в таком стиле балетмейстер почувствовал возможность достичь главной цели, которую он всегда ставит перед собой, создавая ту или иную постановку – «что-то сказать» зрителю, «нечто изменить в людях, даже образ чувств». Главный вопрос, который задает себе хореограф перед началом работы над любой постановкой – «Зачем она нужна?» Именно такой подход, по мнению Экмана, уместен в искусстве, а не стремление к славе. «Я предпочел бы работать пусть с менее талантливым, но жадным до работы танцовщиком, чем с пресыщенной звездой», – утверждает Экман.
«Мастеря балет» (именно так Александр Экман называет свою работу), хореограф в стремлении «изменить образ чувств» публики всегда создает нечто неожиданное – даже музыка к некоторым постановкам написана им самим. Постановки Экмана всегда необычны, и потому привлекают внимание всего мира – например, балет «Кактусы» представлялся на восемнадцати сценах. Особенно неожиданным решением кажется использование музыки Йозефа Гайдна, Франца Шуберта – и на этой основе выстраивается остроумная постановка, воплощающая слегка ироничный взгляд на современный танец. Не меньшую известность получил его первый многоактный балет – «Триптих Экмана – обучение увеселению».
Но, хотя Экман сделал выбор в пользу современного танца, это не означает, что он совершенно не обращает взор в сторону классических традиций. Так, получив в 2010 г. предложение создать постановку для Шведского королевского балета, он представил в 2012 г. балет «Тюль», являющий собой своеобразное «размышление» на темы классического балета.
Но даже если Александр Экман обращается к популярным шедеврам прошлого, он дает им принципиально новую интерпретацию – таково «Озеро лебедей», новаторская трактовка «Лебединого озера», представленная хореографом в 2014 г. Артистам Норвежского балета пришлось нелегко, ведь они танцевали… на воде, хореограф создал на сцене настоящее «озеро», залив ее водой, для этого потребовалась не одна тысяча литров воды (по признанию хореографа, эта идея родилась у него во время пребывания в ванной комнате). Но не только в этом заключалось своеобразие постановки: балетмейстер отказывается от изложения сюжета, главные действующие лица – не принц Зигфрид и Одетта, а Наблюдатель и два Лебедя – Белый и Черный, столкновение которых становится кульминацией спектакля. Наряду с чисто танцевальными движениями в спектакле присутствуют и такие мотивы, какие были бы уместны в фигурном катании или даже в цирковом представлении.
В 2015 г. «Озеро лебедей» было номинировано на премию Benois de la Dance, и Александр Экман не был бы самим собой, если бы не удивил публику на концерте номинантов. Несмотря на то, что он уже достаточно давно не выступал как танцовщик, хореограф сам вышел на сцену и исполнил специально придуманный им для этого концерта юмористический номер «О чем я думаю в Большом театре». Лаконичный номер захватил публику не виртуозностью, а разнообразием эмоций – радость, неуверенность, страх, счастье – и, конечно, не обошлось без намека на творение балетмейстера: Экман вылил на сцену стакан воды. В 2016 г. на эту премию было номинировано другое творение балетмейстера – «Сон в летнюю ночь».
Творчество Александра Экмана многолико. Не ограничиваясь балетом в его традиционном воплощении, хореограф создает инсталляции с участием артистов балета для шведского Музея современного искусства. С 2011 г. балетмейстер преподает в Джульярдской школе в Нью-Йорке.